- в случае не обращения
по уважительным причинам с
ходатайством о признании
его вынужденным переселенцем
в течение 12 месяцев со дня
выбытия с места жительства
либо в течение одного месяца
со дня утраты статуса беженца
в связи с приобретением гражданства
Российской Федерации;
- в случае, когда
лицо покинуло место жительства
по экономическим причинам либо
вследствие голода, эпидемии или
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.
Лицо, покинувшее место
жительства по обстоятельствам,
которые предусмотрены п.1 ст.1
настоящего Закона и претендующее
на признание его вынужденным
переселенцем, должно лично или
через уполномоченного представителя
обратиться с ходатайством о
признании его вынужденным переселенцем
в территориальный орган миграционной
службы по месту своего нового
пребывания./7/
При положительном
решении вопроса о регистрации
ходатайства каждому лицу, претендующему
на признание вынужденным переселенцем,
выдается или направляется
свидетельство о регистрации
его ходатайства.
- Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем во многом схожи с правами и обязанностями беженцев. Вынужденные переселенцы имеют права на:
- получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации , но не ниже 100 рублей;
- получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;
- содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа в месту временного поселения. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель ( заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного переселения на территории Российской Федерации ;
- проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами ;
- медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения /8/, согласно ст.6 Федеральный закон «О беженцах».
Обязанности вынужденного
переселенца аналогичны обязанностям
беженцев, о которых я уже
говорила выше.
Лицу, признанному
вынужденным переселенцем, присваивается
статус вынужденного переселенца
сроком на пять лет и
выдается удостоверение, действительное
на всей территории Российской
Федерации./7/
Вынужденный переселенец
имеет право:
- самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами площади;
- при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
- на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания./8/
Кроме того, вынужденный
переселенец, так же, как и беженец,
обязан:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;
- соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
- при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
- проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.
Органы исполнительной власти
уполномочены на местах проживания
вынужденных переселенцев:
- предоставлять вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания и информацию об условиях проживания и о возможностях трудоустройства в этих населенных пунктах;
- включать вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности;
- оказывать вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление ( приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке;
- предоставлять вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья;
- содействовать вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;
- предоставлять в первоочередном порядке одинокому переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе место в учреждении социальной защиты населения;
- оказывать содействие в устройстве детей вынужденного переселенца в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального и профессионального образования;
- сопровождение и на охрану представительного территориального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
- получение питания и пользования коммунальными услугами в центре временного содержания или в центре временного размещения;
- медицинскую и лекарственную помощь;
- получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;
- подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрены аспекты
правового регулирования административно-правового
статуса граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства.
Традиционным принципом российского законодательства
является принцип национального режима,
согласно которому определяются принципы
административно-правового статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Под национальным режимом
понимается предоставление иностранным
гражданам и лицам без гражданства
такого же правового режима, какой
предоставляется российским гражданам.
Они пользуются теми же правами и
несут те же обязанности, что и
российские граждане, если иное не установлено
федеральным законом.
Все иностранные граждане
могут въезжать в Российской Федерации
и выезжать из Российской Федерации
при наличии визы по действительным
документам удостоверяющим их личность.
Лица без гражданства могут въезжать
в Российской Федерации и выезжать
из Российской Федерации при наличии
визы по действительным документам, выданными
соответствующими органами государства
их проживания удостоверяющим их личность
и признаваемыми Российской Федерации.
В заключении можно сделать
вывод, что правовое регулирование
административно-правового статуса
иностранных граждан и лиц
без гражданства в законодательстве
Российской Федерации осуществляемое
на основе норм Конституции РФ, федеральных
законов полностью соответствует
стандартам международного права и
обеспечивает надежную защиту прав и
свобод граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства,
находящихся на территории Российской
Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. – М.: Юрист, 2011. – 48 с.
- Об уполномоченном по правам человека: ФКЗ от 10.06.2008 г. № 1// СЗ РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011; 2011 – № 9. – Ст.1011;
- О беженцах: ФЗ от 28.06.1997 г. № 4528 // СЗ РФ. – 1997. – № 26. – Ст. 2956; 2012. – № 30. – Ст. 3613;
- О гражданстве Российской Федерации: ФЗ от 31.05.2002 г. №62// СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031; 2011 – № 22. – Ст.2031;
- О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: ФЗ от 15.08.1996 г. № 110 // СЗ РФ. – 1996. – № 34. – Ст. 4029; 1998. – № 30. – Ст. 3606; 2011. – № 26. – Ст. 3175.
- О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: ФЗ от 25.07.2002 г. №115 // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032; 2011. – № 30. – Ст 3032;
- О вынужденных переселенцах: Закон РФ от 22.11.1995 г. № 4530-I // СЗ РФ. – 1995. – № 52. – Ст. 5110;2011. – № 52 – Ст.5110.
- О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 32. – Ст. 1227; 2010. – № 32. – Ст.1227.
- О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 02.07.1992 г. № 3185-I // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1913;2011. – №33. – Ст. 1920.
- О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования: Указ Президента РФ от 25.05.1992 г. № 116// Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. – № 22. – Ст. 1216; 2011. - № 22. – Ст. 1214;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан» от 04.07.1992 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1992. – № 2. – Ст. 37; Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 31. – Ст. 3286; 1995. – № 49. – Ст. 4805.
- Положение о паспорте гражданина Российской Федерации: Утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 28. – Ст. 3444; 2011. – № 41. – Ст. 4918.
- Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2011. – 389 с.
- Борисова Н. Е., Дмитриев Ю. А. Проблема возрастных ограничений в российском законодательстве // Государство и право. – 1999. – № 11. – С. 25-30.
- Грось Л. Акты Конституционного суда Российской Федерации и право на судебную защиту // Российская юстиция. – 1998. – № 11. – С. 3-4.
- Жилин Г. Условия реализации права на обращение за судебной защитой
// Российская
юстиция. – 1999. – № 5. –
С. 14-16.
- Комарова В. В. Некоторые вопросы правового статуса вынужденных переселенцев в законодательстве Российской Федерации/ В. В. Комарова // Юрист. – 2011. – № 3. – С. 60-66.
- Комарова В. В. Новые федеральные законы России и правовой статус иностранных граждан // Юрист. – 2011. – № 2. – С. 46-50.
- Комарова В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации/ В. В. Комарова // Государство и право. – 2010. – № 9. – С. 21-31.
- Куракин А. В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России / А. В. Куракин // Государство и право. – 2009. – № 6. – С. 25-35.
- Матузова Н.И., Малько А.В. Теория государства и права / Н.И. Матузова, А.В. Малько // Государство и право. – 2009. – № 2 – 108с.
- Овчарова Е. В. Российское административное право : учеб. -метод. пособие./ Е. В Овчарова . – М. : Статут, 2007. – 46с.
- Попов Л.Л. Административное право/ Л.Л. Попов. //2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007 . – 419с.
- Пчелинцев С. В. Об ограничении прав и свобод граждан в условиях военного положения: теоретические аспекты / С. В. Пчелинцев // Журнал российского права. – 2011. – № 2. – 96с.
- Хаманева Н. Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений (Проблемы законодательного регулирования)/ Хаманева Н. Ю.// Государство и право . – 2009. – № 11. – С. 10-17.
- Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. -метод. пособие / А.Ф. Черданцев. – М .: Юрайт , 2008. – 432с .