Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что административно-правовые отношения связанные с правовым статусом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации всегда играли и играют существенную роль в жизни общества.
В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

Содержание

Введение 4
Понятие административно-правового статуса граждан РФ 6
Содержание административной правосубъектности граждан 11
Российской Федерации
Особенности административно-правового положения иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 14
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 24
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

АДМИНИСТРАТИВНО.docx

— 59.96 Кб (Скачать документ)

Ограничение права граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона/5/.

     Особенностью  административной правоспособности  является то, что ее осуществление  ограничивается рамками государственного  управления, она характеризуется  неразрывной связью прав и  обязанностей, выражающей сочетание  интересов личности и государства  в системе управления. Административная  правоспособность является основой  административной дееспособности. В настоящее время, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции РФ активно осуществляют административное правотворчество, административная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.

 Административная дееспособность - это фактическая возможность  практической реализации предоставленных  гражданину прав и выполнения  возложенных на него обязанностей  в сфере государственного управления.

Административная деликтоспособность гражданина – способность нести административную ответственность за совершенные административные правонарушения. Административная деликтоспособность иных субъектов административного права возникает и прекращается так же, как и их административная правосубъектность./22/

 

 

 

 

 

Условия административной деликтоспособности гражданина:

  1. достижение установленного законом возраста (16 лет);
  2. вменяемость – нормальное состояние психической сферы человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

На основе административной правоспособности граждане вступают в  административно-правовые отношения. В таких отношениях они могут  выступать в качестве стороны, обязанной  выполнять обращенные к ней требования административно-правовых норм, исходящих  от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных  лиц (например, обязанность соблюдать  требования органов санитарно-эпидемического надзора); стороны, реализующей принадлежащие  ей законные права и вступающей в  связи с этим в правоотношения (например, реализуя право на защиту, гражданин обращается с административной жалобой, с иском в суд).

По способу возникновения  административные правоотношения можно      классифицировать на отношения, возникающие в связи:

  1. с реализацией гражданами их законных прав (право на медицинскую помощь, право на обслуживание и др.);
  2. с выполнением гражданских обязанностей (платить законно установленные налоги и сборы и др.);
  3. с нарушением органами исполнительной власти, их должностными лицами прав и законных интересов граждан (отношение по жалобе);
  4. с нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (ответственность за административное правонарушение).

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

 

Административно – правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в первую очередь конституцией РФ 1993 года, в частности ст. 27, 62, 63.

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской федерации./1/

Так же статус иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации определяется международными договорами РФ; Федеральным  законом РФ "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002г; Федеральном  законом Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации»; постановлением правительства  и иными нормативно правовыми  актами. 

Административно – правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и  гарантированных государством.  Что касается содержания правового  статуса иностранных граждан, то в структурном плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации.

В соответствии с Законом  РФ "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002г №115-ФЗ, иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства/6/.

Лицом без гражданства  признается физическое  лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства/4/.

Безгражданство может  быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство - с момента рождения. Относительное безгражданство -наступившее в результате утраты гражданства .

Власть Российской Федерации  распространяется на всех лиц, находящихся  на ее территории.

Иностранные граждане и лица без гражданства для въезда и  выезда из Российской Федерации должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу, выдаваемую дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями. Основаниями  для оформления въезда иностранных  граждан и лиц без гражданства  являются:

- письменное обращение  (лично или через представителя)  в дипломатическое или консульское  учреждение Российской Федерации; 

- по приглашению российского  физического или юридического  лица, порядок оформления которого  устанавливается Правительством  Российской Федерации; надлежащим  образом оформленный договор  о туристской поездке./6/

Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в Российской Федерации постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Изъятия из этого правила устанавливаются  законодательством Российской Федерации  и заключаемыми Российской Федерацией международными договорами./6/

Законодательство различает  иностранных граждан, постоянно  проживающих в Российской Федерации, и временно пребывающих на территории Российской Федерации, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные  граждане могут постоянно проживать  на территории Российской Федерации, если они на то имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социального обеспечения).

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в  Российской Федерации правами и  несут обязанности наравне с  гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами или международным договором  Российской Федерации./6/

Российская Федерация  предоставляет политическое убежище  иностранным гражданам и лицам  без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права./1/

Однако административная правоспособность иностранных граждан  и лиц без гражданства уже  правоспособности граждан Российской Федерации. Иностранные граждане и  лица без гражданства не имеют  прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством Российской Федерации.

Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства пользуются правами:

- на обжалование незаконных  действий (решений) органов государственной  власти и местного самоуправления, их должностных лиц; 

- на свободу и личную  неприкосновенность; на неприкосновенность  жилища; на свободный труд;

- на охрану здоровья  и медицинскую помощь; на образование; 

- на свободу совести  и т.д.

Но в отличие от граждан  Российской Федерации, для иностранных  граждан установлены ограничения  в области труда, связанные с  их принадлежностью к другому  государству. Например:

- они не пользуются  избирательным правом и, следовательно,  не избираются в органы государственной власти;

- они не участвуют во  всенародном голосовании (референдуме);

- не могут назначаться  на отдельные должности или  заниматься трудовой деятельностью,  если назначение на эти должности  или занятие такой деятельностью  связано с принадлежностью к  гражданам Российской Федерации.

Иностранные учащиеся и студенты учебных заведений Российской Федерации  пользуются правами и несут все  обязанности учащихся и студентов  в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

При соблюдении установленных  правил проживания в Российской Федерации  иностранные граждане имеют право  передвижения по территории Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются  для обеспечения государственной  безопасности, охраны общественного  порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют  определенных обязанностей, возлагаемых  на граждан Российской Федерации. Так, они не несут обязанностей воинской службы. Однако они несут установленные  обязанности перед Российской Федерацией. Иностранные граждане, прибывшие  в Российскую Федерацию на постоянное проживание, обязаны получить в органах  внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны  соблюдать законы, уважать Конституцию  Российской Федерации, традиции и обычаи народов России.

За нарушение правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и правил транзитного  проезда через территорию Российской Федерации иностранные граждане привлекаются к ответственности  в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. /6/

Из общего законодательства, определяющего статус иностранных  граждан, имеются изъятия относительно граждан государств, входящих в СНГ. Они пользуются большей свободой на пересечение границ Российской Федерации  в виду их «прозрачности» и др. Эти  изъятия устанавливаются соглашениями между государствами — участниками  СНГ.

Положения ч. 3 ст. 62 Конституции РФ устанавливают конституционные основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации/1/. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства России/4/.

Документальным подтверждением гражданства иностранного государства  может служить, согласно ст. 24 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации», заграничный паспорт или заменяющий его документ./6/

Документом, удостоверяющим гражданство иностранца, также может  служить вид на жительство, выдаваемый органами внутренних дел Российской Федерации.

К лицам без гражданства (апатридам) относятся лица, не принадлежащие  к гражданству Российской Федерации  и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства./6/

Вместе с тем ни Конституция, ни другие нормативные акты не устанавливают  различий в правовом положении иностранцев  и лиц без гражданства. Действующее  законодательство исходит из того, что они равны перед законом  независимо от происхождения, официального и имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования и т.д.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, на иностранных граждан распространяется национальный режим, т.е. режим, который предоставлен российским гражданам. В соответствии с этим иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане России, за исключением некоторых ограничений, устанавливаемых только федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а не какими-либо другими нормативными актами./1/

Согласно Закону РФ  "О  гражданстве Российской Федерации"  от 31.05.2002 № 62-ФЗ гражданство Российской федерации прекращается ввиду следующих причин : «вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации»/3/.А приобретается «по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации»./4/

Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства