Административно-правовой статус граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть теоретические основы вопроса об административно-правовом статусе граждан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть основы административно-правового статуса граждан.
2.Рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
3.Рассмотреть гарантии прав и законных интересов граждан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
1. Основы административно-правового статуса граждан………………….5
2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления…9
3. Гарантии прав и законных интересов граждан…………………………14
Заключение…………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая адмнистративка.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки

Российской  Федерации 

Уральский институт коммерции и права

Ханты-Мансийский филиал 
 

кафедра: АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. 

курсовая работа

   

Дисциплина: Административное право  

тема: Административно-правовой статус граждан 
 
 
 
 
 

студента  полного курса

формы обучения, заочного

отделения, набора 2008 года

Ханты-Мансийского  филиала

УИКиП

Алиева  Ольга

Викторовна 
 
 
 
 
 
 
 

Ханты-Мансийск,2010г 
 
 
 

Содержание

    Введение…………………………………………………………………….…3

  1. Основы административно-правового статуса граждан………………….5
  2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления…9
  3. Гарантии прав и законных интересов граждан…………………………14

    Заключение…………………………………………………………………...27

    Список литературы…………………………………………………………..30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

      За  прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно  обновилось и стало занимать ведущее  положение в регулировании общественных отношений. Так как предметом  регулирования административного  права является совокупность тех  отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

              Гражданин вовлечен в устойчивую  политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав  и обязанностей. Лица, постоянно  проживающие на территории конкретного  государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.

              Российское государство, зафиксировав  права человека и гражданина  в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.

                    Однако, не все права и обязанности  человека и гражданина производны  от его конституционного правового статуса. Немало таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

      Объектом исследования является гражданин.

      Предмет изучения административно-правовой статус граждан.

      Сказанное выше обуславливает актуальность рассматриваемой  проблемы в рамках исследования по административному праву.

      Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические  основы вопроса об административно-правовом статусе граждан.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть основы административно-правового статуса граждан.

2.Рассмотреть  права и обязанности граждан  в сфере государственного управления.

3.Рассмотреть  гарантии прав и законных интересов  граждан.

      В данной работе использовались литературные источники следующих авторов: Прудникова, Андрюшина, Хаманева, Бахрах, Россинского, Старилова, Алёхина, Кармолицкого, Козлова, Баглая, Стахова.

      Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Основы административно-правового статуса граждан.

     Права и обязанности граждан в сфере  административного права в основном производны от конституционных и  конкретизируются во многих законах  и подзаконных актах.

     Согласно  Конституции - человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и «несет равные обязанности», предусмотренные Конституцией1.

     Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий, важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем:

      Комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права;

      гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;

      правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости:

    • от принципа разделения властей - на акты органов, законодательной власти и акты органов исполнительной власти;
    • от юридической силы - на законы и подзаконные акты;
    • от характера компетенции издающих их органов - на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

     В правовых актах не отождествляется  правовой статус личности (человека) и  гражданина Российской Федерации. Гражданин  обладает большим объемом прав и  обязанностей, чем человек как  таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам.

     В формировании и реализации составляющих административно-правового статуса  граждан России, помимо Конституции  Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

издают  правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той  или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

     Организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;

     помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты);

     осуществляют охрану прав и свобод граждан2.

     Большинство основных (конституционных) прав граждан  нуждается в административно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены  административно-правовыми нормами, то зачастую становятся благими пожеланиями, красивыми обещаниями. Так, нормы Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"3, закрепив право граждан России на получение заграничного паспорта, процедуру его получения и ряд других вопросов, урегулировали административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд из России и въезд в нее. Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан России обращаться в государственные и муниципальные органы. Очевидно, что для реализации этого права нужен федеральный закон, закрепляющий порядок его осуществления. Необходимо уточнить круг субъектов соответствующих отношений: могут ли обращаться в органы публичной власти лица, не являющиеся гражданами России, можно ли обращаться в частные организации, к тому же нужно решить вопрос об ответственности за бюрократическое отношение к обращениям граждан.

     Таким образом, административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным  правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления4.

      Под административной правоспособностью  гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности  административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения.

    Конституцией  Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести  и др.)

     Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы:

     статусные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;

     адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться.

      Одним из прав граждан, находящихся в административной правовой сфере, является право на хранение и ношение определённых видов оружия5. Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации.

     Административная  дееспособность гражданина - признаваемая за ним способность своими личными действиями:

     а) приобретать права и обязанности  административно-правового характера;

     б) осуществлять их.

     Такая дееспособность включает также способность  гражданина лично нести ответственность  за совершенные правонарушения в  соответствии с действующими правовыми актами.

     Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут  быть граждане, определяется их административной правоспособностью. Но возникают они  в процессе реализации гражданами своих  субъективных прав и юридических обязанностей, как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа государственного управления, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в осуществлении субъективных прав инициатива преимущественно принадлежит гражданам.  
 
 

2. Права и обязанности  граждан в сфере  государственного  управления.

     Проблеме  административно-правового статуса  граждан посвящена значительная научная литература. Гражданин - приоритетный субъект административного права, так как в структуре публичного интереса, выраженного данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечивается судом6.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан