Административно-правовой статус граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть теоретические основы вопроса об административно-правовом статусе граждан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть основы административно-правового статуса граждан.
2.Рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
3.Рассмотреть гарантии прав и законных интересов граждан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
1. Основы административно-правового статуса граждан………………….5
2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления…9
3. Гарантии прав и законных интересов граждан…………………………14
Заключение…………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая адмнистративка.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

     Здесь необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения  первого типа называются жалобами, но иногда

заявлениями25, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременного исполнения судебных решений, например, взыскании алиментов, возмещения ущерба поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не по адресату, а по порядку рассмотрения.

     Обращения граждан в суд закон называет жалобами (жалоба - это обращение  в государственные или иные официальные органы, а должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан)) и исками, и общее название - судебная жалоба - является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

    • на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;
    • по делам частного обвинения;
    • кассационные.

     Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, результат рассмотрения которых - акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела. Право гражданина обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы26.

     Право на жалобу является средством защиты и средством укрепления законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного выражения мнений.

     Право на общую административную жалобу является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Ему корреспондирует абсолютная обязанность субъектов государственной власти разъяснять гражданам их право на обжалование, принимать, регистрировать жалобы, давать ответы заявителям.

     Право на жалобу не ограниченно по содержанию и по форме. Обжалованы, могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы - не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

     Действующее законодательство и сложившаяся  практика почти не знают ограничений  права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы, могут быть не законные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействие в сфере управления, производства, обслуживания.

     Субъекты  обжалуемых деяний - не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и  рядовые служащие. Обращение может  быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов. По форме общая жалоба может быть письменной или устной и даже переданной по телефону, радио, индивидуальной и коллективной. Законодательными актами установлено, что граждане вправе направлять жалобы в компетентные органы управления, депутатам, в прокуратуру, общественные и международные организации.

     Подача  общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют  и количественные ограничения права  на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же, либо в разные органы одновременно либо в разное время. “Письменное обращение гражданина, - должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащие, этих сведений, признается анонимными и рассмотрению не подлежит”.

     Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц. Из этого правила установлены три исключения:

  1. заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней;
  2. если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц;
  3. жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются, в центральных органах в 15-дневный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

     Если  два первых исключения связаны с  содержанием жалобы, то третье - с  ее автором27.

     В производстве по жалобам граждан  выделяются четыре стадии.

      1. Первичная обработка. На этой  стадии получают письменные, выслушивают устные жалобы, регистрируют их и в пятидневный срок обеспечивают первичное движение: определяют, кто и как будет работать с жалобой, либо пересылают ее в компетентную организацию, уведомляя об этом заявителя.

      2. Проверка жалобы. Здесь производится сбор необходимой информации (путем ознакомления с документами, бесед с людьми и т.д.), ее анализ, ознакомление с законодательством.

      3. Принятие решения. О принятом  решении сообщается заявителю,  отрицательный ответ должен быть  мотивирован. Сообщение может быть письменным или устным. В тех случаях, когда жалобы не удовлетворяются, ответ всегда должен быть письменным

      4. Исполнение принятого решения 

     Право на специальную административную жалобу, чаще всего является еще одним  способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его. Специальная жалоба характеризуется следующими признаками:

    1. наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения;
    2. специальными основаниями для обжалования (приказ руководителя, постановления по делу об административном правонарушении и т.п.), прямо названные в законе;
    3. четким определением субъектов права, признанием таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;
    4. составлением обязательно в письменной форме, наличием адресатов жалобы;
    5. процедурными особенностями в производстве по конкретным видам жалоб;
    6. специальными сроками подачи жалобы;
    7. специальными, более краткими, сроками ее рассмотрения28.

     Сопоставление общей и специальной, предусмотренной КоАП РФ, жалоб позволяет выявить их отличия.

     Во-первых, такая специальная жалоба может  быть подана только лицом, привлеченным к ответственности, потерпевшим  или от их имени адвокатом29, а общая жалоба каждым гражданином.

       Во-вторых, специальная жалоба данного  вида должна быть письменной, а для общей жалобы форма не установлена.

       В-третьих, адресатами специальной  административной жалобы выступают  вышестоящие органы. Круг же адресатов  общих жалоб значительно шире.

       В-четвертых, специальная жалоба  должна быть направлена адресату  в определенный срок (десять дней) со дня вынесения постановления,  а для общей сроки не определены.

     В-пятых, подача в установленный срок специальной  жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания30, обращение же с общей жалобой таких последствий не влечет.

       В-шестых, специальная жалоба подается  через орган, вынесший постановление,  который обязан в течение трех  суток направить ее вместе  с делом по подведомственности31. Общую жалобу гражданин может направить по своему усмотрению прямо одному из многих адресатов.

       В-седьмых, жалоба в порядке  производства по делам об административных  правонарушениях рассматривается  уполномоченным на то органом  в 10-дневеый срок. Для разрешения общих жалоб законодательством установлены иные сроки.

     Из  приведенного примера, очевидно, что право на специальную жалобу намного уже права на общую жалобу. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки пересматривать дела, а следовательно, усилить защиту прав граждан. В самом деле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу. Установление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случае установлены более краткие сроки рассмотрения специальных жалоб32.

     В целях усиления судебной защиты прав граждан 30 июня 1987 г. был принят Закон  СССР “О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан”. 2 ноября 1989 г. был принят аналогичный Закон СССР в новой редакции.

       В настоящее время действует  Закон Российской Федерации “Об  обжаловании в суд действий  и решений, нарушающих права свободы граждан”33. Судебный порядок рассмотрения жалоб является надежным способом охраны прав граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями должностных лиц. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, которые независимы, обладают необходимой для разбирательства дел квалификацией, а сама процедура судебного разбирательства наилучшим образом приспособлена для выявления истины.

     В соответствии с законом, каждый гражданин вправе обратится с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти - это административная юстиция или правосудие по административным делам. Административная юстиция в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

      1. это разрешение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего;
      2. споры разрешаются обычными судами;
      3. порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РФ и АПК РФ.

     В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

      • нарушены права и свободы гражданина
      • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод
      • незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности

     Жалоба  направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика. Для обращения в суд  установлены следующие сроки:

      • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
      • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

     Жалоба  рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. Суд, признав  обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем  восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности, предусмотренной законами об ответственности данного государственного служащего, вплоть до предоставлении об увольнении. В настоящее время следует различать два способа судебного обжалования:

      1. по общему праву;
      2. на основе специальных норм.

     Судебные  жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные и конституционные (уставные) суды.

     Судебное  обжалование на основе специальных  норм - исключение из судебного обжалования  по общему праву. В установленных  специальными нормами случаях жалобы тоже направляются в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием. Так, КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть сразу направлена в суд; подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления34.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан