Административно-правовой статус граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть теоретические основы вопроса об административно-правовом статусе граждан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть основы административно-правового статуса граждан.
2.Рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
3.Рассмотреть гарантии прав и законных интересов граждан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
1. Основы административно-правового статуса граждан………………….5
2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления…9
3. Гарантии прав и законных интересов граждан…………………………14
Заключение…………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая адмнистративка.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Примером  специальной судебной жалобы может  быть жалоба на основании Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»35, в соответствии с которой решение и действия (бездействия) центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации.

     Общее право граждан на судебное обжалование  закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется  не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. По итогам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд принимает одно из следующих решений36:

      1. о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
      2. о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.

     В случае если Конституционный Суд  признал закон, применяемый в конкретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело в любом случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

     В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, Федеральных окружных арбитражных судах субъектов Российской Федерации образуются коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административно-правовых отношений, в том числе об обжаловании гражданами определенных актов и действий органов и должностных лиц (например, об обжаловании отказа в государственной регистрации самостоятельной предпринимательской деятельности граждан и другое). Однако не могут быть обжалованы в арбитраже нормативные акты. Он рассматривает дела о недействительности актов, адресованных конкретным лицам или группам лиц.

     Специальные жалобы в арбитражные суды гражданами подаются, если установленный федеральным  законом для определенной категории дел досудебный (претензионный) порядок, урегулирования споров между сторонами соблюден37.

     Специальное право не поглощает собой общее  право обжалование. Внесудебное  обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и свобод. Однако реальное осуществление  права и жалобы затруднено для  граждан сильной бюрократизацией в их разрешении, отсутствием неотвратимой ответственности виновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получения доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной потерей значительного времени и обремененностью судебного обжалования пошлиной, введение платы за выдачу необходимых документов38.

     Эффективность права жалобы как права средства защиты права и свобод граждан  предполагает устранение из законодательства всего того, что отягощает его  реализацию. Должна быть сохранена ответственность за подачу жалобы в клеветнических целях и специально установлена ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о разрешении жалоб и заявлении граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Административно-правовой статус гражданина является частью общего правового статуса, который регламентируется гл. 1 и 2 Конституции РФ, а также специальными нормативно-правовыми актами по вопросам статуса гражданина.

      В состав правового статуса гражданина многие авторы включают различные элементы: права, обязанности, ответственность, правоспособность, гарантии. В науке нет единого мнения по определению правового статуса личности. Правовой статус гражданина, складывается из трех основных элементов: прав, обязанностей и ответственности. В новом Федеральном законе о гражданстве последнее определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

      Глава 5 нового Кодекса РФ об административных правонарушениях является первой по счету главой Особенной части Кодекса (его раздела II), ее название - "Административные правонарушения, посягающие на права граждан". В этом ее первостепенное место в числе других глав Особенной части. К правам и свободам граждан, об ответственности за нарушение которых идет речь в рассматриваемой гл. 5 Кодекса, относятся: права граждан на участие в выборах и референдумах (ст. 5.1-5.25), право на свободу совести и вероисповедания (ст. 5.26), трудовые права граждан (ст. 5.27-5.34, 5.40), права несовершеннолетних (ст. 5.35-5.37), право на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 5.38), право на получение информации (ст. 5.39), право на социальную помощь при погребении (ст. 5.41), права инвалидов (ст. 5.42-5.43) и право на социальное страхование (ст. 5.44). Почти все права из приведенного перечня относятся к ряду основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина, закрепленных ст. 32, 28, 37, 31, 24, 39 и другими статьями Конституции РФ.

      Это лишний раз подчеркивает значимость данных общественных отношений, охраняемых нормами административной ответственности КоАП РФ. Если рассмотреть структуру гл. 5 КоАП РФ более детально и сопоставить со структурой действовавшего до 1 июля 2002 г. Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, то можно сделать вывод о том, что основная часть норм рассматриваемой главы перенесена из старого кодекса в новый с незначительными редакционными поправками.

      Так, в гл. 5 справедливо помещены: ст. 5.26 (соответствующая содержанию ст. 193 КоАП РСФСР) "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях"; ст. 5.35 (ст. 164 КоАП РСФСР) "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних"; ст. 5.36 (ст. 193-1 КоАП РСФСР) "Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей"; ст.5.37 (ст. 193-2 КоАП РСФСР) "Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью" и ст. 5.38 (ст. 166-1 КоАП РСФСР) "Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании".

      Это обусловливает новые акценты  в определении сущности и объекта данных правонарушений - они не просто нарушают установленный законом порядок управления, а прежде всего, посягают при этом на важнейшие права и свободы человека и гражданина.

      Из 44 статей гл. 5 более половины - 25 статей - посвящены административной ответственности за нарушение законодательства РФ в сфере отношений, связанных с выборами (избирательных отношений), а также организацией и проведением референдума.

      Обновление  за последние годы федерального законодательства о выборах и референдумах обусловило и развитие норм об административной ответственности за нарушение требований и запретов, установленных названным законодательством. Другим достаточно крупным блоком правовых норм в гл. 5 КоАП РФ являются нормы об административной ответственности в области трудовых отношений.

      Блок  этих норм претерпел значительные изменения в связи с одновременными разработкой и принятием Трудового кодекса РФ. Рассмотрение составов административных правонарушений, закрепленных в гл. 5 нового  КоАП РФ , позволяет сделать вывод о существенном расширении перечня составов административных правонарушений в сфере защиты прав граждан, в частности трудовых, и о качественном изменении правовых норм в плане усиления гарантий защиты и охраны прав граждан не только в политической (избирательных прав), но и в социально-экономической сфере, прав работников предприятий, учреждений, организаций, несовершеннолетних, инвалидов и других категорий граждан.

      Можно предполагать, что обновленный с  принятием КоАП РФ правовой механизм защиты прав граждан путем привлечения виновных лиц к административной ответственности будет работать более четко и слаженно, чем раньше. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Источники:

  1. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г. №1-ФКЗ (ред.от 02.06.2009 г.).
  2. ФЗ «Об оружии» от 13.12.1996 г. №150-ФЗ (ред.от 09.02.2009 г., с изм. от 14.03.2009 г.).
  3. ФЗ «О государственной службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ (ред. от 25.12.2008 г.).
  4. ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. №114-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.).
  5. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006г. №59-ФЗ
  6. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации» от 18.05.2005 г. №51-ФЗ (ред. от 03.06.2009 г.).
  7. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г. №4866-1 (ред. от 09.02.2009 г.).
 

Литература:

  1. Административно процессуальный кодекс Российской Федерации. Новосибирск., 2009.
  2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Зерцало, 1997.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд.группа: ИНФА. М – НОРМА, 1997.
  4. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 1999.
  5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право 3-е издание. М., 2008.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Новосибирск., 2009.
  7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Ростов н/Д., 2007.
  8. Прудников А.С., Андрюшин Х.А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина. М., 1998.
  9. Стахов А.И. Административная ответственность: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2004.
  10. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан