Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:00, реферат
Любая социальная система нуждается в управлении, т. е. в деятельности определенных субъектов по руководству элементами этой системы. Управляющие оказывают упорядочивающее воздействие на людей, обеспечивая согласованность их действий, оберегая общество от нежелательного поведения управляемых. Управление обязательно базируется на подчиненности одного лица другому, на определенной иерархии, возникающей между людьми.
Введение 3
1. О подходах к пониманию административно-процессуального права. 4
2.Предмет административно-процессуального права как самостоятельной отрасли российского права. 6
3. Система административно-процессуального права. 8
4. Источники административно-процессуального права. 9
5. Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права. 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Стало быть, в сферу действия той или иной процессуальной отрасли «попадает» соответствующее материальное правовое отношение. Иначе и быть не может, ибо фактическое отношение, приобретая форму правового отношения с целью достижения правового результата, может это сделать только с помощью соответствующих процессуальных норм российского права, регулирующих процедуру достижения требуемого или желаемого юридического результата».
Во-вторых, на предмет процессуальной отрасли права «несомненное влияние оказывает и наличие соответствующего вида процесса — гражданского, административного и уголовного. Как уже отмечалось, процессуальное право регулирует не только отношения, складывающиеся в ходе осуществления того или иного вида процесса, но и различные стороны самой этой процессуальной деятельности путем установления определенных правил её отправления.
… нормативное регулирование процессуальной деятельности определенных органов государственной власти составляет немалую задачу соответствующей процессуальной отрасли российского права. В наиболее сложном виде эта задача стоит перед административно-процессуальным правом, от которого требуется надлежащее регулирование широкой и многообразной процессуальной деятельности многочисленных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».
В-третьих, «На предмете процессуальной отрасли российского права несомненно отражается то обстоятельство, что помимо «обслуживания» своих, одноименных отраслей, они участвуют в необходимых масштабах в реализации определенных групп правовых норм и иных материальных отраслей российского права».
В-четвертых, «Поскольку отношения, регулируемые
материальным административным правом,
входят основной частью в предмет административно-
Полностью разделяю мнение,
согласно которому предмет материального
административного права «
Административное право часто проявляет свою регулятивную роль и там, где действуют нормы иных материальных отраслей российского права, т. е. там, где складываются управленческие по своей сути отношения, входящие в предмет трудового, финансового, природоохранного, предпринимательского и даже гражданского и других отраслей права, что не исключает, однако, их из механизма административно-правового регулирования.
«В итоге можно сказать,
что предмет административно-
а) общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;
б) те общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права, которые (отношения) связаны с решением задач государственного управления, т. е. осуществления исполнительной власти и для своей реализации требуют процессуальных действий органов исполнительной власти;
в) сама процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.
… самая существенная особенность предмета любой процессуальной отрасли российского права … состоит в том, что если в предмет материальной отрасли входят только качественно обособленные общественные (фактические) отношения, то в предмет процессуальной отрасли входят уже не только эти отношения, ставшие теперь уже правовыми под воздействием норм данной отрасли материального права, но и процессуальная деятельность соответствующих государственных органов, в первую очередь органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому у процессуальной отрасли двуединая задача — регулировать правовые отношения, с одной стороны, и сам порядок их реализации, т. е. определенную разновидность процесса, — с другой.
Отсюда следует,
что предметом регулирования
административно-
В конечном счете можно
сказать, что предметом административно-
Система общественных отношений, составляющих
предмет регулирования административно-
Элементами системы любой отрасли права выступают институты данной отрасли, т.е. группы правовых норм регулирующие однородные по характеру виды общественных отношений, входящие в предмет правового регулирования данной отрасли права.
Мнений по поводу системы
административно-
Основой таких представлений
является мнение В.Д.Сорокина. С его точки зрения, основу системы административно-
Первая группа норм составляет Общую часть административно-
Другая большая группа
административно-процессуальных норм
регулирует более узкие, обособленные
группы общественных отношений, возникающих
главным образом в ходе осуществления
того или иного вида административного
производства. Эти нормы в своей совокупности составляют Особенную часть административно-
Общая часть, по мнению В.Д.Сорокина включает группы норм (институты) регулирующие:
1) статус участников административного процесса;
2) порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления;
3) контрольно-надзорную
деятельность в целях
Особенная часть включает группы норм (институты), регулирующие следующие производства:
1) по принятию нормативных
актов государственного
2) по предложениям
и заявлениям граждан и
3) по административно-правовым жалобам и спорам;
4) производство по делам о поощрениях;
5) регистрационное;
6) лицензионное;
7) исполнительное;
8) по делам об административных правонарушениях;
9) по дисциплинарным делам.
Мнение о делении
административно-
В данном курсе лекций
помимо перечисленных В.Д.Сорокиным
производств, в рамках особенной
части курса административно-
10) контрольно-надзорное производство и
11) производство по
применению отдельных мер
В юридической науке и
Учитывая особенности предмета
регулирования административно-
В широком смысле под источниками
административно-
В узком смысле источником административно-
По количеству и разнообразию источников
система источников административно-
В зависимости от правовых свойств
источников административно-
Конституция Российской Федерации — нормативный юридический акт, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Ряд норм Конституции Российской Федерации, наряду с материально-правовым имеют достаточно выраженное административно-процессуальное содержание. Так, например, граждане Российской Федерации имеют право: свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30); участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32);
Граждане России имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) и т. д.
Важное значение для
административно-
Федеральные
конституционные законы. В иерархии нормативных юридических
актов как источников права они занимают
вторую строку, вслед за Конституцией
Российской Федерации. Этот факт достаточно
красноречиво свидетельствует о важности
данного источника административно-
К числу федеральных конституционных законов, содержащих административно-процессуальные нормы, в частности, относятся: от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», от 30 января 2002 г. «О военном положении».
Федеральные
законы. Это основная по численности группа законодательных
источников, многие из которых содержат
нормы административно-
Информация о работе Административно-правовые методы государственного управления