Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 11:49, курсовая работа
Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественно-властных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
Введение 3
1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения 7
1.1 Понятие, черты административно-правовых норм 7
1.2 Классификация административно-правовых норм 11
2. Административно-правовые отношения 17
2.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений 17
2.2 Структура административно-правовых отношений 23
2.3 Виды административных правоотношений 27
Заключение 40
Библиографический список 43
Федеральное
агентство по образованию
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Имени
П.А. СТОЛЫПИНА»
КАФЕДРА
Административного
права и государственного
строительства
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине Административное право
на
тему: Административно-правовые
отношения
Выполнила:
Студентка 3 курса, 3 группы,
Заочной (сокращенной) формы обучения,
Специальности Государственное и муниципальное управление
Агарёва Анна Викторовна
Руководитель__________________
Саратов 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения 7
1.1 Понятие, черты административно-правовых норм 7
1.2 Классификация административно-правовых норм 11
2. Административно-правовые отношения 17
2.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений 17
2.2 Структура административно-правовых отношений 23
2.3 Виды
административных
Заключение 40
Библиографический
список 43
ВВЕДЕНИЕ
Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, т.е. соответствующими государственными органами. Данное условие полностью применимо и к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих1.
Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественно-властных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
Административно-правовые отношения, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, являются фундаментальным базисом. Из наиболее общей характеристики административно-правовых отношений следует выделить некоторые особенности, способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод административного права, которые дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми отношениями.
Исходя из всего вышеуказанного, целью данной работы является исследование вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, характерных черт, отличий от других правовых отношений, и, наконец, обозначение места, которое занимают административно-правовые отношения в общественной жизни и в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования. Задачей работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в литературе.
Любая
отрасль российского права
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.3
Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая административное, и занимает ведущее место.
Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего, потому что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны. А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой, определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.
Таким образом, административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Теоретико-
Эмпирическую базу составила практическая информация касательно заданной темы исследования.
Актуальность
выбора данной темы обусловлена возможностью
выяснения сущности административно-правовых
норм, административно-правовых отношений,
их структуры и изучение принципов государственного
управления и контроля сложнейшим механизмом
– государством.
1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения
Нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (в органах представительной власти, суда, прокуратуры). Они распространяют свое действие также на организацию и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, определяют порядок их взаимодействия с органами государственной власти. Однако они не регулируют внутреннее управление в частных предприятиях, фирмах, концернах и т.д.
Нормы административного права
определяют границы должного, управомоченного
или запрещенного поведения
Специфика предмета
Во-первых, в содержательном плане
нормы административного права
закрепляют отношения по
Во-вторых, нормы административного
права определяют
В-третьих, административно-
В-четвертых, в отличие от
В-пятых,
административно-правовые нормы устанавливаются
не только законодательным путем, но
и в значительной мере в процессе
административного
Нормы
административного права