Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 11:49, курсовая работа
Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественно-властных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
Введение 3
1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения 7
1.1 Понятие, черты административно-правовых норм 7
1.2 Классификация административно-правовых норм 11
2. Административно-правовые отношения 17
2.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений 17
2.2 Структура административно-правовых отношений 23
2.3 Виды административных правоотношений 27
Заключение 40
Библиографический список 43
Нормативно-правовые акты - основной вид источников административного права. Под источниками права понимаются внешние конкретные формы выражения правовых норм.
Основными источниками административного права являются:
Нормы административного права, содержащиеся в этих источниках, образуют в своей совокупности систему административного права. В системе административного права выделяются нормы Общей и Особенной частей.
В рамках Общей части административного права выделяются нормы, образующие следующие правовые институты:
Административно-правовые нормы подразделяются на различные виды по целому ряду оснований.
В зависимости от содержания выделяются материальные и процедурно-процессуальные нормы7. Материальные нормы определяют объем и содержание прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус. Они регламентируют правовой режим деятельности субъектов административного права, устанавливают запреты и ограничения на ту или иную деятельность, административные санкции за их нарушение и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций. Процедурно-процессуальные нормы регламентируют процесс функционирования органов государственной администрации в их отношениях с другими субъектами административного права. Процедурные нормы определяют порядок реализации компетенции, прав и обязанностей, установленных нормами материального административного права. Они регулируют процедуру, формы и методы нормотворческой и правоприменительной деятельности государственной администрации. Процессуальные нормы регламентируют порядок осуществления юрисдикционной деятельности, т.е. отношения, складывающиеся с участием юрисдикционного органа в процессе разбирательства правовых конфликтов в виде административных правонарушений и административных споров.
В зависимости от функций права административно-правовые нормы подразделяются на учредительные, регулятивные и охранительные. Учредительные нормы различны по своему функциональному назначению и диапазону действия. Они закрепляют отправные, принципиальные положения материального или процессуального характера. Структура этих норм включает два основных элемента: объем и определение. Объем указывает условия применения учредительной нормы, а определение закрепляет значение того или иного термина, используемого в административном праве либо принцип административного права. Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения субъектов административного права. Они определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, обстоятельства и прекращения этих отношений. Охранительные нормы обеспечивают охрану регулятивных норм от нарушений, защиту прав и свобод граждан в случае их ущемления неправомерными действиями административных органов.
В зависимости от юридической силы выделяются законодательные и подзаконные административно-правовые нормы. Законодательные нормы содержатся в федеральных законах и нормативных актах законодательной власти субъектов Федерации. Подзаконные нормы могут быть общими и отраслевыми (ведомственными). Общие подзаконные нормы содержатся в актах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ. Отраслевые нормы устанавливаются посредством ведомственных нормативных актов.
В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права8 делятся на:
По
форме предписания
1. императивные (подлежащие обязательному, безусловному исполнению);
2. рекомендательные (не носящие обязательного характера и содержащие рекомендации, советы о целесообразности совершения определенных действий);
3. диспозитивные (предлагающие несколько вариантов решения либо допускающие возможность согласования прав и обязанностей сторон);
4. стимулирующие (обеспечивающие с помощью средств материального и морального воздействия образцовое выполнение своих обязанностей участниками управленческих правоотношений).
В
зависимости от территории действия
различаются: общефедеральные, региональные
(действующие на территории субъекта
РФ), межтерриториальные, местные и
локальные (внутриорганизационные) нормы
административного права. Эти нормы по
сроку действия подразделяются на временные
(введенные на определенный срок), бессрочные
(не имеющие заранее определенного срока
действия), чрезвычайные (рассчитанные
на время существования определенных
чрезвычайных обстоятельств).
Рис 1.1
Особенная часть административного права состоит из норм, регулирующих отношения в отдельных отраслях государственного управления.
Эти
нормы группируются по трем основным
направлениям: а) нормы, регулирующие управление
экономикой; б) нормы, регулирующие управление
в социально-культурной сфере; в) нормы,
определяющие порядок управления административно-политической
сферой.
Рис 1.2
Нормы
административного права
2. Административно-правовые отношения
2.1
Понятие и особенности административно-правовых
отношений
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, отличающихся по характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Они обладают всеми основными признаками любого правового отношения9:
-
первичность правовых норм, вследствие
чего правоотношение есть
-
регламентация правовой нормой
действий (поведения) сторон этого
отношения; корреспонденция
- установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.
Соответственно,
административно-правовое отношение -
урегулированное
Вторая
концепция административно-
Несмотря на некоторые различия в понимании сущности административно-правовых отношений, можно отметить общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в них ничего не говорится о таком фундаментальном признаке этих отношений, как важность установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Этот недостаток вытекает в отсутствие правового режима административно-правовых отношений, отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).
Особенностями административно-правовых отношений являются11:
Это - сфера государственного управления - понятие, границы которого в течение всей истории определялись объемом и направленностью практической деятельности по реализации исполнительной власти. Сфера государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы, в которой задействованы огромное количество различного рода производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных коллективов, тысячи граждан;