Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественно-властных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения 7

1.1 Понятие, черты административно-правовых норм 7

1.2 Классификация административно-правовых норм 11

2. Административно-правовые отношения 17

2.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений 17

2.2 Структура административно-правовых отношений 23

2.3 Виды административных правоотношений 27

Заключение 40

Библиографический список 43

Работа состоит из  1 файл

курсовая - адм. право.doc

— 305.50 Кб (Скачать документ)

     К числу горизонтальных отношений  относятся следующих административно-правовых отношения:

  • отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения. Это - связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами, в которые они вступают по поводу, например, подготовки и принятия совместных нормативных актов управления; отношения по согласованию совместных управленческих действий; отношения в связи с проведением совместных заседаний и т.п.;
  • отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения.

     Названные группы отношений относятся к числу административно-процедурных;

  • отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;
  • отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность). Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.

     Характеристика  горизонтальных административно-правовых отношений предполагает учет ряда особенностей. В частности, любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект - субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения. Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении. Отсюда - временное проявление горизонтальности таких правоотношений, а также их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам административно-правовых отношений.

     Горизонтальные  административно-правовые отношения  могут иметь место как:

  • предшествующие непосредственному управленческому воздействию;
  • возникающие после непосредственного управляющего воздействия в целях наиболее эффективной его реализации;
  • отношения административно-договорного характера.

     Проблема  диагональных административно-правовых отношений на сегодняшний день остается дискуссионной23.

     Горизонтальные  административно-правовые отношения своей непосредственной задачей воздействие на управляемый объект не имеют. Фактически они подготавливают последующее управляющее воздействие. Поэтому можно встретить такие названия вертикальных и горизонтальных административно-правовых отношений, как отношения основные и не основные. Схожа с ними и классификация административно-правовых отношений на субординационные (властности) и координационные (властность отсутствует). Горизонтальные административно-правовые отношения понимаются как совокупность конкретных вертикальных административно-правовых отношений между двумя субъектами государственного управления, которые в целом уравновешивают их положение по поводу того, по поводу чего они вступили в это множество конкретных правоотношений. Найти сегодня пример одного конкретного административно-правового отношения нельзя. Во-первых, это противоречит важнейшему признаку административно-правовых отношений - их властности. Во-вторых, анализ конкретных ситуаций приводит автора в одних случаях к выводу о том, что они являются отношениями, не урегулированными нормами права. Тогда это не правоотношения вообще и не административно-правовые отношения, в частности. В других же случаях рассмотренные примеры не имеют хотя бы одного из признаков горизонтальных административно-правовых отношений, отчего становятся правоотношениями вертикальными.

     Классификация административно-правовых отношений  и оснований их возникновения  и прекращения является необходимым  предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Для административно – правовых отношений  характерными являются следующие особенности: одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо,  наделенное управленческими полномочиями. Административно-правовые отношения являются властеотношениями, органы исполнительной власти, являющиеся непременным субъектом административно-правовых отношений, и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не являются обязательными.  Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (внесудебном) порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти.  В случае нарушения одной из сторон нормативных требований, она несет ответственность перед государством и в лице его органов.

     В административно-правовых отношениях, как основном элементе механизма  правового регулирования, индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников отношений. Эти отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников,  как конечный результат согласованности управляющего, стимулирующего и преобразовывающего действия24. Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:

  • управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
  • управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  • управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
  • отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.

     Итак, административно – правовые отношения – это регулируемые и гарантируемые нормами административного права управленческие общественные отношения сторон (их права, обязанности, методы, формы, предписания, дозволения, запреты, ответственность и т.п.), складывающиеся в сфере исполнительной власти, государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функции управления в связи с осуществлением последними функций государственного управления.

     Подводя итог вышесказанному можно извлечь обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех социальных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:

  • управленческие отношения - в рамках таких отношений непосредственно выполняются задачи, функции и права исполнительной власти;
  • управленческие отношения внутриорганизационного характера - возникают в процессе работы субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  • управленческие отношения - возникают с участием субъектов местного самоуправления;
  • отдельные управленческие отношения организационного характера - проявляются в сфере «внутренней» жизни различных негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

     Управление  действует во всех областях социальной жизни, эта деятельность велика по объему и разнородна по содержанию. Во многих ситуациях административная работа настолько специфична, настолько  близко связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного права, а других его отраслей. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное следствие - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому крайне важно в определении предмета административного права внести уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права РФ. 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список 

     Агапов  А.Б. Административное право 7-е изд. Учебник для вузов М.:ЭКСМО: 2010. 384

     Административное право. Учебно-практическое пособие. М., 2008.

     Административное право. Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.

     Административное  право. Учебник для Вузов. Смоленский М.Б. 2008

     Алексеев  С.С. Общая теория права. М., 2005. Т.1.

     Алехин  А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2009

     Бахрах  Д.Н. Административное право. М., Норма, 2009.

     Бахрах  Д.Н. Важные вопросы науки административного  права // Государство и право, 2008 № 2

     Бахрах  Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

     Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная  часть. - СПб.: ГУАП, 2007.

     Елагин  Р.И. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ:УЧЕБНИК  ДЛЯ ВУЗОВ М.:Волтерс Клувер: 2010: 820

     Князев  С. Д. Административное право РФ: предмет, система, реформирование // Правоведение, 2001, № 5

     Котельникова  Е.А., Семенцова И.А., Смоленский М.Б. Административное право: Учебник. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 328 с.

     Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. – М.: "Приор-издат", 2003. - 110 с.

     Овсянко Д.М. Административное право: Учебное  пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. –  М.: Юристъ, 2002. – 367 с.

     Солдатов  А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

     Старилов  Ю. Н. Курс общего административного  права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА  М), 2002. — 711 с.

     Ткач  А.Н. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Основы наук. Юридические М.:Издательство Юрайт. 2009

     Основы  административного права http://imp.rudn.ru/ffec/juris/ju26.html#26-2 Дата обращения (02.10.2010) 
 

Информация о работе Административно-правовые отношения