Административные отношения: их признаки и элементы, содержание и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание

Целью выполнения данной курсовой работы является рассмотрение темы административных отношений. Изучение их признаков, элементов, содержания и видов.

Содержание

Цели и задачи 3
Введение 4
1 Основные признаки и элементы системы административно-правовых отношений 5
1.1 Основные признаки 5
1.2 Основные элементы системы 7
1.2.1 Субъекты 7
2 Понятие, содержание и виды административных правоотношений 9
2.1 Содержание административно-правовых отношений 9
2.2 Особенности административных правоотношений 14
2.3 Элементы административного правоотношения 15
2.4 Виды административного правоотношения 18
3. Правонарушения в административном праве 20
3.1 Понятие и признаки административного правонарушения 20
3.2 Состав административного правонарушения 21
3.3 Виды административных правонарушений 24
4 Административная ответственность 25
4.1 Понятие и принципы административной ответственности 25
4.2 Основание административной ответственности 27
4.3 Административные взыскания 29
Заключение 31
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 61.04 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

Тульский государственный  университет

 

 

 

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине

«Административное и таможенное право»

по теме:

«Административные отношения: их признаки и элементы, содержание и виды»

 

Выполнила студентка: Косолапова В.В.

Проверила преподаватель: ??????????????????????????????????????????

 

 

 

 

Тула 2010 г

Оглавление

Оглавление…………………………………………………………………………2

Цели и задачи 3

Введение 4

1 Основные признаки и элементы системы административно-правовых отношений 5

1.1 Основные признаки 5

1.2 Основные элементы системы 7

1.2.1 Субъекты 7

2 Понятие, содержание и виды административных правоотношений 9

2.1 Содержание административно-правовых отношений 9

2.2 Особенности административных правоотношений 14

2.3 Элементы административного правоотношения 15

2.4 Виды административного правоотношения 18

3. Правонарушения в административном праве 20

3.1 Понятие и признаки административного правонарушения 20

3.2 Состав административного правонарушения 21

3.3 Виды административных правонарушений 24

4 Административная  ответственность 25

4.1 Понятие и принципы административной ответственности 25

4.2 Основание административной ответственности 27

4.3 Административные взыскания 29

Заключение 31

Список использованной литературы 31

Цели  и задачи

Целью выполнения данной курсовой работы является рассмотрение темы административных отношений. Изучение их признаков, элементов, содержания и видов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административные правовые отношения  − это регулируемые и охраняемые нормами административного права управленческие отношения сторон (субъектов и объектов управления), складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, уполномоченных должностных лиц.

 А также отношения управленческого  характера, возникающие при осуществлении  функций и задач государственного  управления иными органами государственной  власти. Также управленческие отношения,  которые возникают в сфере  негосударственного управления  в связи с осуществлением (в  соответствии с законом) этими  субъектами функций и задач  государственного управления.

В административных правовых отношениях как в основном элементе механизма правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников (субъектов и объектов) управленческих отношений. Эти правовые отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников (сторон), выступают как конечный результат согласованности управляющего, упорядочивающего и преобразовывающего воздействия со стороны субъекта управления (начальника) на объекты управления (подчиненных) в процессе реализации функций и задач государственного управления.

 

 

 

1 Основные признаки и элементы системы административно-правовых отношений

    1. Основные признаки

 

В отличие от гражданско-правовых, административно-правовые отношения имеют односторонний государственно-властный характер в процессе осуществления управленческих отношений при реализации внешних и внутренних функций и задач государственного управления.

Субъект управления (орган исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, их должностные  лица) при этом оказывает сознательное (волевое), целенаправленное и упорядочивающее  воздействие на объекты управления (подчиненных) в форме и методах, определенных законодательством. Используя при этом методы убеждения и принуждения для решения повседневных задач во всех сферах жизнедеятельности государства и общества в целом;

Административно-правовые отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях в масштабе государства, примером тому является ФКЗ «О Правительстве РФ». В котором, регламентированы, управленческие отношения, реализуемые высшим органом исполнительной власти во всех сферах и областях государственного управления. Как на уровне ФОИВ, их территориальных органов, так и на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ, органов государственного управления. Кроме того, административные правовые отношения возникают в процессе реализации управленческих отношении, возникающих в деятельности органов законодательной власти, судебной власти, их обслуживающих аппаратов, органов прокуратуры, контрольных органов, органов военного управления, негосударственных учреждений, уполномоченных осуществлять часть государственных функций и задач в сфере правоохранительной деятельности;

Основным объектом воздействия административно-правовых отношений является поведение участников, сторон (субъектов и объектов управления), которое обусловлено сознанием и волей каждой из сторон. В этом правиле есть и исключение. Объектом правоотношений может быть и предмет, например, объект авторского права, а также нематериальный объект − честь и достоинство человека и гражданина;

Административно-правовые отношения регулируют и охраняют в основном публично-правовые интересы, возникающие в осуществлении деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ. Часто публичный интерес трактуется просто как государственный интерес. Однако это не совсем так: при осуществлении государственного управления это понимается как адекватная реакция государственных органов власти и управления на требования общества в создании надежной социально-экономической защиты, нуждающихся в этом граждан и осуществления эффективной правоохранительной деятельности;

Административно-правовые отношения возникают по инициативе уполномоченных субъектов управления (органов исполнительной власти, государственного управления по поводу осуществлении функций правового регулирования), а также по инициативе объектов управления, в результате неудовлетворительной реализации управленческих отношений субъектом управления (в форме заявлений, предложений, жалоб физических и юридических лиц);

Административно-правовые отношения иногда характеризуются равноправием участников отношений. Например, при заключении административных договоров между федеральными органами исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов РФ или между соответствующими органами власти субъектами РФ.

Административно-правовые отношения  также имеют характер равенства  сторон перед законом при разрешении управленческих конфликтов и споров, рассматриваемых уполномоченными  на то органами, должностными лицами в  ходе административного процессуального  производства;

Административно-правовые отношения, регламентируют управленческие отношения и по своей сути являются организационно-правовыми, то есть с помощью норм права упорядочивается процесс организации управления с целью оптимального функционирования органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ.

1.2 Основные элементы системы

1.2.1 Субъекты

 

Субъектами административно-правовых отношений являются стороны, по инициативе одной из которых, на основании нормы  права и юридического факта возникают, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения.

Субъектами административно-правовых отношений в основном являются:

  • органы исполнительной власти;
  • органы государственного управления;
  • администрации органов МСУ;
  • их уполномоченные должностные лица;
  • административные комиссии при органах МСУ;
  • предприятия, учреждения и организации государственной и муниципальной формы собственности, их должностные лица;
  • государственные, муниципальные служащие, служащие негосударственных организаций и общественных объединений;
  • негосударственные организации и общественные объединения;
  • физические лица (в основном это граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства);
  • представители общественных формирований и иных негосударственных организаций уполномоченные на основании закона осуществлять некоторые правоохранительные функции и задачи (например, ДНД, товарищеские суды, общественные пункты охраны правопорядка и др.).

Права и обязанности физических лиц в сфере административного  права основаны на конституционных  правах и обязанностях и детализированы во многих законах и актах управления.

Общим объектом регулирования административно-правовых норм, являются управленческие отношения, а непосредственным объектом — поведение  субъектов этих правоотношений. В  каждом административно-правовом отношении  его участники реализуют представленные им права и обязанности, которые  связаны с объектом правоотношения (поведением сторон).

Реализация прав и обязанностей субъектов административного правоотношения может быть связана не только с  их поведением (правомерным, неправомерным), ибо такие отношения возникают  и по поводу вещей, продуктов творчества, а также по поводу личных нематериальных благ (охрана чести и достоинства). Тогда в таких случаях объектом административно-правовых отношений  являются не поведение сторон, а  вещи, продукты творчества или личные нематериальные блага — честь, достоинство.

Юридические факты являются основаниями  возникновения, изменения или прекращения  административно-правовых отношений. Юридические факты имеют осознанный, волевой характер. Это правомерные  и неправомерные действия (бездействия) людей. Юридические факты имеют  простой и сложный состав. Простой  юридический факт − рождение ребенка − требует дать ему имя и зарегистрировать. Сложный юридический факт − это поступление гражданина, окончившего среднюю образовательную школу, в институт. В юридический факт входят: сдача необходимых документов об образовании, медицинской справки, сдачи вступительных экзаменов, прохождение конкурса и приказ ректора о принятии на учебу.

Юридическое событие − это независящее от воли людей событие, требующее государственной регистрации. В связи с этим наступает изменение объема административной правосубъективности. Например, гражданину исполнилось 18 лет, он приобрел активное избирательное право и обязанность стать на учет для решения вопроса о прохождении военной службы по призыву.

 

2 Понятие, содержание и виды административных правоотношений

 

 2.1 Содержание административно-правовых  отношений

 

Содержание административно-правовых отношений определяется, как правило, разным объемом административной правосубъективности  сторон административно-правовых отношений, связанных с ограничением по возрасту, состоянию здоровья, установленным  в судебном порядке социальным статусом и др.

Правосубъективность − это правоспособность и дееспособность в единстве и  развитии.

Административная правоспособность − это закрепляемая за субъектом  права возможность иметь права  и обязанности, носящие юридический  характер.

У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается в связи со смертью, а у юридических лиц  с момента регистрации и до ее прекращения в порядке, определенном законом.

Специальная административная правоспособность у государственных и муниципальных  служащих возникает с момента  зачисления их на должность и прекращается с момента их увольнения.

Административная дееспособность − это закрепленная за субъектами права возможность своими действиями приобретать субъективные права  и исполнять обязанности, предусмотренные  законодательством.

Административно-правовые отношения  носят двухсторонний характер: например, праву субъекта управления соответствуют  обязанности объекта управления, и наоборот праву подачи жалобы объектом управления соответствует обязанность  субъекта управления рассмотреть эту  жалобу в срок и по существу и в срок сообщить результат по жалобе, кроме этого также регламентировано законом право любого гражданина на обращение в орган исполнительный власти, государственного управления, корреспондируется с обязанностью должностного лица этих органов, уполномоченных должностных лиц рассмотреть по существу это обращение и принять соответствующее решение по этому вопросу в определенном законом порядке.

В реализации административных правоотношений основная роль, в целом государственно-властная, принадлежит субъектам органов  исполнительной власти, государственного управления, администраций органов  МСУ,  их должностным лицам. Управленческие отношения являются наиболее комплексными и сложными публичными отношениями, так как своими результатами затрагивают  весь спектр жизненно важных связей между  государством и его гражданами.

Административно-правовые отношения, возникающие в процессе регламентации  и регулировании прав, обязанностей, задач, функций, форм, методов и ответственности  участников (сторон), одновременно воздействуют на правосознание, поведение и характер деятельности субъектов этих отношений.

Виды административных правовых отношений  классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация видов  административно-правовых отношений, по нашему мнению, дана в работе А.П. Коренева по:

1) содержанию;

2) соотношению прав и обязанностей  участников отношений;

Информация о работе Административные отношения: их признаки и элементы, содержание и виды