Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью выполнения данной курсовой работы является рассмотрение темы административных отношений. Изучение их признаков, элементов, содержания и видов.
Цели и задачи 3
Введение 4
1 Основные признаки и элементы системы административно-правовых отношений 5
1.1 Основные признаки 5
1.2 Основные элементы системы 7
1.2.1 Субъекты 7
2 Понятие, содержание и виды административных правоотношений 9
2.1 Содержание административно-правовых отношений 9
2.2 Особенности административных правоотношений 14
2.3 Элементы административного правоотношения 15
2.4 Виды административного правоотношения 18
3. Правонарушения в административном праве 20
3.1 Понятие и признаки административного правонарушения 20
3.2 Состав административного правонарушения 21
3.3 Виды административных правонарушений 24
4 Административная ответственность 25
4.1 Понятие и принципы административной ответственности 25
4.2 Основание административной ответственности 27
4.3 Административные взыскания 29
Заключение 31
Список использованной литературы 31
3) характеру порождающих их
1. По содержанию административно-
Материальными административно-правовыми
отношениями называются такие общественные
отношения, которые возникли в сфере
деятельности органов исполнительной
власти, государственного управления,
администраций органов МСУ
Нормы административно-
К особому виду административно-правовых
отношений следует отнести
2. По соотношению прав и
Властные отношения (субординационные),
возникающие между субъектом
и объектом в сфере реализации
функций и задач деятельности
органов исполнительной власти, государственного
управления, администрации органов
МСУ, как правило, являются вертикальными
отношениями (соподчиненности), реализующими
управляющее воздействие
3. По характеру юридических
Административно-правовые отношения
обуславливают такое поведение
их участников, которое соответствует
принятым законом или другим нормативным
актом (предписанием или требованием).
В преобладающих случаях
Значительное большинство
Уполномоченные органы исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ в установленном законом случаях и в порядке, определенном законом, непосредственно воздействуют на участников административно-правовых отношений, способствуя оперативному восстановлению нарушенных норм и правил.
Однако в настоящее время еще достаточно большой объем нарушенных административно-правовых отношений защищается в судебном порядке. Этот способ защиты прав и свобод граждан является более квалифицированным и лишен субъективного фактора ведомственной необъективности. Поэтому в новом Кодексе РФ об АП среди уполномоченных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях судьи стоят, на первом месте, потом органы и должностные лица.
Административно-правовые отношения, защищаемые в судебном порядке, определены Законом от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями, принятыми 14 декабря 1995 г.1
Особо большой объем административно-
Органы внутренних дел в процессе
выполнения возложенных на них функций
и задач вступают в различные
административно-правовые отношения,
как с физическими, так и юридическими
лицами. По поводу правомерных фактов
это относится, прежде всего к
вопросам регистрации граждан по
месту проживания, регистрации и
техосмотру автотранспорта, выдача лицензий
и т.п. МВД России в предусмотренных
законодательством случаях
МВД России, МВД республик в составе
России, ГУВД, УВД субъектов Российской
Федерации издают ведомственные
нормативные правовые акты, регулирующие
внутриорганизационные
Административно-правовые отношения возникают также между органами внутренних дел и физическими и юридическими лицами. В зависимости от характера этих отношений они могут быть отношениями властными (рассмотрения дела об административном правонарушении) или характеризоваться равенством сторон (вопрос регистрации гражданина, выдача лицензии юридическому лицу).
Главной особенностью административно-правовых отношений является властный характер деятельности органов государственного управления, носят характер подчиненности.
Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, предполагается отношение субординации, что отличает эти отношения от гражданско-правовых. Отсюда важно установить положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений; права и обязанности субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей.
Основные особенности
Административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.
Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В административном правоотношении субъектами являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы:
1) Индивидуальные субъекты:
2) Коллективные субъекты:
a) Государственные организации:
b) Негосударственные организации:
Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
Объекты административно-
Можно выделить три основных уровня управляемых объектов:
В административном праве различают два вида объектов:
Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам:
Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Их можно разделить на виды:
a) В зависимости от воли субъекта:
- События – явления окружающей действительности, независящие от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.);
- Действия – активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Они могут быть:
◆ Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами.
= юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;
= юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.
◆ Неправомерные – нарушающие правила поведения, установленные административным правом. Ими являются:
= правонарушение – виновное
противоправное деяние
= преступление – правонарушение
имеющее высокую степень
b) по порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;
c) по форме своего проявления:
Содержанием административно-
Информация о работе Административные отношения: их признаки и элементы, содержание и виды