Административные отношения: их признаки и элементы, содержание и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание

Целью выполнения данной курсовой работы является рассмотрение темы административных отношений. Изучение их признаков, элементов, содержания и видов.

Содержание

Цели и задачи 3
Введение 4
1 Основные признаки и элементы системы административно-правовых отношений 5
1.1 Основные признаки 5
1.2 Основные элементы системы 7
1.2.1 Субъекты 7
2 Понятие, содержание и виды административных правоотношений 9
2.1 Содержание административно-правовых отношений 9
2.2 Особенности административных правоотношений 14
2.3 Элементы административного правоотношения 15
2.4 Виды административного правоотношения 18
3. Правонарушения в административном праве 20
3.1 Понятие и признаки административного правонарушения 20
3.2 Состав административного правонарушения 21
3.3 Виды административных правонарушений 24
4 Административная ответственность 25
4.1 Понятие и принципы административной ответственности 25
4.2 Основание административной ответственности 27
4.3 Административные взыскания 29
Заключение 31
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 61.04 Кб (Скачать документ)

 

 

4 Административная  ответственность

 

 

4.1 Понятие и принципы административной ответственности

 

Административная ответственность – это возлагаемая в установленном законом порядке обязанность лица претерпеть определенные лишения личного, имущественного организационного характера за совершение административного правонарушения.

Административная  ответственность, представляя собой разновидность юридической ответственности, является тем средством, которое препятствует противоправному поведению и стимулирует общественно полезные действия людей в сфере государственного управления.

В широком значении понятие  ответственности трактуется как  отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, осознания и правильного понимания  гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам.

В узком или специально-юридическом  значении ответственность представляет собой реакцию государства на совершенное правонарушение и обязанность  лица претерпеть определенные лишения  государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершение правонарушение.

Лишение правонарушителя  определенных благ является объективным  свойством ответственности. Негативные последствия могут быть:

  • Личного характера (предупреждение, лишение права занимать определенную должность,     прекращение действия лицензии и др.);
  • Имущественного  характера (штраф, принудительное лечение, взыскание неуплаченных налогов и др.).

Административная ответственность  имеет две основных цели: защиту правопорядка и воспитание граждан  в духе уважения к праву. Цель конкретизируется в  функциях ответственности, среди которых выделяются следующие основные функции:

a) Репрессивно-карательная (штрафная). Ответственность является, во-первых, актом возмездия государства по отношению к правонарушителю;      во-вторых, средством предупреждения новых правонарушений.

b) Предупредительно-воспитательная (превентивная). Она призвана обеспечить формирование у граждан мотивов, побуждающих соблюдать требования законов, уважать права и законные интересы других лиц.

c) Правовосстановительная (компенсирующая). Установленный государством порядок не может существовать в нарушенном виде, нарушенные права других лиц должны быть восстановлены и вред причиненный противоправным поведением подлежит компенсации.

Принципы юридической  ответственности:

Законность. К административной ответственности может быть подвергнуто лицо только на основании и в порядке, установленном законом.

Целесообразность. Она означает соответствие меры воздействия избираемой в отношении нарушителя целям административной ответственности.

Неотвратимость - ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным для государства.

Справедливость: ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Гуманизм - учитывается соразмерность наказания совершенному противоправному деянию, личность виновного и потерпевшего, не допускается оскорбление чести и достоинства личности. 

Гласность. Рассмотрение дела и вынесение постановления по нему осуществляется с участием сторон и общественности, в воспитательных целях могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя, кроме случаев определенных законом. 

4.2 Основание административной ответственности

 

Основание административной ответственности имеет тройственный характер:

    • Нормативное основание – означает наличие правовых норм, установленных в законодательном порядке государством запретов;
    • Фактическое – совершение  противоправного деяния, в котором присутствует состав административного правонарушения, что установлено и подтверждено доказательствами.
    • Процессуальное – издание правоприменительного акта уполномоченным субъектом (государственным органом или его должностным лицом).

При наложении взыскания  учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное  положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

В ряде случаев в силу объективных причин административная ответственность может исключаться и закон прямо указывает на такие ситуации:

● недостижение установленного законом возраста (16 лет);

● невменяемость – неспособность  лица отдавать себе отчет в своих  действиях или руководить ими  вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;

● крайняя необходимость  – противоправное деяние, совершенное  для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному  порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена  другими средствами и если причиненный  вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;

● необходимая оборона  – противоправное деяние, совершенное  при защите государственного или  общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

При определенных основаниях возможно освобождение от административной ответственности: при малозначительности правонарушения; в случае издания  акта амнистии; отмены акта, устанавливающего эту ответственность, истечение  сроков взыскания; наличие по тому же факту ранее вынесенного решения; смерть правонарушителя.

Применению административного  наказания предшествуют определенные процессуальные действия, составляющие в целом производство по делу об административном правонарушении.  Задача производства по делу – своевременное, всестороннее, полное, и объективное выяснение обстоятельств, условий и причин каждого правонарушения, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения, а также воспитательные цели.

В ходе производства по делу могут участвовать различные  лица, которые можно разделить  на три группы:

 

    • Компетентные органы и должностные лица, полномочные вести производство по делу и его рассматривать (в зависимости от уровня органов государственного управления - федеральные и субъектов Федерации):
    • Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности; потерпевший; законные представители; адвокат и др.
    • Лица, содействующие осуществлению производства: свидетели; эксперты и специалисты; переводчик; понятые.

Производство по делу состоит  из следующих стадий:

› Возбуждение дела.

› Административное расследование.

› Рассмотрение дела.

› Обжалование постановления по делу.

› Исполнение постановления.  

4.3 Административные взыскания

 

Административное взыскание  — это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая  от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Применение административного  взыскания преследует следующие цели:

- воспитание лица, совершившего  административное правонарушение;

- предупреждение совершения  новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);

- предупреждение совершения  новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное взыскание  не может иметь своей целью:

= унижение человеческого  достоинства физического лица;

= причинение ему физических  страданий;

= нанесение вреда деловой  репутации юридического лица.

Административное право  пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем — материального.

За совершение административных правонарушений могут применяться  следующие административные взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие предмета  или орудия административного правонарушения;

- конфискация предмета  или орудия административного  правонарушения;

- лишение специального  права, предоставленного данному  гражданину (права управления транспортным  средством, права охоты);

- дисквалификация;

- административный арест;

- административное выдворение  за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации  могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция РФ.

2. Агапов А.Б. Административное  право. Учебник. М., 2000.

3. Алексеев С.С. Государство и  право. М., 1996.

4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов  Ю.М. Административное право Российской  Федерации. Учебник. М., 1998.

5. Бахрах Д.Н. Административное  право. Часть Общая. М., 1993.

6. Бельский К.С. Административное  право. 1999.

7. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П.  Российское административное право.  М., 1998.

8. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996.

9. Овсянко Д.М. Административное  право. Учебное пособие / Под  ред. Г.А. Туманова. М., 1997.

10. Н.Г. Салищева. «Административное  право». М., 2006.

11. Зеленцов А. В. Административное  право: Учеб. пособ. М., 1997.

12. Степанов Р.О. Административное  право. М., 2007.

13. Андреев А.М. Российское административное  право. М., 2002.

14. Панов Л.Д. Лекции по административному  праву. М., 2003.

15. Рогов И.С. Административное  право. Саратов. 2000.

16. Коренев А.П. Административное  право России. Учебник. В 3-х  частях. Часть I. M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999.

17. Старилов Ю. Н. Курс общего  административного права. -- М.: Издательство  НОРМА (Издательская группа НОРМА-- ИНФРА М), 2002.

18. Бахрах Демьян Николаевич. Административное  право России. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2002.

19. Никифоров М. В. Административное  право: канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.

20. Ануфриев Е.Н. Административное  право. Учебное пособие для  студентов. М., 2001.

21. Воронов К.Н. Курс лекций  по административному праву. М., 2003.

22. Орлов Т.И. Учебное пособие  по административному праву. М., 2005.

23. Андреев М.М. Административное  право. М., 2004.

24. Савельев Е.Н. Лекции для  студентов по административному  праву. Саратов. 2006.

25. Попов С.А. Административное  право. Волгоград. ВолГУ. 2007.

 


Информация о работе Административные отношения: их признаки и элементы, содержание и виды