Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:32, курсовая работа
Цель данной работы: изучить административные правонарушения в области дорожного движения и административно-правовые средства, обеспечивающие безопасность дорожного движения.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие, виды общественной безопасности. Безопасность
дорожного движения, правовые основы ее обеспечения……………………....5
Общая характеристика административных правонарушений
в области дорожного движения…………………………………….………..…10
Понятие, признаки административной ответственности.
Административные наказания за правонарушения в области
дорожного движения…………………………………………………………….18
Производство по делам о правонарушениях в области
дорожного движения…………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………….…………………....32
Список литературы……………………………………………………………..34
1
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА государственно-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Административному праву
на тему: Административные правонарушения в области дорожного движения ______________________________
Курс 4
Студент ___________________
(подпись)
«_____» ________________ 20___г.
(дата)
Руководитель работы ___________________
(подпись)
«____» _____________20___г.
(дата)
2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие, виды общественной безопасности. Безопасность
дорожного движения, правовые основы ее обеспечения……………………....5
Общая характеристика административных правонарушений
в области дорожного движения…………………………………….………..…
Понятие, признаки административной ответственности.
Административные наказания за правонарушения в области
дорожного движения…………………………………………………………
Производство по делам о правонарушениях в области
дорожного движения…………………………………………………………
Заключение………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………
Введение
В настоящее время в современной России сложилось неблагоприятное положение с обеспечением безопасности дорожного движения, что объясняется рядом причин. Это и отставание дорожного строительства от темпов автомобилизации, и неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети, и конструктивны недостатки транспортных средств, и слабая подготовка водителей, и многие другие факторы.
Переломить негативные тенденции с аварийностью на автотранспорте можно, лишь совершенствуя всю деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе за счет повышения эффективности управляющего воздействии со стороны государства на участников движения. Одним из способов обеспечения безопасности движения является, кроме всего, применение административно-принудительных мер к нарушителям Правил дорожного движения, среди которых особое место занимают меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.[1]
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) вступил в силу 1 июля 2002 года. Законом установлены новые виды административных правонарушений, в большинстве случаев изменена мера административной ответственности в области дорожного движения. Не оставили законодатели без внимания и процедуру рассмотрения подобных дел.
Рассматриваемые правонарушения отличаются от других административных проступков по субъектам состава: ими, как правило, являются физические лица – водители транспортных средств, - а также по видам назначаемых административных наказаний.
Санкциями статей гл. 12 КоАП РФ предусмотрены все виды административных наказаний, применяемых к российскому физическому лицу, за исключением возмездного изъятия и дисквалификации. Реже других административных наказаний применяется конфискация (ч.2 ст. 12.4, ст. 12.36) и административный арест (ч.2 ст. 12.27).[2]
Достаточно сказать, что теперь административные правонарушения в области дорожного движения выделены в отдельную главу. В КоАП РСФСР ответственность за подобные нарушения была предусмотрена главой 10, которая называлась «Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи».
Цель данной работы: изучить административные правонарушения в области дорожного движения и административно-правовые средства, обеспечивающие безопасность дорожного движения.
Понятие, виды общественной безопасности.
Безопасность дорожного движения, правовые основы ее обеспечения.
Согласно Закону Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ «О безопасности»[3] под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. Согласно концепции национальной безопасности России под таковой понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. К жизненно важным интересам относятся потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, реальная и потенциальная угроза объектам опасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности. К объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в сфере безопасности, системой мер экономического, политического, организационного правового и иного характера, адекватным угрозам безопасности.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности государственных органов обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Поскольку речь идет о безопасности, являющейся одной из межотраслевых сфер управления, то общественные отношения, складывающиеся в этой сфере, носят управленческий характер и преимущественно регулируются нормами административного права. Административно-правовые нормы определяют систему безопасности и ее функции, устанавливают порядок организации органов, непосредственно обеспечивающих безопасность, определяют их административно-правовой статус.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 года является базовым для рассматриваемой сферы общественных отношений. Указанный законодательный акт определяет приоритетные направления и принципы государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, основные формы и методы их реализации, регламентирует основные требования, предъявляемые к субъектам, функционирующим в данной области.
Статья 1 указанного Закона устанавливает, что наиболее важные задачи государства в рассматриваемой сфере - это «охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий»[4]. Решение поставленных задач обеспечивается деятельностью соответствующих органов государственной власти, которые осуществляют государственный надзор и контроль за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. В этих целях им предоставлены необходимые государственно-властные полномочия.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
1. приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
2. приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
3. соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
4. программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из упомянутого Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ[5].
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляются посредством:
- установления полномочий и ответственности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
- регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
- разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;
- осуществление деятельности по организации дорожного движения;
- материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
- организация подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;
- проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
- осуществление обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;
- лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством РФ.
На официальном уровне признано, что проблема безопасности дорожного движения является проблемой государственной важности, которая оказывает существенное влияние на развитие современной России. Вместе с тем за последние 20 лет общество во многом утратило многие моральные ценностные ориентиры, что в том числе затронуло и сферу безопасности дорожного движения.
По мнению Войтенкова Е.А., вопросам формирования правосознания участников дорожного и стереотипов правомерного поведения всегда уделялось повышенное внимание. В первой половине XX в. деятельность в этом направлении получила название «пропаганда безопасности дорожного движения». Несмотря на то что в разное время методы такой пропаганды были различными, статистика показывает, что целенаправленная и систематическая работа в этой области неизменно дает положительные результаты и оказывает существенное влияние на аварийность на автомобильное транспорте.
С увеличением количества транспортных средств в целом и ростом доли владельцев автомобилей стали применяться несколько иные формы работы – тематические публикации в печатных изданиях, привлечения для работы в данном направлении специальных агитмашин, организация радиопередач. Необходимо признать, что на сегодняшний день эффективность работы по пропаганде безопасности дорожного движения оставляет желать лучшего. После распада СССР в начале 90-х годов в обществе не были сформированы ценностные моральные ориентиры, которые бы обеспечили бы воспитание участников дорожного движения в духе неукоснительного соблюдении правовых норм.
Представляется, что информационное воздействие на общество в рамках пропаганды безопасности дорожного движения должно носить систематический, разноплановый и инновационный характер, при этом должен быть достигнут разумный компромисс между внедрением дорогостоящих современных технологий и рациональностью расходования бюджетных средств.
Таким образом, можно заключить, что в последние годы инструментарий для реализации различных форм пропаганды безопасности дорожного движения существенно расширился[6].
Информация о работе Административные правонарушения в области дорожного движения