Административные правонарушения в области дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить административные правонарушения в области дорожного движения и административно-правовые средства, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие, виды общественной безопасности. Безопасность
дорожного движения, правовые основы ее обеспечения……………………....5
Общая характеристика административных правонарушений
в области дорожного движения…………………………………….………..…10
Понятие, признаки административной ответственности.
Административные наказания за правонарушения в области
дорожного движения…………………………………………………………….18
Производство по делам о правонарушениях в области
дорожного движения…………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………….…………………....32
Список литературы……………………………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Административное Право.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Понятие, признаки административной ответственности. Административные наказания за правонарушения в области дорожного движения

 

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами.

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченных на то субъектами власти.

Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно к ее разновидности - ответственности административной. Последнюю характеризуют такие признаки:

- она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;

- основанием ее применения является административное правонарушение;

- она состоит в применении к виновным административных наказаний;

- к ней привлекаются физические лица, а также юридические лица;

- она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями), а также судьями (судами);

- порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

- нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);

- фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

- процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т.д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законе порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

К основным принципам административной ответственности относятся:

1.  Принцип равенства всех перед законом: лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо то пола, расы, национальности и языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Равенство граждан перед законом при рассмотрении дела об административном правонарушении означает, что в отношении всех граждан применяются одни и те же материальные нормы и процессуальные правила. Одинаково для всех действуют нормы о принятии административного правонарушения, об обстоятельствах, исключающих возможность привлечения к ответственности, порядок рассмотрения дела. Принципы назначения наказаний и т.д. Из равенства граждан и юридических лиц перед законом вытекает равенство перед судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Поскольку при производстве по делам об административных правонарушениях применяются единые для всех правила, ни для кого, ни могут быть созданы более благоприятные условия либо, напротив, установлены не предусмотренные законом ограничения.

2. Презумпция невиновности: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена, вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Принцип презумпции невиновности в законодательстве об административной ответственности - совершено новое явление. Указанный принцип не провозглашается в законодательстве об административной ответственности. Сопоставление этого принципа с содержанием ст. 49 Конституции РФ показывает, что комментируемая норма воспроизводит и развивает конституционные положения о презумпции невиновности с учетом особенностей, присущих законодательству об административной ответственности, в частности производству по делам об административных правонарушениях. При этом рамки действий презумпции невиновности расширяются и включают в ее орбиту всех лиц, привлекаемых к административной ответственности. Весь принцип пронизан идеей гуманности, законности, справедливости наполняется конкретными требованиями, обязательными для реализации всеми, кто участвует в административном процессе.

Административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, (ст. 3.1 КоАП РФ).

Статья 3.2 КоАП РФ устанавливает следующие виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного лица или лица без гражданства, административный арест и дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Данная система административных наказаний включает в себя различные по своему характеру, содержанию и правовым последствиям меры административного воздействия на правонарушителей, что позволяет при назначении конкретного наказания всесторонне учитывать как совершенный проступок, личность правонарушителя, так и любые другие юридически значимые условия и обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В сфере безопасности дорожного движения применяются такие наказания, как предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест.

Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Административный штраф - это денежное взыскание, которое назначается физическим и юридическим лицам, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством.

Лишение специального права - это лишение физического лица ранее принадлежащего ему права управления транспортным средством или права охоты. Лишение специального права назначается судьей на срок от одного месяца до двух лет за систематическое или грубое нарушение пользования этим правом.

Административный арест - заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества.

Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных наказаний, а остальные - в качестве основного, так и дополнительного. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Устно высказанное правонарушителю предупреждение является мерой воспитательного воздействия и своеобразной формой освобождения его от административной ответственности за содеянное.

Как наиболее мягкая мера административного наказания, предупреждение применяется за совершенные впервые и общественно относительно менее вредные административные правонарушения, однако лицо, получившее наказания в виде предупреждения считается привлеченным к административной ответственности в течение года, и это может быть рассмотрено в дальнейшем как отягчающее вину обстоятельство.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) представляет собой денежное взыскание, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, для должностных лиц -пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - одного миллиона рублей, и может выражаться величиной, кратной

•  Стоимости предмета административного правонарушения;

• Сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Размер административного штрафа не может быть не менее ста рублей.

Лишение специального права, предоставленному гражданину, например права управления транспортными средствами, применяется в соответствии со ст. 3.8 КоАП РФ на срок, не менее одного месяца и не более трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, прями предусмотренных санкциями Особенной части КоАП РФ.

Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения»[12] от 10 декабря 1995 года виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишения права на управление транспортными средствами, устанавливается федеральным законом. Лишение специального права предусматривает КоАП РФ за грубые нарушения Правил дорожного движения, например управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил движения через железнодорожные пути, нарушение водителями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легкого вреда здоровью человека.

Административное наказание в виде лишения специального права связано со значительными право ограничениями, так как влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течении срока, определенного в постановлении о применении данного наказания. Для водителя-профессионала этот запрет на определенный срок запрещает работать по специальности, а для водителя-любителя - в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом). КоАП РФ относит применение рассматриваемого административного наказания к компетенции суда. Органы внутренних дел не имеют права назначить данный вид административного наказания и лишать права на управление автомототранспортом и городским электротранспортом. В ст. 23.1 КоАП РФ установлено, что лишение специального права назначается судьей[13].

Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений.

Административный арест назначается только судьей. Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до 15 суток.

Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.

              В статье о способах административно-правового регулирования и их применения в сфере освидетельствования водителей на состояние опьянения выразил свою точку зрения Фокин С.А.[14] Статья посвящена методам правового регулирования процесса освидетельствования водителей на состояние опьянения.

              Опорным стержнем правового регулирования выступает триада правовых средств: запрет, предписание и дозволение. Мысль законодателя относительно ожидаемого поведения субъектов приобретает логическую завершенность и ценность, когда в тексте административно-правового акта фиксируются правовые средства, а также процедуры их использования, в своем комплексном взаимодействии обеспечивающие достижение предполагаемого результата. Из всего многообразия правовых средств выбираются те, которые наиболее оптимальны для упорядочивающего воздействия на конкретные фактические отношения при учете реальных условий. Поэтому совокупность дозволения, разрешения и запрета в реализации освидетельствования на состояние опьянения может отличаться неповторимостью содержания и своеобразием компонентов в каждом конкретном случае.

              Дозволение выступают стимулами инициативы и позитивной активности людей, а разрешение и запреты направлены на установление и поддержание и установленного порядка.

              Наличие в реализации освидетельствования на состояние опьянения дозволительного, разрешительного и запретительного способов обеспечивает универсальность и системность административно-правового регулирования. С каждым из них связывается не только определенная правовая модель возможного поведения, но и правовая позиция участников правоотношений.

Информация о работе Административные правонарушения в области дорожного движения