Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:47, курсовая работа
Крупные трансформационные процессы, проходившие в нашей стране в 1990-е годы, привели к установлению в России такого института как «субъект Федерации». Это предопределило экономическое и политическое развитие регионов. Последнее десятилетие XX века характеризуется наибольшей степенью децентрализации. Политический процесс во многом стал регионализироваться.
Введение
Глава 1. Функции представительных, исполнительных, судебных органов власти в региональном управлении
1.1. Функции представительных (законодательных) органов власти в субъектах Российской Федерации.
1.2. Функции исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации
1.3. Функции судебных органов власти субъектов Российской Федерации
Глава 2. Изучение представительных, исполнительных, судебных органов власти на примере Иркутской области
1.1. Характеристика представительных, исполнительных, судебных органов власти Иркутской области
1.2. Состав представительных, исполнительных, судебных органов власти Иркутской области
Заключение
Список используемой литературы
Курсовая работа |
По дисциплине: «Государственное муниципальное управление» |
на тему: «Функции представительных, исполнительных и судебных органов власти в региональном управлении» |
Выполнила: |
|
Проверил: |
|
Иркутск 2010г.
Введение
Глава 1. Функции представительных, исполнительных, судебных органов власти в региональном управлении
1.1. Функции представительных (законодательных) органов власти в субъектах Российской Федерации.
1.2. Функции исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации
1.3. Функции судебных органов власти субъектов Российской Федерации
Глава 2. Изучение представительных, исполнительных, судебных органов власти на примере Иркутской области
1.1. Характеристика представительных, исполнительных, судебных органов власти Иркутской области
1.2. Состав представительных, исполнительных, судебных органов власти Иркутской области
Заключение
Список используемой литературы
Крупные трансформационные процессы, проходившие в нашей стране в 1990-е годы, привели к установлению в России такого института как «субъект Федерации». Это предопределило экономическое и политическое развитие регионов. Последнее десятилетие XX века характеризуется наибольшей степенью децентрализации. Политический процесс во многом стал регионализироваться.
На сегодняшний день понимание процессов, происходивших в регионах, приобретает огромное значение. Возникающая в настоящее время новая модель отношений центра с регионами в конечном итоге определяет государственное устройство России, где федеральный центр играет главную роль.
Процесс регионализации России не из тех, которые можно остановить или повернуть вспять - у него своя движущая сила и своя логика. Как показатель демократизации общества и государства, этот процесс требует тщательного и объективного исследования политологами.
Политическая регионалистика - одно из самых актуальных направлений развития как политологии, так и регионалистики, изучающее проблемы региональной структуры государства и общества, регионального развития и межрегионального взаимодействия. Особое внимание при этом уделяется динамике политических процессов и институтов в регионах, характеру и расстановке политических сил, своеобразию процессов формирования региональных элит, проблемам взаимодействия центра и периферии, а также воздействию региональной политической среды на государство.
В связи с тем, что в 1990 - х годах в российских регионах наблюдались эффекты диверсификации, которые порождали различное протекание политического процесса. На сегодняшний день актуальным является изучение эмпирического материала, раскрывающего региональный политический процесс. Что позволяет сформулировать теоретические выводы о степени вовлеченности тех или иных регионов в процесс федерализации.
Научная разработанность. Для современных исследователей политического процесса не менее важно скрупулезное изучение местных особенностей его протекания, актуальное «изучение case studies -то есть изучение отдельного случая, в отличие от типологизации».
А.С. Макарычев выделяет две точки зрения на процесс регионолизации в России, предложенные западными исследователями, оценивающими роль региональных политических институтов. Автором первого подхода является К. Стоунер-Вайсс. Он считает, что «при концентрации и интеграции региональных элит на основе консенсуса создаются условия для того, что бы российские регионы могли стать реальными субъектами политической власти». Профессор Хекли поддерживает противоположную точку зрения и ставит под сомнение институциональную значимость российский регионов как-политических акторов.
В отечественной политологии проблемы регионального политического процесса и его основных акторов начали разрабатываться во второй половине 1990-х годов.
В настоящее время в исследованиях отечественных политологов еще не разработаны целостные концепции по изучению органов представительной, исполнительной и судебной властей как субъектов регионального политического процесса. В работах некоторых юристов И.Н. Барыкина, М.М. Курманова существует попытка определить роль региональных представительств в социально-политическом развитии нашей страны. Хотя можно назвать ряд направлений, по которым ведутся исследования отечественными политологами.
В рамках изучения регионального политического процесса как трансформации политической системы проводят свои исследования Т.И. Заславская, М.В. Ильин, В.К. Левашов, СМ. Елисеев, и др. Исследование политических режимов регионов как составной части регионального политического процесса содержится в работах В.Я. Гельмана, А.С Кузьмина, Дж.Н. Мелвина, В.Д. Нечаева, и др. Изучению различных аспектов функционирования органов представительной власти посвящены работы Г.В. Голосова, В.Н. Дахина, Р.Я. Евзерова, и др. Анализ имеющихся исследований свидетельствует о том, что проблема регионального политического процесса и роли в нем органов представительной власти требует комплексного изучения, основанного на эмпирическом материале.
Несмотря на наличие интереса исследователей к проблеме регионального политического процесса, работ по данной теме, особенно по разработке концептуальных подходов к изучению проблемы еще очень мало.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на принципах системности, объективности и историзма. Сложность и многоплановость исследования определили необходимость комплексного анализа при использовании ряда методологических подходов: системного, структурно - функционального, сравнительно - политического, институционального, ценностно-нормативного, исторического и других.
Цель курсовой работы – рассмотреть функции представительных, исполнительных и судебных органов власти в региональном управлении. Объект – представительные, исполнительные и судебные органов власти, предмет – органы власти субъектов РФ.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи, рассмотреть:
функции представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов власти в субъектах Российской Федерации;
характеристику представительных, исполнительных, судебных органов власти Иркутской области;
состав представительных, исполнительных, судебных органов власти Иркутской области.
В соответствии со ст.5 Конституции, субъекты федерации имеют свое законодательство, а также конституцию (республики) или устав (другие субъекты федерации – край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст.76, абз.2). Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст.76, абз.4). Из этого неизбежно вытекает, что каждый субъект Российской Федерации нуждается в органах, принимающих такое законодательство.
Но, кроме функции принятия законодательства, эти органы служат также представительными органами – то есть они избираются непосредственно народом и никаким другим путем выражаться не могут; именно в силу этого принимаемые ими законы носят общеобязательный характер, как выражение государственной воли народа Российской Федерации. Это подразумевает реализацию конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст.32, абз.2 Конституции). Ни один закон в субъектах федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен законодательными (представительными) органами этого субъекта. Также эти органы осуществляют определенные контрольные функции по отношению к исполнительной власти (утверждение бюджета, право отказывать в доверии правительству и т.д.)
В соответствии с федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование его, структура, число депутатов и срок их полномочий устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации[1].
Компетенция органов законодательной власти субъектов Российской Федерации складывается из следующих полномочий[2]:
1. Законотворческие - выражение воли населения и возведение этой воли в закон путем принятия нормативно-правовых актов путем соответствующей процедуры. Эти полномочия являются базой, «смыслом жизни» законодательных органов – они реализуют как функцию представительства, так и процедуру разработки и принятия нормативно-правовых актов. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации могут принимать следующие нормативно-правовые акты:
законы (нормативно-правовые акты, обладающие после Конституции (Устава) высшей юридической силой на уровне субъекта федерации);
постановления (круг вопросов, по которым они принимаются, определен абз.9 п.3 ст.5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ). Это определение порядка деятельности указанного органа, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц субъектов федерации (или оформление согласия на такое назначение), назначение даты выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также дата выборов высшего должностного лица субъекта РФ, назначение референдума субъекта РФ, выражение недоверия (доверия) высшему должностному лицу субъекта федерации, а также руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие, утверждение соглашения об изменении границ субъектов Российской Федерации, назначение на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
Законодательные органы субъекта Российской Федерации могут осуществлять законотворчество:
в сфере конституционного строительства – принимают решения и нормативно-правовые акты относительно административно-
в уставах и конституциях субъектов Российской Федерации может также предусматриваться, что их органы законодательной власти также объявляют, продлевают и прекращают состояние чрезвычайного положения (или утверждают и отменяют решения глав субъектов о введении чрезвычайного положения), устанавливают порядок деятельности на территории субъекта федерации общественных объединений и политических партий;
в сфере экономического и социально-культурного строительства – определяют внутреннюю политику субъекта федерации, порядок экономической деятельности, сбора налогов и распоряжения собственностью, вопросы социальной политики и культурной жизни.
2. Полномочия в сфере внешних сношений – определяют и осуществляют внешние связи субъектов федерации, ратифицируют и денонсируют международные договоры и соглашения.
3. Учредительные полномочия – создание определенных организационно-правовых форм деятельности, служащих для эффективного выполнения поставленных задач. Это внутренние полномочия (самоорганизация законодательных органов власти, прежде всего путем принятия самих Конституций и Уставов субъектов федерации, а также регламентов, законах о правовом статусе законодательных органов) и внешние (учреждение средств массовой информации).
4. Полномочия в сфере контроля – заслушивают ежегодные послания или доклады глав субъектов федерации о положении дел, осуществляют контроль над действиями должностных лиц и депутатов. Эти полномочия обуславливаются представительностью выборных органов, которые должны сообщать действиям органов исполнительной и судебной власти «открытость» перед народом.
Также органы законодательной власти субъектов федерации утверждают составы избирательных комиссий, признают полномочия или досрочное прекращение полномочий депутатов представительных органов, дают согласие на персональные назначения глав правительств и их членов, а также прокуроров республик, избирают конституционные и высшие арбитражные суды республик.
Иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставами, конституциями и законами субъектов Российской Федерации – например, устанавливает награды и почетные звания уровня субъекта федерации, и т.д.
Срок полномочий органов законодательной власти в субъектах Российской Федерации составляет или четыре, или пять лет. Однако их полномочия могут быть прекращены и досрочно[3].
Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их выполнение.