Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:47, курсовая работа
Крупные трансформационные процессы, проходившие в нашей стране в 1990-е годы, привели к установлению в России такого института как «субъект Федерации». Это предопределило экономическое и политическое развитие регионов. Последнее десятилетие XX века характеризуется наибольшей степенью децентрализации. Политический процесс во многом стал регионализироваться.
Введение
Глава 1. Функции представительных, исполнительных, судебных органов власти в региональном управлении
1.1. Функции представительных (законодательных) органов власти в субъектах Российской Федерации.
1.2. Функции исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации
1.3. Функции судебных органов власти субъектов Российской Федерации
Глава 2. Изучение представительных, исполнительных, судебных органов власти на примере Иркутской области
1.1. Характеристика представительных, исполнительных, судебных органов власти Иркутской области
1.2. Состав представительных, исполнительных, судебных органов власти Иркутской области
Заключение
Список используемой литературы
В соответствии со ст.77, абз.3 Конституции в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст.78, абз.2). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст.78, абз.3).
Как правило, исполнительная власть в субъектах Российской Федерации представлена, во-первых, высшим должностным лицом – Главой или Президентом республики, Главой администрации или Губернатором в других субъектах федерации. Во-вторых, это должностное лицо назначает Правительство (Кабинет министров, Администрацию) – высший орган исполнительной власти (такой орган может быть и непосредственно избран населением), а также органы исполнительной власти специальной компетенции – министерства, ведомства, комитеты и др[4].
Высшее должностное лицо субъекта Федерации действует самостоятельно в пределах своей компетенции и выполняет следующие функции:
выступает гарантом соблюдения территориальной целостности и независимости субъекта федерации, исполнения ее законов;
президенты или главы республик в составе Российской Федерации выступают гарантом суверенитета и территориальной целостности республик, соблюдения их конституций и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств. Также высшие должностные лица субъектов федерации имеют право отменять постановления и распоряжения Правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных им органов исполнительной власти, приостанавливать действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции (уставу), законам субъекта федерации или его актам;
обеспечивает взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти субъекта федерации, а также органов местного самоуправления;
также высшее должностное лицо субъекта федерации может обращаться с посланиями к представительным органам и к народу, взаимодействует с органами местного самоуправления и содействует их развитию и укреплению, вправе согласовывать решения об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и назначении соответствующих должностных лиц, вносить предложения по вопросам деятельности этих органов на рассмотрение Правительства РФ;
осуществляет общее руководство деятельностью органов исполнительной власти субъекта федерации;
выполняет представительские функции;
президенты и главы республик, кроме того, представляют республики в отношениях с зарубежными государствами, подписывают международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключают соглашения, назначают торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях;
Осуществляет иные полномочия – участвует в решении вопросов, относящихся к совместному ведению субъекта с Российской Федерацией, вводит на территории субъекта чрезвычайное положение (с последующим утверждением законодательным органом), награждает государственными наградами и премиями субъекта федерации, присваивает почетные звания и осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Уставом (Конституцией) субъекта федерации и законами субъекта федерации[5].
В систему органов исполнительной власти входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Как правило, эту систему возглавляет Президент, Глава Республики, Глава администрации, но может возглавлять глава правительства.
Правительства субъектов федерации в пределах своих полномочий, во исполнение законов, указов Президентов республик, постановлений и распоряжений высших должностных лиц других субъектов федерации, а также законов Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации принимают собственные нормативно-правовые акты – постановления и распоряжения, обеспечивая их выполнение.
Высший орган исполнительной власти субъекта федерации решает вопросы государственного управления, не отнесенные к ведению законодательного (представительного) органа и высшего должностного лица:
осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, устранению чрезвычайных обстоятельств и ликвидации их последствий;
разрабатывает областной бюджет, обеспечивает его исполнение, готовит отчет об исполнении областного бюджета;
разрабатывает государственные программы социально-экономического развития субъекта, обеспечивает их выполнение, готовит отчеты об их исполнении;
формирует иные исполнительные органы государственной власти субъекта;
разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы и здравоохранения, организует системы социальной защиты населения и адресной социальной помощи и обеспечивает их функционирование;
управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие изданные ими правовые акты, если указанные акты противоречат законодательству, а также вправе обратиться в суд;
заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом области, законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти[6].
Кроме высшего, в субъектах Российской Федерации существуют центральные и территориальные исполнительные органы государственной власти.
Центральные исполнительные органы государственной власти области - органы специальной компетенции, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных (подведомственных) отраслях и сферах государственного управления на территории области. Они формируются правительством области в соответствии с законом области о схеме управления областью.
Основная видовая особенность органов судебной власти – осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судами субъекта РФ являются Конституционный (уставной) суд и мировые судьи.
Конституция Российской Федерации не упоминает конституционные (уставные) суды. Вместе с тем отдельные ее положения имплицитно допускают их образование в субъектах Федерации.
Компетенция конституционных (уставных) судов складывается из нескольких элементов: целей (задач) конституционной (уставной) юстиции; предметов судебного контроля; состава субъектов, наделенных правом инициировать рассмотрение дел в суде; процедурных форм; юридической силы решений. Учитывая, что данные суды - конституционные (уставные) органы, то и их компетенция должна закрепляться прежде всего в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Среди этих субъектов выделяются такие, которые в своих учредительных документах:
Фиксируемые в конституциях (уставах) полномочия рассматриваемых судов можно условно разделить на типичные, характерные для большинства из них, не типичные, но достаточно распространенные, и эксклюзивные. К первой группе относятся полномочия, связанные с разрешением дел о соответствии конституции (уставу) субъектов Федерации законов и нормативных актов парламентов субъектов Федерации, нормативных актов исполнительных органов государственной власти, в том числе высших должностных лиц (президентов, губернаторов), нормативных актов органов местного самоуправления и уставов муниципальных образований, а также толкование конституций (уставов) и право законодательной инициативы.
Во вторую группу включаются полномочия, согласно которым конституционные (уставные) суды:
проверяют акты министерств, комитетов и иных государственных органов субъектов Федерации (Башкортостан, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Калужская область);
разрешают споры о компетенции: между органами государственной власти субъекта;
по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяют конституционность актов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, в том числе: законов и иных нормативных актов субъекта Федерации;
оценивают конституционность договоров субъекта Федерации, в том числе: без относительно вида и момента вступления в силу договора (;
участвуют в процедурах, связанных с: роспуском парламента;
представляют послание Суда парламенту.
Третью группу образуют эксклюзивные полномочия конституционных (уставных) судов, к числу которых относятся:
проверка конституционности: соглашений о международных и внешнеэкономических связях (Татарстан); ненормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления (Тыва); актов правоприменительной практики органов исполнительной власти (Саха (Якутия)); актов общественных организаций (Северная Осетия-Алания);
осуществление предварительного нормоконтроля (проектов) актов: изменяющих и дополняющих конституцию (Саха (Якутия)), выносимых на референдум (Адыгея, Саха (Якутия));
дача заключения о наличии или отсутствии препятствий для проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления (Саха (Якутия));
решение вопросов об антиконституционности политических партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске (Башкортостан);
разрешение конституционно-правовых споров между органами государственной власти и общественными организациями (Тыва);
участие в разрешении конституционно-правовых споров между республикой и Российской Федерацией (Саха (Якутия));
участие в создании согласительных комиссий, рассматривающих споры и конфликты между органами государственной власти области и входящими в нее автономными округами (Тюменская область);
участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом субъекта Федерации (Адыгея, Татарстан, Хакасия);
толкование республиканских законов (Алтай)[7].
Для полноты характеристики обратим внимание также на следующее. Конституционные (уставные) суды, согласно действующему законодательству, служат целям защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и непосредственного действия конституций (уставов) на территории соответствующего субъекта Федерации. Они решают исключительно вопросы права (иногда не рассматривают политических вопросов), воздерживаются от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию Других судов и иных органов; проверяют законы и иные нормативные акты по вопросам ведения субъектов Федерации или по вопросам их совместного ведения с Российской Федерацией, если нет в производстве Конституционного Суда РФ дела по аналогичному вопросу или принятого им решения (так, например, определено конституциями Адыгеи и Марий Эл). Правом на обращение в указанные суды при осуществлении ими абстрактного нормоконтроля наделяются не только органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Федерации, но и федеральные органы - прокуроры и федеральные суды уровня субъекта Федерации, а также общественные объединения, уполномоченные по правам человека, нотариальные палаты и др. Постановления конституционных (уставных) судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению (ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Самостоятельность субъектов Федерации при регулировании компетенции конституционных (уставных) судов небезгранична. Устанавливая ее, субъекты действуют в пределах полномочий, закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами. Они не могут наделять эти суды правомочиями по рассмотрению дел, подведомственных другим судам, а также относить к их ведению дела, разрешение которых не согласуется с назначением конституционных (уставных) судов как органов конституционного (уставного) контроля.
Мировые судьи области являются судьями общей юрисдикции и осуществляют правосудие в порядке, установленном федеральными законами. Порядок назначения на должности и деятельности мировых судей области устанавливается законом Иркутской области. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом[8].
В соответствии с федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации установлена такая должность. Законодательное определение, схема организации, структура, порядок деятельности органов исполнительной власти в субъекте федерации определяется законодательными органами субъекта федерации.
Как правило, исполнительная власть в субъектах Российской Федерации представлена, во-первых, высшим должностным лицом – Главой или Президентом республики, Главой администрации или Губернатором в других субъектах федерации. Во-вторых, это должностное лицо назначает Правительство (Кабинет министров, Администрацию) – высший орган исполнительной власти (такой орган может быть и непосредственно избран населением), а также органы исполнительной власти специальной компетенции – министерства, ведомства, комитеты и др.