Государственный контроль и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание

Государственный контроль с самого начала представлял собой самостоятельную часть государственного аппарата. Его основной задачей было наблюдение за распорядительными и исполнительными действиями, которые были связаны с приходом, затратой и хранением капиталов государственного бюджета. Главное внимание при этом должно было уделяться точности ведения документов в полном соответствиями с законами и инструкциями. Стоявший во главе ведомства Государственный контролёр самостоятельно составлял заключения о выгодности или невыгодности хозяйственных операций.

Содержание

Задачи и функции Государственного контроля……………………………………..3
Государственный контроль и его виды……………………………………………….4
Президентский контроль……………………………………………………..……..6
Контроль органов законодательной (представительной) власти…………….8
Контроль органов исполнительной власти………………………………………11
Судебный контроль……………………………………………………………….....14
3.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

административное право контролная работа.docx

— 113.55 Кб (Скачать документ)

Важную роль в осуществлении  президентского контроля играют полномочные  представители Президента в федеральных  округах. Полномочный представитель  осуществляет свою деятельность по поручению  Президента в целях обеспечения  реализации главой государства своих  конституционных полномочий. Он наделен необходимыми полномочиями для выполнения своих ответственных задач: вправе запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти, участвовать в работе органов исполнительной власти региона и др. Посредством института полномочного представительства обеспечивается дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента. По результатам контроля полномочный представитель готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в соответствующем регионе и вносит ему свои предложения. По предложению полномочного представителя Президент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов общества, если они противоречат основного Закона страны РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Полномочный представитель Президента также вносит в Контрольное управление Президента, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также главам исполнительной власти субъектов союза представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов общества федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда.

Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации  Президента, назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом РФ.

  1. Контроль органов законодательной (представительной) власти.

 Этот вид контроля регламентирован  основным Законом страны РФ (ст. ст. 102, 103).2 3

Существует механизм контроля со стороны  Федерального Собрания за соответствием  указов Президента основного Закона государства и законам РФ. Так, Совет союза осуществляет контроль при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного  положения, а также за решением Президентом  вопроса о возможности использования  Вооруженных Сил за пределами  территории России (ст. 102 основного  Закона страны).

К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере  исполнительной власти, указанных в  ст. 103 основного Закона государства, относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии  Правительству; выдвижение обвинения  против Президента для отрешения  его от должности в случаях, предусмотренных  в ст. 934. На основании ст. 103 основного Закона страны Председатель народного банка России и Уполномоченный по правам человека назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой.

Одной из наиболее важных форм контроля за исполнительной властью является рассмотрение и утверждение Парламентом  РФ представляемого Правительством бюджета России - основного социально-экономического закона страны и отчета о его исполнении.

Контрольные полномочия Федерального Собрания выражаются и в том, что  назначение и отзыв дипломатических  представителей России в иностранных  государствах и международных организациях осуществляется Президентом после  консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания (п. "м" ст. 83 основного  Закона государства)5.

Формой контроля за деятельностью  органов исполнительной власти является также запрос депутата или группы депутатов Совета общества, Государственной  Думы Правительству страны, руководителям  федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов  союза и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию  этих органов.

Для осуществления контроля за исполнением  федерального бюджета Совет общества и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определен Федеральным законом от 11 января 1995 г. Задачами Счетной палаты являются:

компания и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности затрат государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и  расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных  законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной  власти;

анализ отклонений от показателей  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и  подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных фондов в народном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;

регулярное представление Президенту, Совету союза и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные  органы (в том числе их аппараты) и учреждения, но и на органы местного самоуправления и вообще на все фирмы и объединения предприятий вне зависимости от видов организационной подчиненности и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества.

Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. Проверяемые компании обязаны обеспечивать условия для этого и предоставлять  все необходимые документы и  информацию о расходовании бюджетных  средств. В противном случае виновные могут привлекаться к тому или  иному виду юридической ответственности. По результатам проверок Счетная  палата направляет проверяемым организациям представления, которые должны быть рассмотрены в определенные сроки  с уведомлением Счетной палаты о  принятых мерах. В случае выявления  признаков преступлений материалы  проверки передаются в правоохранительные органы. Счетная палата уполномочена также давать предписания об устранении выявленных нарушений, предусмотрен механизм их обязательного исполнения и обжалования  в судебном порядке.

Статьей 77 основного Закона страны установлено, что субъекты общества сами образуют соответствующие органы государственной власти. Эти органы наделены и соответствующими контрольными полномочиями по отношению к органам исполнительной власти. Они значительны особенно в республиках, входящих в состав союза. Конституциями республик определено, что представительные органы являются не только высшими законодательными, но и контрольными органами.

  1. Контроль органов исполнительной власти.

 Функции государственного контроля  осуществляют Правительство, федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти, а  также органы исполнительной  власти субъектов РФ.

Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти общей  компетенции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  общества. Согласно ст. 114 основного  Закона государства и Федеральному конституционному закону "О Правительстве  России" оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные  на него основным Законом государства, федеральными законами и указами  Президента. Оно в пределах своей  компетенции организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных  указов Президента, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за исполнением их федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов союза, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Оно направляет в законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов общества проекты своих решений по предметам  совместного ведения России и  ее субъектов. Предложения этих органов  по таким проектам подлежат обязательному  рассмотрению в Правительстве РФ.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов союза и способствует их взаимодействию. Оно разрешает  споры и устраняет разногласия  между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов общества. Для этих целей  создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство вносит предложения  Президенту страны о приостановлении  действия актов органов исполнительной власти субъектов союза в случае их противоречия основного Закона страны РФ, федеральным конституционным  законам, федеральным законам, международным долгам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральные министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти могут  осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются  такие, основной деятельностью которых  является именно специализированный контроль, например, Федеральная антимонопольная  служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная таможенная служба. Большинство  федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляет контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так, в финансово-экономической сфере контроль осуществляют минфина, экономического развития и торгово-промышленной деятельности, народный банк России. Осуществление жесткого контроля за целевым использованием бюджетных средств - одна из основных задач экономической политики. В связи с этим министерствам финансов, экономического развития и торговой деятельности и народному банку поручено ежеквартально докладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилизации и укреплении курса валюты Российской Федерации.

В иных сферах деятельности контроль осуществляют, например, федеральные  службы, подведомственные Министерству транспорта РФ.

Для осуществления межотраслевых  контрольных функций создаются  также специализированные инспекции6, специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти7

Особенностью межотраслевого контроля федеральных органов исполнительной власти является то, что он осуществляется за определенными сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов  и должностных лиц. Чаще всего  такой контроль касается только определенной функции или отдельной стороны  деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности  и форм собственности объектов управления.

Сферы (вопросы) управления, на которые  распространяется межотраслевой контроль, его пределы и юридические  последствия определены конкретными  положениями о соответствующих  органах и иными нормативными актами. Например, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. установлено, что государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов общества в порядке, установленном Правительством РФ. Должностные лица этих органов наделены широкими контрольными полномочиями. В частности, они вправе посещать фирмы, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, иными материалами; проверять выполнение требований государственной экологической экспертизы и вносить предложения по ее проведению; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физ. лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и должностных лиц по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций - внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц. Еще раз отметим: отраслевой контроль - непременная часть управляющего воздействия руководителей на своих подчиненных. Непосредственный руководитель, осуществляющий контроль за подчиненными структурами и лицами по всем вопросам их деятельности, вправе отменять или изменять их решения, вмешиваться в оперативную деятельность, наказывать виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков и устранения их причин.

В субъектах союза контрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующие министерства, управления и другие органы исполнительной власти. Объем их полномочий определен  федеральным законодательством, конституциями, уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов общества.

Информация о работе Государственный контроль и его виды