Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:20, контрольная работа
Государственный контроль с самого начала представлял собой самостоятельную часть государственного аппарата. Его основной задачей было наблюдение за распорядительными и исполнительными действиями, которые были связаны с приходом, затратой и хранением капиталов государственного бюджета. Главное внимание при этом должно было уделяться точности ведения документов в полном соответствиями с законами и инструкциями. Стоявший во главе ведомства Государственный контролёр самостоятельно составлял заключения о выгодности или невыгодности хозяйственных операций.
Задачи и функции Государственного контроля……………………………………..3
Государственный контроль и его виды……………………………………………….4
Президентский контроль……………………………………………………..……..6
Контроль органов законодательной (представительной) власти…………….8
Контроль органов исполнительной власти………………………………………11
Судебный контроль……………………………………………………………….....14
3.Список литературы
Важную роль в осуществлении президентского контроля играют полномочные представители Президента в федеральных округах. Полномочный представитель осуществляет свою деятельность по поручению Президента в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий. Он наделен необходимыми полномочиями для выполнения своих ответственных задач: вправе запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти, участвовать в работе органов исполнительной власти региона и др. Посредством института полномочного представительства обеспечивается дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента. По результатам контроля полномочный представитель готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в соответствующем регионе и вносит ему свои предложения. По предложению полномочного представителя Президент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов общества, если они противоречат основного Закона страны РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Полномочный представитель Президента также вносит в Контрольное управление Президента, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также главам исполнительной власти субъектов союза представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов общества федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда.
Полномочный представитель является
федеральным государственным
Этот вид контроля
Существует механизм контроля со стороны
Федерального Собрания за соответствием
указов Президента основного Закона
государства и законам РФ. Так,
Совет союза осуществляет контроль
при утверждении указов Президента
о введении военного положения, чрезвычайного
положения, а также за решением Президентом
вопроса о возможности
К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти, указанных в ст. 103 основного Закона государства, относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности в случаях, предусмотренных в ст. 934. На основании ст. 103 основного Закона страны Председатель народного банка России и Уполномоченный по правам человека назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой.
Одной из наиболее важных форм контроля
за исполнительной властью является
рассмотрение и утверждение Парламентом
РФ представляемого
Контрольные полномочия Федерального Собрания выражаются и в том, что назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях осуществляется Президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания (п. "м" ст. 83 основного Закона государства)5.
Формой контроля за деятельностью
органов исполнительной власти является
также запрос депутата или группы
депутатов Совета общества, Государственной
Думы Правительству страны, руководителям
федеральных органов
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет общества и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определен Федеральным законом от 11 января 1995 г. Задачами Счетной палаты являются:
компания и осуществление контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов внебюджетных
фондов по объемам, структуре и целевому
назначению; определение эффективности
и целесообразности затрат госуда
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных
законов и нормативных правовых
актов федеральных органов
анализ отклонений от показателей
федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов и
подготовка предложений по их устранению
и совершенствованию
контроль за законностью и своевременностью
движения средств федерального бюджета
и средств федеральных
регулярное представление
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, но и на органы местного самоуправления и вообще на все фирмы и объединения предприятий вне зависимости от видов организационной подчиненности и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества.
Счетная палата проводит ревизии, проверки
и иные контрольные мероприятия.
Проверяемые компании обязаны обеспечивать
условия для этого и
Статьей 77 основного Закона страны установлено, что субъекты общества сами образуют соответствующие органы государственной власти. Эти органы наделены и соответствующими контрольными полномочиями по отношению к органам исполнительной власти. Они значительны особенно в республиках, входящих в состав союза. Конституциями республик определено, что представительные органы являются не только высшими законодательными, но и контрольными органами.
Функции государственного
Правительство РФ как высший исполнительный
орган государственной власти общей
компетенции наделено широкими контрольными
полномочиями в отношении федеральных
органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов
общества. Согласно ст. 114 основного
Закона государства и Федеральному
конституционному закону "О Правительстве
России" оно осуществляет меры по
обеспечению законности, прав и свобод
граждан и иные полномочия, возложенные
на него основным Законом государства,
федеральными законами и указами
Президента. Оно в пределах своей
компетенции организует исполнение
федеральных конституционных
Правительство вправе отменять акты
федеральных органов
Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов союза и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов общества. Для этих целей создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.
Правительство вносит предложения
Президенту страны о приостановлении
действия актов органов исполнительной
власти субъектов союза в случае
их противоречия основного Закона страны
РФ, федеральным конституционным
законам, федеральным законам, международным долгам Российско
Федеральные министерства и иные федеральные
органы исполнительной власти могут
осуществлять межотраслевой (надведомственный)
и отраслевой (внутриведомственный)
контроль. Среди этих органов имеются
такие, основной деятельностью которых
является именно специализированный контроль,
например, Федеральная антимонопольная
служба, Федеральная служба по тарифам,
Федеральная таможенная служба. Большинство
федеральных министерств и иных
федеральных органов
В иных сферах деятельности контроль осуществляют, например, федеральные службы, подведомственные Министерству транспорта РФ.
Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции6, специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти7
Особенностью межотраслевого контроля
федеральных органов
Сферы (вопросы) управления, на которые распространяется межотраслевой контроль, его пределы и юридические последствия определены конкретными положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами. Например, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. установлено, что государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов общества в порядке, установленном Правительством РФ. Должностные лица этих органов наделены широкими контрольными полномочиями. В частности, они вправе посещать фирмы, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, иными материалами; проверять выполнение требований государственной экологической экспертизы и вносить предложения по ее проведению; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физ. лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и должностных лиц по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций - внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц. Еще раз отметим: отраслевой контроль - непременная часть управляющего воздействия руководителей на своих подчиненных. Непосредственный руководитель, осуществляющий контроль за подчиненными структурами и лицами по всем вопросам их деятельности, вправе отменять или изменять их решения, вмешиваться в оперативную деятельность, наказывать виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков и устранения их причин.
В субъектах союза контрольными
полномочиями наделены их администрация,
а также соответствующие