Государственный контроль и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание

Государственный контроль с самого начала представлял собой самостоятельную часть государственного аппарата. Его основной задачей было наблюдение за распорядительными и исполнительными действиями, которые были связаны с приходом, затратой и хранением капиталов государственного бюджета. Главное внимание при этом должно было уделяться точности ведения документов в полном соответствиями с законами и инструкциями. Стоявший во главе ведомства Государственный контролёр самостоятельно составлял заключения о выгодности или невыгодности хозяйственных операций.

Содержание

Задачи и функции Государственного контроля……………………………………..3
Государственный контроль и его виды……………………………………………….4
Президентский контроль……………………………………………………..……..6
Контроль органов законодательной (представительной) власти…………….8
Контроль органов исполнительной власти………………………………………11
Судебный контроль……………………………………………………………….....14
3.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

административное право контролная работа.docx

— 113.55 Кб (Скачать документ)

Органы исполнительной власти, осуществляя  контроль, используют разнообразные  методы. Они проводят ревизии и  проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных  лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты управления.

  1. Судебный контроль.

 Согласно ч. 2 ст. 118 основного  Закона государства РФ судебная  власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Федеральный конституционный закон  "О судебной системе России" от 31 декабря 1996 г. определяет  виды, порядок создания и упразднения  судов, а также основные принципы  их деятельности. Кроме ныне действующих  судов, в субъектах союза могут  учреждаться специализированные  федеральные суды по рассмотрению  гражданских и административных  дел, конституционный (уставный) суд субъекта общества для  рассмотрения вопросов соответствия  законов субъекта РФ, нормативных  правовых актов органов государственной  власти субъекта, органов местного  самоуправления основного Закона  страны (уставу) субъекта союза, а  также для толкования основного  Закона государства (устава) субъекта. Мировые судьи рассматривают,  кроме гражданских и административных  дел, также уголовные дела, по  которым наказание предусмотрено  до двух лет лишения свободы.  Институт мировых судей находится  в стадии формирования, но во  многих субъектах РФ они уже  начали функционировать

Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной  власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть - неотъемлемый элемент правового  государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого  и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но, что не менее значимо, судебная власть - это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти.

Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о  судебном контроле за исполнительной властью.

Судебный контроль за исполнительной властью в стране начал формироваться  в конце 1970-х гг. В современный  период возможность гражданам беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих  прав предоставлена принятым 27 апреля 1993 г. Законом РФ "Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с  изменениями и дополнениями). Суду стали подконтрольны любые действия (решения) любых управленческих структур, должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены основным Законом страны и Федеральным  конституционным законом "О Конституционном  Суде России" от 21 июля 1994 г. Деятельность этого органа призвана служить укреплению основ конституционного строя Российской Федерации, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению  начал законности в правотворчестве  и правоприменении, обеспечению  верховенства и прямого действия основного Закона страны на всей территории страны.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 основного Закона государства. Реализуя эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии основного Закона страны РФ нормативных  актов Президента, Правительства  и органов исполнительной власти субъектов общества, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти России и  совместному ведению органов  государственной власти России и  ее субъектов, разрешает споры о  компетенции, включая споры между  органами исполнительной власти России и ее субъектов, жалобы граждан. Возможно разрешение и других дел, связанных  с конституционным судебным контролем  за актами органов исполнительной власти и ее должностных лиц. Акты или  их отдельные положения (нормы, статьи), признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения основного Закона государства  и законодательства, действующего на территории Российской Федерации, своим  представлением может обратить на это  внимание органа исполнительной власти и должностных лиц. Представление  должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее  чем в месячный срок со дня его  получения; Конституционный Суд  незамедлительно уведомляется о  результате рассмотрения представления  и мерах по его реализации.

Решение Конституционного Суда по спору  о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных  актов, определяющих компетенцию этих органов.

Толкование основного Закона страны РФ, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для  всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан  и их объединений предприятий

Согласно, основного Закона государства РФ Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе.

Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета союза или депутатов Государственной  Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов  законодательной и исполнительной власти субъектов общества. Жалобы граждан рассматриваются в случаях  нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или  подлежащего применению закона в  конкретном деле.

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная  же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд  исследует не только действия подсудимого  как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела. За совершенное  преступление виновный привлекается к  ответственности, о чем выносится  приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые  способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие  предупредительных мер. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его  и сообщить суду о принятых мерах.

При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов  исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых  в порядке гражданского судопроизводства, весьма обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из административных правоотношений, и особое производство. Это, например, дела о восстановлении на работе, о нарушении авторских  прав, о неправильной записи в книге  актов гражданского состояния и  др. При рассмотрении этих и других дел суд, кроме решения вопроса  по существу, изучает с позиций  закона правомерность действий соответствующих  органов исполнительной власти и  издаваемых ими правовых актов, тем  самым осуществляет контроль за их деятельностью. По этим и другим делам  судами могут выноситься решения, определения  или постановления. При необходимости  в них указывается, что суд, признавая  акты управления незаконными, отменяет или изменяет их.

По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение, налоговые  правонарушения и др.) суд проверяет  законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет  предусмотренные законом административные наказания. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутренних дел).

В условиях рыночной экономики особую роль играет система арбитражных  судов. Этот вид правосудия позволяет  установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический  произвол чиновников, цивилизованно  осуществлять процесс банкротства, защитить интересы предпринимателей, акционеров.

Контроль за деятельностью органов  исполнительной власти арбитражные  суды осуществляют в специфической  форме на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах  в России" от 28 апреля 1995 г. и Арбитражного процессуального кодекса.

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих  в процессе предпринимательской  деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений.

Порядок рассмотрения этих дел определен  Арбитражным процессуальным кодексом. Содержанием контроля, осуществляемого  арбитражными судами, является проверка при разрешении перечисленных дел  соответствия актов и действий органов  исполнительной власти, их должностных  лиц требованиям законности и  принятие мер по устранению выявленных нарушений. Суд принимает решение  на основании действующего законодательства после всестороннего изучения всех доказательств по делу. Если в результате разрешения спора будут выявлены нарушения закона и иных нормативных  правовых актов со стороны органа исполнительной власти и их должностных  лиц, арбитражный суд вправе вынести  частное определение в адрес  соответствующих органов, должностных  лиц.

Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны. Принудительное исполнение решения, вступившего в  законную силу, осуществляется на основании  исполнительного листа, выдаваемого  соответствующим арбитражным судом. Немедленному исполнению подлежат решения  о незаконности актов государственных  органов. С 1997 г. начал активно действовать  институт судебных приставов.

Таким образом, Конституционный Суд  РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные  суды и мировые судьи, рассматривая ежегодно миллионы гражданских, уголовных  и административных дел, в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности в сфере  исполнительной власти. 

 

 

 

Список литературы

  1. http://www.zakonrf.info/
  2. http://base.garant.ru/12127526/
  3. Козлов Ю.М. «Административное право» учебник, «Юристъ»,1999
  4. Пикулькин А. В. Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 399 с. 

1 Бальтазар Христофорович фон Кампенгаузен (1746 — 1807) — писатель и государственный деятель Много путешествовал, состоял на русской военной службе, был секретарем для иностранной переписки при Потёмкине

2  1. Статья 102 конституции РФ.

К ведению Совета Федерации относятся:  
           а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;  
           б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;  
           в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;  
           г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;  
           д) назначение выборов Президента Российской Федерации;  
           е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;  
           ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской федерации;  
           з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;  
           и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.  
       2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.  
       3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

3 Статья 103 Конституции Рф

1. К ведению Государственной  Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о  доверии Правительству Российской Федерации;

Информация о работе Государственный контроль и его виды