Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:15, курсовая работа
Целью данного исследования является теоретический анализ государственного контроля как контрольной деятельности государства, механизма его осуществления, а также теоретическое обоснование и выработка практических рекомендаций по совершенствованию организации государственного контроля.
В соответствии с поставленной целью, задачами курсовой работы являются:
— исследование теоретического понятия государственного контроля, его сущности, содержания, характерных признаков и принципов его осуществления;
— изучение механизма и правовых форм осуществления государственного контроля в Российской Федерации;
— анализ осуществления государственного контроля в системе разделения властей президентом, парламентом, исполнительными и судебными органами государственной власти;
— выявление особенностей форм и методов осуществления контрольной деятельности государственных органов;
— разработка и обоснование предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма осуществления государственного контроля.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Понятие государственного контроля
1.2. Принципы и содержание государственного контроля
1.3. Формы и методы осуществления государственного контроля
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1. Президентский контроль
2.2. Контроль государственных органов исполнительной власти
2.3. Контроль органов законодательной (представительной) власти
2.4. Судебный контроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Такой контроль сформирован либо в виде самостоятельных в организационном и юридическом отношениях органов (например, налоговых), либо в составе других органов государственного управления (Государственный ветеринарный надзор Министерства сельского хозяйства РФ).
Он функционирует в качестве вневедомственного, то есть общего для всех отраслей и сфер управления (Государственный земельный контроль), либо в области экономики, или социально-культурной, или административно-политической деятельности. В рамках каждой из этих областей имеются вневедомственные и ведомственные виды специализированного контроля.
Вневедомственный контроль имеет две разновидности: а)внеотраслевого профиля; б)отраслевого профиля. К первой разновидности относятся контроль финансово-кредитных и налоговых органов, контроль и надзор за соблюдением правил дорожного движения, противопожарных правил и т. д.
Характерным для этой разновидности контроля и надзора является то, что он распространяется на организации и физических лиц, а также на государственные и негосударственные организации.
Вневедомственный контроль
и надзор отраслевого профиля
осуществляются за соблюдением нормативно-
Специфические виды ведомственного контроля распространяются главным образом на объекты той или иной отрасли. Его цели и конкретные формы определяются особенностями основной деятельности поднадзорных объектов. На железнодорожном транспорте действуют подразделения по надзору за обеспечением безопасности движения, на морском — безопасности мореплавания, в атомной промышленности — атомнадзор за ядерной безопасностью и т. д.
Специфика вневедомственного и ведомственного специализированного контроля и надзора, во-первых, в том, что он не может вторгаться в производственно-хозяйственную и финансовую деятельность подконтрольных объектов, во-вторых, в том, что его субъекты наделены определенными административными полномочиями.
Субъекты отдельных видов данного контроля и надзора активно участвуют в правотворчестве в сфере их контрольно-надзорной деятельности. В одних случаях правотворчество заключается в установлении норм и правил, обязательных для подконтрольных и поднадзорных объектов, в других — в участии в разработке такого рода правил, подготовке и внесении на утверждение проектов правовых актов.
Для специализированного ведомственного контроля и надзора нехарактерны полномочия по применению мер административного принуждения в узком смысле, ибо он тесно сопряжен с возможностью использования дисциплинарной власти вышестоящих органов по отношению к конкретному кругу работников подконтрольных или поднадзорных объектов.3
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1. Президентский контроль
Контрольные полномочия Президента
РФ за деятельностью органов
Он осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, а кроме того, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителя и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил.
Президент имеет возможность
осуществлять повседневный
Президент осуществляет постоянный контроль над законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. Президент в определенных законодательством случаях вправе приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа), органов исполнительной власти субъектов.4
Федеральным законом
"Об общих принципах
Контроль в сфере
Контрольное управление
как подразделение
организует систематический
контроль и проверку
при осуществлении
проверки координирует
по результатам проверок
вносит Президенту предложения
о совершенствовании
Контрольному управлению
поручено регулярно проводить
проверки хода исполнения
Главные направления деятельности этого Управления – обеспечение президентского контроля над деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономической деятельностью; ходом экономических реформ и выполнением государственных программ; использованием государственных средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность.
Важную роль в осуществлении
президентского контроля
Полномочный представитель
является федеральным
2.2. Контроль государственных органов исполнительной власти
Функции государственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.
Правительство РФ как
высший исполнительный орган
государственной власти общей
компетенции наделено широкими
контрольными полномочиями в
отношении федеральных органов
исполнительной власти и
Правительство вправе
отменять акты федеральных
Правительство РФ
Правительство вносит
предложения Президенту страны
о приостановлении действия
Федеральные министерства и иные федеральные
органы исполнительной власти могут осуществлять
межотраслевой (надведомственный) и отраслевой
(внутриведомственный) контроль. Среди
этих органов имеются такие, основной
деятельностью которых является именно
специализированный контроль, например,
Федеральная антимонопольная служба,
Федеральная служба по тарифам, Федеральная
таможенная служба. Большинство федеральных
министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти осуществляет контроль
по отраслям и сферам своей деятельности.
Так, в финансово-экономической сфере
контроль осуществляют министерства финансов,
экономического развития и торговли, Центральный
банк России. Осуществление жесткого контроля
над целевым использованием бюджетных
средств – одна из основных задач экономической
политики. В связи с этим министерствам
финансов, экономического развития и торговли
и Центральному банку поручено ежеквартально
докладывать Правительству о ходе выполнения
федерального бюджета и сконцентрировать
свои усилия на финансовой стабилизации
и укреплении курса рубля.
В иных сферах деятельности контроль осуществляют, например, федеральные службы, подведомственные Министерству транспорта РФ.
Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции (например, Государственная жилищная инспекция), специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти.
Особенностью межотраслевого контроля федеральных органов исполнительной власти является то, что он осуществляется за определенными сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц. Чаще всего такой контроль касается только определенной функции или отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности объектов управления.
Сферы (вопросы) управления, на которые распространяется межотраслевой контроль, его пределы и юридические последствия определены конкретными положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами. Например, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г.7 установлено, что государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Должностные лица этих органов наделены широкими контрольными полномочиями. В частности, они вправе посещать организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, иными материалами; проверять выполнение требований государственной экологической экспертизы и вносить предложения по ее проведению; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и должностных лиц по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций - внутренний контроль над деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц. Еще раз отметим: отраслевой контроль - непременная часть управляющего воздействия руководителей на своих подчиненных. Непосредственный руководитель, осуществляющий контроль за подчиненными структурами и лицами по всем вопросам их деятельности, вправе отменять или изменять их решения, вмешиваться в оперативную деятельность, наказывать виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков и устранения их причин.
Информация о работе Государственный контроль и механизм его осуществления