В субъектах Федерации
контрольными полномочиями наделены
их администрация, а также соответствующие
министерства, управления и другие
органы исполнительной власти. Объем
их полномочий определен федеральным
законодательством, конституциями,
уставами, законами и другими
нормативными правовыми актами
субъектов Федерации.
Органы исполнительной
власти, осуществляя контроль, используют
разнообразные методы. Они проводят
ревизии и проверки фактического
состояния дел, заслушивают отчеты
должностных лиц, проверяют сообщения
печати и жалобы, акты управления.
2.3. Контроль органов законодательной
(представительной) власти
Этот вид контроля регламентирован
Конституцией РФ (ст. ст. 102, 103).
Существует механизм
контроля со стороны Федерального
Собрания за соответствием указов
Президента Конституции и законам
РФ. Так, Совет Федерации осуществляет
контроль при утверждении указов
Президента о введении военного
положения, чрезвычайного положения,
а также за решением Президентом
вопроса о возможности использования
Вооруженных Сил за пределами территории
Российской Федерации (ст. 102 Конституции).
К числу контрольных
полномочий Государственной Думы
в сфере исполнительной власти,
указанных в ст. 103 Конституции,
относятся: дача согласия Президенту
на назначение Председателя Правительства;
решение вопроса о доверии
Правительству; выдвижение обвинения
против Президента для отрешения
его от должности в случаях,
предусмотренных в ст. 93. На основании
ст. 103 Конституции Председатель
Центрального банка России и
Уполномоченный по правам человека
назначаются и освобождаются
от должности Государственной
Думой.
Одной из наиболее
важных форм контроля за исполнительной
властью является рассмотрение
и утверждение Парламентом РФ
представляемого Правительством
бюджета Российской Федерации
– основного социально-экономического
закона страны и отчета о его исполнении.
Контрольные полномочия
Федерального Собрания выражаются
и в том, что назначение и
отзыв дипломатических представителей
Российской Федерации в иностранных
государствах и международных
организациях осуществляется Президентом
после консультаций с соответствующими
комитетами или комиссиями палат
Федерального Собрания (п. "м"
ст. 83 Конституции).
Формой контроля за
деятельностью органов исполнительной
власти является также запрос
депутата или группы депутатов
Совета Федерации, Государственной
Думы Правительству страны, руководителям
федеральных органов исполнительной
власти, исполнительной власти субъектов
Федерации и органов местного
самоуправления по вопросам, входящим
в компетенцию этих органов.
Для осуществления
контроля за исполнением федерального
бюджета Совет Федерации и
Государственная Дума образуют
Счетную палату, состав и порядок
деятельности которой определен Федеральным
законом от 11 января 1995 г.8. Задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление
контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального
бюджета и бюджетов внебюджетных
фондов по объемам, структуре и целевому
назначению; определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования федеральной
собственности;
оценка обоснованности доходных
и расходных статей проектов федерального
бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза
проектов федеральных законов
и нормативных правовых актов
федеральных органов государственной
власти;
анализ отклонений
от показателей федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов и подготовка
предложений по их устранению
и совершенствованию бюджетного
процесса в целом;
контроль за законностью
и своевременностью движения
средств федерального бюджета
и средств федеральных внебюджетных
фондов в Центральном банке
России и иных финансово-кредитных
учреждениях;
регулярное представление
Президенту, Совету Федерации и
Государственной Думе информации
о ходе исполнения федерального
бюджета.
Контрольные полномочия
Счетной палаты распространяются
не только на государственные
органы (в том числе их аппараты)
и учреждения, но и на органы
местного самоуправления и вообще
на все организации и объединения
вне зависимости от видов организационной
подчиненности и форм собственности,
если они получают, перечисляют,
используют средства из федерального
бюджета или используют федеральную
собственность либо управляют
ею, а также имеют какие-либо
официально предоставленные льготы
и преимущества.
Счетная палата проводит
ревизии, проверки и иные контрольные
мероприятия. Проверяемые организации
обязаны обеспечивать условия
для этого и предоставлять
все необходимые документы и
информацию о расходовании бюджетных
средств. В противном случае
виновные могут привлекаться
к тому или иному виду юридической
ответственности. По результатам
проверок Счетная палата направляет
проверяемым организациям представления,
которые должны быть рассмотрены
в определенные сроки с уведомлением
Счетной палаты о принятых
мерах. В случае выявления признаков
преступлений материалы проверки
передаются в правоохранительные
органы. Счетная палата уполномочена
также давать предписания об
устранении выявленных нарушений,
предусмотрен механизм их обязательного
исполнения и обжалования в
судебном порядке.
Статьей 77 Конституции
установлено, что субъекты Федерации
сами образуют соответствующие
органы государственной власти.
Эти органы наделены и соответствующими
контрольными полномочиями по
отношению к органам исполнительной
власти. Они значительны особенно
в республиках, входящих в состав
Федерации. Конституциями республик
определено, что представительные
органы являются не только
высшими законодательными, но и
контрольными органами.
2.4. Судебный контроль
Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции
РФ судебная власть осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства. Федеральный
конституционный закон "О судебной
системе Российской Федерации" от
31 декабря 1996 г. определяет виды, порядок
создания и упразднения судов, а
также основные принципы их деятельности.
Кроме ныне действующих судов, в
субъектах Федерации могут учреждаться
специализированные федеральные суды
по рассмотрению гражданских и административных
дел, конституционный (уставный) суд
субъекта Федерации для рассмотрения
вопросов соответствия законов субъекта
РФ, нормативных правовых актов органов
государственной власти субъекта, органов
местного самоуправления конституции
(уставу) субъекта Федерации, а также для
толкования конституции (устава) субъекта.
Мировые судьи рассматривают, кроме гражданских
и административных дел, также уголовные
дела, по которым наказание предусмотрено
до двух лет лишения свободы. Институт
мировых судей находится в стадии формирования,
но во многих субъектах РФ они уже начали
функционировать9.
Вместе с тем судебную
власть как одну из ветвей государственной
власти нельзя сводить только к рассмотрению
конкретных судебных дел. Судебная власть
– неотъемлемый элемент правового государства.
Будучи сильной и независимой, она является
гарантом прав каждого и должна быть в
состоянии защитить эти права, кто бы на
них ни покушался. Но, что не менее значимо,
судебная власть – это еще и гарантия
нормальной деятельности исполнительной
власти. Судебную власть характеризует
не только правосудие, но и возможность
оказать активное влияние на решения и
действия исполнительной власти.
Наличие властных полномочий
судебной власти дает возможность
говорить о судебном контроле
за исполнительной властью.
Судебный контроль
за исполнительной властью в
стране начал формироваться в
конце 1970-х гг. В современный
период возможность гражданам
беспрепятственно обращаться в
суд за защитой своих прав
предоставлена принятым 27 апреля 1993
г. Законом РФ "Об обжаловании
в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы
граждан" (с изменениями и дополнениями).
Суду стали подконтрольны любые
действия (решения) любых управленческих
структур, должностных лиц, если
возникает опасность ущемления
ими законных интересов личности.
Контрольные полномочия
Конституционного Суда РФ в
сфере исполнительной власти
и порядок их осуществления
определены Конституцией и Федеральным
конституционным законом "О Конституционном
Суде Российской Федерации" от 21 июля
1994 г.10. Деятельность этого органа
призвана служить укреплению основ конституционного
строя России, защите основных прав и свобод
человека и гражданина, утверждению начал
законности в правотворчестве и правоприменении,
обеспечению верховенства и прямого действия
Конституции на всей территории страны.
Контрольные полномочия Конституционного
Суда РФ в сфере исполнительной власти
предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализуя
эти полномочия, суд разрешает
дела о соответствии Конституции
РФ нормативных актов Президента,
Правительства и органов исполнительной
власти субъектов Федерации, изданных
по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти
Российской Федерации и совместному
ведению органов государственной
власти Российской Федерации и ее
субъектов, разрешает споры о
компетенции, включая споры между
органами исполнительной власти Российской
Федерации и ее субъектов, жалобы
граждан. Возможно разрешение и других
дел, связанных с конституционным
судебным контролем за актами органов
исполнительной власти и ее должностных
лиц. Акты или их отдельные положения
(нормы, статьи), признанные неконституционными,
утрачивают силу.
Конституционный Суд,
выявив конкретные нарушения
Конституции и законодательства,
действующего на территории России,
своим представлением может обратить
на это внимание органа исполнительной
власти и должностных лиц. Представление
должно быть рассмотрено субъектом,
которому оно адресовано, не позднее
чем в месячный срок со дня
его получения; Конституционный
Суд незамедлительно уведомляется
о результате рассмотрения представления
и мерах по его реализации.
Решение Конституционного
Суда по спору о компетенции
между органами исполнительной
власти является основанием для
отмены или изменения нормативных
актов, определяющих компетенцию
этих органов.
Толкование Конституции
РФ, данное Конституционным Судом,
является официальным и обязательным
для всех представительных, исполнительных
и судебных органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
организаций, должностных лиц,
граждан и их объединений (ст.
106 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации").
Согласно Конституции
РФ Конституционный Суд действует
лишь по запросам и жалобам, он лишен
права начинать дела по собственной
инициативе.
Поводом к рассмотрению
и разрешению дел в Конституционном
Суде является обращение (запрос,
ходатайство) к нему Президента,
обеих палат Федерального Собрания,
одной пятой членов Совета
Федерации или депутатов Государственной
Думы, Правительства, Верховного
Суда, Высшего Арбитражного Суда
РФ, органов законодательной и
исполнительной власти субъектов
Федерации. Жалобы граждан рассматриваются
в случаях нарушения их конституционных
прав и свобод вследствие применения
или подлежащего применению закона
в конкретном деле.
Формы контроля судов
общей юрисдикции за деятельностью
органов исполнительной власти
имеют свои особенности. Основной
задачей судов общей юрисдикции
является рассмотрение уголовных,
гражданских, административных и
иных дел. Контрольная же функция
осуществляется ими не отдельно,
а в процессе рассмотрения
этих дел.
При рассмотрении уголовных
дел, особенно о должностных
преступлениях, суд исследует
не только действия подсудимого
как должностного лица органа
исполнительной власти, но и условия,
способствовавшие возникновению дела.
За совершенное преступление виновный
привлекается к ответственности, о чем
выносится приговор. Формой же реагирования
суда на выявленные недостатки в работе
органа исполнительной власти, которые
способствовали тем или иным нарушениям
и преступлению должностного лица, может
быть частное определение. В нем обращается
внимание соответствующего органа исполнительной
власти, должностного лица на факты нарушения
закона, причины и условия, способствовавшие
совершению преступления и требующие
предупредительных мер. Субъект, которому
адресовано частное определение, обязан
в месячный срок рассмотреть его и сообщить
суду о принятых мерах.
При рассмотрении судами
общей юрисдикции гражданских
дел также осуществляется контроль
за деятельностью органов исполнительной
власти. Круг дел, рассматриваемых
в порядке гражданского судопроизводства,
весьма обширный. Сюда относятся
дела искового производства, производство
по делам, возникающим из административных
правоотношений, и особое производство.
Это, например, дела о восстановлении
на работе, о нарушении авторских
прав, о неправильной записи в
книге актов гражданского состояния
и др. При рассмотрении этих
и других дел суд, кроме решения
вопроса по существу, изучает
с позиций закона правомерность
действий соответствующих органов
исполнительной власти и издаваемых
ими правовых актов, тем самым
осуществляет контроль за их
деятельностью. По этим и другим
делам судами могут выноситься
решения, определения или постановления.
При необходимости в них указывается,
что суд, признавая акты управления
незаконными, отменяет или изменяет
их.