Государственный контроль и механизм его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является теоретический анализ государственного контроля как контрольной деятельности государства, механизма его осуществления, а также теоретическое обоснование и выработка практических рекомендаций по совершенствованию организации государственного контроля.
В соответствии с поставленной целью, задачами курсовой работы являются:
— исследование теоретического понятия государственного контроля, его сущности, содержания, характерных признаков и принципов его осуществления;
— изучение механизма и правовых форм осуществления государственного контроля в Российской Федерации;
— анализ осуществления государственного контроля в системе разделения властей президентом, парламентом, исполнительными и судебными органами государственной власти;
— выявление особенностей форм и методов осуществления контрольной деятельности государственных органов;
— разработка и обоснование предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма осуществления государственного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Понятие государственного контроля
1.2. Принципы и содержание государственного контроля
1.3. Формы и методы осуществления государственного контроля
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1. Президентский контроль
2.2. Контроль государственных органов исполнительной власти
2.3. Контроль органов законодательной (представительной) власти
2.4. Судебный контроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ моя.docx

— 56.10 Кб (Скачать документ)

 По административным  делам (мелкое хулиганство, мелкое  хищение, налоговые правонарушения  и др.) суд проверяет законность  действий органа исполнительной  власти по привлечению лица  к административной ответственности и применяет предусмотренные законом административные наказания. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутренних дел).

 В условиях рыночной  экономики особую роль играет  система арбитражных судов. Этот  вид правосудия позволяет установить  жесткую дисциплину договорных  отношений, пресечь экономический  произвол чиновников, цивилизованно  осуществлять процесс банкротства,  защитить интересы предпринимателей, акционеров.

 Контроль за деятельностью  органов исполнительной власти  арбитражные суды осуществляют  в специфической форме на основе  Федерального конституционного  закона "Об арбитражных судах  в Российской Федерации" от  28 апреля 1995 г.11 (ред. от 30.04.2010) и Арбитражного процессуального кодекса.

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих  в процессе предпринимательской  деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений.

 Порядок рассмотрения  этих дел определен Арбитражным  процессуальным кодексом. Содержанием  контроля, осуществляемого арбитражными  судами, является проверка при  разрешении перечисленных дел  соответствия актов и действий  органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям  законности и принятие мер  по устранению выявленных нарушений.  Суд принимает решение на основании  действующего законодательства  после всестороннего изучения  всех доказательств по делу. Если  в результате разрешения спора  будут выявлены нарушения закона  и иных нормативных правовых  актов со стороны органа исполнительной  власти и их должностных лиц,  арбитражный суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц.

 Судебные акты, вступившие  в законную силу, исполняются  всеми государственными органами, органами местного самоуправления  и иными органами, организациями,  должностными лицами и гражданами  на всей территории страны. Принудительное  исполнение решения, вступившего  в законную силу, осуществляется  на основании исполнительного  листа, выдаваемого соответствующим  арбитражным судом. Немедленному  исполнению подлежат решения  о незаконности актов государственных  органов. С 1997 г. начал активно  действовать институт судебных  приставов.

 Таким образом, Конституционный  Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые  судьи, рассматривая ежегодно  миллионы гражданских, уголовных  и административных дел, в пределах  своей компетенции решают задачи  по обеспечению законности в  сфере исполнительной власти.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

 Государственный контроль как форма государственной власти обеспечивает проверку выполнения законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил, что также является его главной целью. Содержание государственного контроля выражается в деятельности государственных органов, как самостоятельной и активной деятельности органов государства, обусловленной его внутренними и внешними задачами, обеспечивающей предупреждение и выявление правонарушений в различных сферах общественной жизни, а также возможность привлечения к ответственности подконтрольных субъектов.

Определены цели государственного контроля: охрана конституционного строя, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение эффективности  государственного управления, поддержание  стабильности государственного устройства, обеспечение соответствия издаваемых нормативно-правовых актов Конституции  РФ; функции: правоохраны, социальной превенции, воспитательная и другие. Субъектами государственного контроля являются органы государственного управления федерального или регионального значения. Органы государственного контроля устройства Российского государства, а также из законодательно установленной сферы деятельности по контролю и надзору.

 Государственный контроль — это контроль, который осуществляется органами власти и направлен на достижение целей государственного строительства и развития. Полномочия государственных контролирующих органов распространяются в адекватном объеме не только на государственные, но и на различного рода негосударственные и частные структуры, а также на социальные институты и общественные формирования.

 Важнейший элемент системы государственного контроля – президентский контроль. Ему присущ стратегический характер действий. Президентскому контролю подлежит деятельность всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, их должностных лиц на предмет своевременности и эффективности исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

 Контроль исполнительных органов государственной власти – этот вид государственного контроля обладает широко разветвленной структурой контролирующих организаций федерального и регионального значения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в системе Правительства РФ предусмотрено 15 федеральных министерств, 34 федеральных службы и 24 федеральных агентства. При этом определено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, т. е. внешний контроль.

 Контроль органов законодательной власти осуществляют палаты Федерального Собрания РФ, их рабочие органы. Комитеты и комиссии участвуют, например, в организации и проведении парламентских (депутатских) расследований, в контроле за разработкой, принятием и реализацией федеральных законов и др. Так же как постоянно действующие органы парламентского контроля созданы Счетная палата и Уполномоченный по правам человека.

 Одной из важных функций судов выступает судебный контроль: судебный конституционный контроль, реализуемый Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; судебный контроль в сфере исполнительной власти; внутриведомственный судебный контроль.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: учебник/А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: ИКД Зерцало-М, 2003. – 608 с.
  2. Джагарян А.А. Конституционно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации/А.А. Джагарян. – М.: Формула права, 2008. – 176c.
  3. Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации:учебник/Н.Н. Карпов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 231с.
  4. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля: учебное пособие/Е.А. Кочерин. – М.: Филинъ, 2000. – 384с.
  5. Лучин В.О. Указное право в России/В.О. Лучин. – М.: ХГЦ Велес, 2005. – 52 с.
  6. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика/Л.А. Окуньков. – М.: Норма, Инфра-М, 2006. – 240 c.
  7. Попов Л.Л.Административное право: учебник для ВУЗов/Л. Л. Попов, М. С. Студеникина. – М.: Норма, 2008. – 992 с.
  8. Смоленский М.Б. Административное право: учебник для ВУЗов/М.Б. Смоленский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Феникс, 2007. – 352 с.
  9. Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система. учебное пособие/А.М. Тарасов. – С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 644 c.
  10. Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти/Н.Ю. Хаманева. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. - 110 c.

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации/в ред. Законов РФ о поправке к Конституции от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32с.
  2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997) // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
  4. Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "О Счетной палате Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.11.1994) // "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 167.
  5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
  6. Указ Президента РФ от 24.09.2007 N 1274 (ред. от 12.05.2008) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 01.10.2007, N 40, ст. 4717.

1 Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля: учебное пособие/Е.А. Кочерин. – М.: Филинъ, 2000. – 384с.

2 Смоленский М.Б. Административное право: учебник для ВУЗов/М.Б. Смоленский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Феникс, 2007. – 352 с.

3 Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: учебник/А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: ИКД Зерцало-М, 2003. – 608 с.

4 Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система. учебное пособие/А.М. Тарасов. – С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 644 c.

5 СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2004. N 50. Ст. 4950

6 СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2395

7 СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133

8 СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167

9 Федеральный закон "О мировых судьях Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270

10 СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607

11 СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589


Информация о работе Государственный контроль и механизм его осуществления