Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:03, курсовая работа
Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела
исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового
гражданства в России, затрагивающего судьбу миллионов людей, стали
предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.
одним из оснований приобретения гражданства иностранными и лицами без
гражданства.
Поскольку государства не признают себя обязанными принимать в
гражданство каждого просящего об этом иностранца или каждое лицо без
гражданства,
то прием в гражданство
Эти условия служат материально-правовым основанием приобретения гражданства
лицами, не имеющими права на гражданство данного государства и достигшими
совершеннолетия.
Устанавливая такие условия, государство преследует цель предотвратить
прием в гражданство нежелательных лиц, которые ищут перемены гражданства
только как средство избегнуть, например, уголовного преследования и т.п.
Поэтому прием в гражданство допускается после получения о желающем
приобрести гражданство необходимых государству сведений, для чего от
претендентов на гражданство часто требуется предварительное проживание в
стране в течение определенного срока.
По общему правилу прием в гражданство Российской Федерации возможен,
если иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста
восемнадцати лет и обладающие дееспособностью:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на
жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство
Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев,
предусмотренных частью второй настоящей статьи.
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и
законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились
в полномочный орган
об отказе от имеющегося у них иного гражданства.
д) владеют русским языком.
Предыдущий закон о гражданстве РФ 2002 года отказался от регистрации как
способа приобретения российского гражданства. Однако в нем впервые
предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство, то есть порядок
рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в
отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные
им.
Упрощенный порядок приема в гражданство не предусматривает необходимости
проживания на территории Российской Федерации и позволяет приобрести
гражданство Российской Федерации лицам, проживающим за границей. Это
касается
иностранцем и лиц без
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской
Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР,
в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили
среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в
образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.
Иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации
имеют право приобрести гражданство РФ, если эти граждане:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят
в браке с гражданином
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь,
достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской
Федерации.
Также гражданство РФ могут приобрести нетрудоспособные иностранные
граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из
государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту
жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года.
В упрощенном
порядке приобретают
лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую
Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по
месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года
либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
Без представления вида на жительство в гражданство РФ принимаются
ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и
проживающие на территории Российской Федерации.
В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без
соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего
Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными
гражданами или лицами без гражданства, если:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской
Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской
Федерации, - по заявлению этого родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или
попечительство,
- по заявлению опекуна или
Российской Федерации.
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих
сохранить связь с Россией как своей исторической Родиной.
Третьим основанием приобретения гражданства является восстановление в
гражданстве. Оно, согласно статье 15 закона о гражданстве, касается лиц,
которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо основаниям его
утратили. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации
сокращается до трех лет.
Восстановление в гражданстве является одним из оснований его
приобретения.
Для восстановления в гражданстве требуется:
1. достижение совершеннолетия (18 лет);
2. дееспособность;
3. непрерывное
проживание на территории
жительство и до момента обращения с заявлением о восстановлении в
гражданстве в течение трех лет;
4. обязательство
соблюдать Конституцию и
5. отказ
от иностранного гражданства
(за исключением случаев,
от гражданства невозможен в силу независящих от лица причин или не
требуется по условиям международного договора Российской Федерации);
6. владение русским языком, достаточное для общения в устной и письменной
форме в условиях языковой среды.
Закон о гражданстве 2003 года предусматривает ряд оснований отклонения
заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того,
идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16).
В соответствии с ним отклоняются заявления о приме в гражданство Российской
Федерации, поданные лицами, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя
Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности
Российской Федерации, то есть экстремисты и террористы;
согласно Федеральному закону РФ «О противодействии экстремистской
деятельности» от 25 июля 2002 года[7]. Экстремистской деятельностью
признается:
деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных
организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по
планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных
на:
– насильственное изменение основ Конституционного стоя и нарушение
целостности РФ;
– подрыв безопасности РФ;
– создание
независимых вооруженных
– осуществление террористической деятельности;
– возбуждение расовой, национальной и социальной розни, связанной с
насилием и призывами к насилию;
– унижение национального достоинства;
– осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов
вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной
или религиозной ненависти либо вражды, равно по мотивам ненависти либо
вражды в отношении какой-либо социальной группы;
– пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности
граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой принадлежности;
– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или
символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой
или символикой до степени смешения;
– публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или
совершению указанных действий;
– финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее
осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем