Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:03, курсовая работа
Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела
исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового
гражданства в России, затрагивающего судьбу миллионов людей, стали
предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.
– привлеченные к уголовной ответственности или отбывающие уголовное
наказание в местах лишения свободы;
– не имеющих иного гражданства и гарантий его приобретения.
В упрощенном порядке решается вопрос о выходе из российского гражданства
ребенка, если один из его родителей иностранный гражданин, а другой –
гражданин России – не возражает против такого решения. Еще проще решается
этот вопрос, если у ребенка имеется единственны родитель (отец или мать) и
этот родитель иностранный гражданин.
Лицу, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, в том
числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства Российской
Федерации.
Каждое общее правило всегда имеет исключения. Поэтому не следует думать,
что выход
из гражданства это
любое время может легко и просто изменить свое гражданство.
Закон
предусматривает три
гражданства.
Первая ситуация: наличие не выполненных перед Российской Федерацией
обязательств.
Что в данном случае имеется в виду? Это, например, военная или
альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ. Защита
Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ[11]. Согласно
Федеральному закону РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28
марта 1998 г. Каждый гражданин России мужского пола в возрасте от 18 до 27
лет подлежит призыву на военную службу, если он не имеет официальной
отсрочки или право на замену военной службы альтернативной гражданской
службой[12].
Вторая ситуация. В выходе из гражданства будет отказано, если гражданин
России, ходатайствующий об этом, привлечен правоохранительными органами в
качестве обвиняемого по уголовному делу (до завершения следствия
прекращения этого дела) или если в отношении этого гражданина имеется
вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Приговор суда
подлежит обязательному исполнению.
Третья ситуация: если гражданин, подавший заявление о выходе из
гражданства, не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения. Это
означает, что ни одно государство, куда обращался гражданин по поводу
приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа.
В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии оснований для
отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и
восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе
из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности
Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в
письменной
форме соответствующий
Решения по вопросам гражданства принимаются по каждому заявлению
отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство и восстановления в
гражданстве Российской Федерации либо отклонения таких заявлений,
разрешения выхода и гражданства Российской Федерации либо отказа в выходе
из гражданства.
Оптация является в равной мере, как основанием приобретения, так и
основанием утраты гражданства.
В случае территориальных изменений в соответствии с международным
договором, если какая-либо часть территории Российской Федерации отойдет от
России, люди, проживающие на данной территории, будут иметь право сохранить
или изменить свое гражданство.
Если же какое-либо государство или его часть присоединяется к России,
люди, населяющие эту территорию, смогут в порядке оптации приобрести
гражданство РФ.
Точно также решается вопрос об утрате российского гражданства лицами,
проживающими на территории РФ, переданное иностранному государству. Если
они в установленный срок не заявят о своем желании сохранить прежнее, то
есть российской гражданство, на них автоматически распространиться
гражданство
государства, к которому отошла часть
территории России[13].
Глава 3. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской
Федерации.
Решения по вопросам гражданства уполномочены принимать три вида органов.
Во-первых, глава государства – Президент РФ. Президент решает вопросы
гражданства РФ и предоставления политического убежища[14].
В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и
предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный
и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте
РФ.
В соответствии с положением о Комиссии по вопросам гражданства при
Президенте Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 14
ноября 2002 г. №1318[15], эта Комиссия обеспечивает реализацию
конституционным полномочий главы государства по решению вопросов
гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными
конституционными законами, Федеральным законом «О гражданстве Российской
Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, а также Положением о Комиссии по вопросам
о гражданстве при Президенте РФ.
Вторым видом органов, принимающих решения по вопросам гражданства,
являются Министерство внутренних дел РФ и его территориальные
подразделения; министерства внутренних дел республик; департаменты
(управления) внутренних дел правительств других субъектов Федерации.
Третьим видом органов, занимающихся вопросами гражданства, является
Министерство иностранных дел РФ, дипломатические и консульские
представительства России за рубежом.
Каждый из этих органов принимает решения по вопросам гражданства в
пределах своих полномочий.
Детально полномочия каждого из вышеназванных органов определены законом
о гражданстве. О них сейчас и пойдет речь.
Согласно Конституции РФ и действующему Федеральному закону о гражданстве
Президент РФ решает вопросы приема, восстановления в гражданстве и выхода
из гражданства РФ в общем порядке. Президент отменяет в необходимых случаях
решения по вопросам гражданства РФ независимо от того, кем такое решение
было принято. На Президента Российской Федерации возложена также
координация, то есть обеспечение согласованного функционирования
полномочных органов в связи с исполнением закона о гражданстве.
По вопросам гражданства Президент РФ издает процедурный документ –
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. В нем детально
урегулирован порядок оформления и подачи заявлений и иных документов,
необходимых для приобретения или прекращения гражданства РФ, приема в
гражданства детей и недееспособных лиц; функции органов, полномочных решать
вопросы гражданства; порядок исполнения решений по вопросам гражданства;
процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо
отсутствии гражданства и ряд других вопросов.
Президент РФ как глава государства обеспечивает согласованное
взаимодействие
всех органов государственной
делами гражданства.
Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы нормативного
и индивидуального характера.
Указ нормативного характера является правоустановительным актом,
источником права. Он рассчитан на многократное применение и касается
неограниченного круга лиц, оказавшихся в сфере действия этого акта.
Указы индивидуального характера по вопросам гражданства являются
правоприменительными актами и не содержат норм права. Они касаются
интересов конкретных лиц.
Предусматривается право Президента РФ рассмотреть вопрос о приеме или
восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях будет
отказано.
Настоящий закон о гражданстве подробно определяет полномочия
федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних
дел, а именно Министерства внутренних дел РФ и его территориальных
подразделений – Министерства внутренних дел республик в составе РФ, главных
управлений (департаментов) внутренних дел, других субъектов Федерации
(областей, краев, городов федерального значения – Москвы и Санкт-
Петербурга, автономных образований).
Согласно Закону они определяют наличие гражданства Российской Федерации
у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц,