Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание

По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.

Содержание

1. Введение
2. Глава 1. Понятие органов исполнительной власти
3. Глава 2. Система органов исполнительной власти, организационно-правовые основы ее построения
4. Глава 3. Виды органов исполнительной власти
5. Глава 4. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
6. Глава 5. Организационная структура и штаты органов исполнительной власти
7. Заключение
8. Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

Комитет при  Совете Министров Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, осуществляющий специальные  функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) в установленных сферах ведения.

Местные органы исполнительной власти

Местное управление - это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Единая система  местных органов управления на территории Республики Беларусь слагается из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполкомов, которые входят в единую систему органов исполнительной власти, являются органами общей компетенции.

Исполнительный  комитет подотчетен и подконтролен вышестоящему исполнительному и распорядительному органу, а также подотчетен соответствующему местному Совету депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Исполнительный  комитет:

  • разрабатывает и вносит в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и прав граждан;
  • разрабатывает и вносит в Совет проекты планов экономического и социального развития, местных программ, местного бюджета; принимает меры по осуществлению планов, программ и бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;
  • распоряжается имуществом и финансовыми ресурсами Совета в порядке и в пределах, установленных Советом;
  • вносит в Совет предложения об образовании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций и учреждений, принадлежащих административно-территориальному образованию на праве коммунальной собственности;
  • осуществляет в порядке, установленном законодательством, государственный контроль на соответствующей территории за охраной окружающего мира (вод, воздуха, земель, недр, растительного и животного мира), а также за объектами коммунальной собственности;
  • определяет структуру и штаты исполнительного комитета, созданных им отделов, управлений и других подразделений, руководит ими и подведомственными организациями. По согласованию с соответствующими отделами и управлениями вышестоящего исполнительного комитета (министерствами, ведомствами) назначает на должность и освобождает от должности руководителей отделов, управлений и других подразделений исполнительного комитета;
  • руководит отделами и управлениями, другими подразделениями исполкома, может принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к их ведению;
  • образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия;
  • организует прием населения, принимает решения по удовлетворению прав и законных интересов граждан;
  • оказывает нижестоящим исполнительным комитетам необходимую помощь;
  • руководит гражданской обороной;
  • обеспечивает выполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы;
  • решает возложенные на него законом задачи по организации выборов и референдумов, обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского значения, вносит предложения Президенту Республики Беларусь о представлении к государственным наградам и поощрениям;
  • решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета в пределах полномочий, данных Советов.

Исполнительный комитет возглавляет Председатель. Председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета назначается на должность Президентом Республики Беларусь сроком на 5 лет и утверждается областным Советом депутатов. Председатель районного, городского, сельского, поселкового исполкома назначается вышестоящим исполнительно-распорядительным органом и утверждается соответствующим Советом депутатов.

В случае, если кандидатуру на должность председателя местный Совет не утвердит, в том же порядке вносится другая кандидатура. Решение Президента Республики Беларусь, председателя вышестоящего исполнительного комитета о назначении председателя исполнительного комитета в случае повторного отклонения кандидатуры Председателя исполкома является окончательным. Председатель соответствующего исполнительного комитета может занимать эту должность не более чем два срока подряд.

Председатель  исполнительного комитета:

  • возглавляет исполнительный комитет, обеспечивает взаимодействие его с соответствующим Советом, координирует деятельность отделов, управлений и других подразделений исполкома;
  • по согласованию с вышестоящим исполнительно-распорядительным органом назначает заместителей, персональный состав исполнительного комитета, секретаря исполнительного комитета;
  • представляет исполнительный комитет во взаимоотношениях с Советами и  иными государственными  органами, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами;
  • организует работу исполкома, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений;
  • является распорядителем кредитов, предусмотренных бюджетом и внебюджетными средствами;
  • накладывает дисциплинарные взыскания на председателей нижестоящих исполкомов.

Отделы, управления и службы исполкомов — основной вид местных отраслевых и функциональных органов управления. Исполкомы поселковые, сельские отделов и управлений не имеют.

В исполкомах образуются различного рода органы, осуществляющие функции надзора и контроля за соблюдением правил в области исполнительной и распорядительной деятельности. К ним относятся административные, наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по борьбе с пьянством, различного рода инспекции и др.

Местным органом  государственного управления в городах  с районным делением является администрация района.

На основании действующего законодательства местные исполнительные и распорядительные органы издают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Решения, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

В системе исполнительно-распорядительных органов имеются также местные органы государственного управления, которые организационно не подчиняются исполкомам. Это местные территориальные органы министерств: обороны, комитета государственной безопасности, министерства транспорта и коммуникаций и др. Образуются такие местные органы управления в соответствии с действующим законодательством соответствующими министерствами. В своей деятельности по управлению непосредственно подчиненными объектами эти органы сотрудничают с соответствующими исполнительными комитетами.

 

Глава 5. Организационная структура и штаты органов исполнительной власти.

Любой орган  исполнительной власти не сможет функционировать и эффективно использовать предоставленные в соответствии с компетенцией полномочия без правильной организации своих внутренних структурных звеньев, без определенного соотношения между структурными подразделениями.

Рациональное построение аппарата органов исполнительной власти, отсутствие дублирования в работе частей и в то же время полный охват всех функций, входящих в компетенцию того или иного органа исполнительной власти, является залогом успешного выполнения задач, наложенных на эти органы.

Свойством структуры  органа исполнительной власти является то, что она прямо или косвенно связана со всеми сторонами его деятельности.

Под структурой органа управления понимается совокупность его подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, и система взаимоотношений этих подразделений.

Таким образом, структурное подразделение - это  одна из частей органа, точнее - его  аппарата.

Для структурных  подразделений характерно следующее:

  • как основные части аппарата органов управления структурные подразделения не являются самостоятельными органами государственного управления;
  • любое структурное подразделение руководит деятельностью выделенных в его подчинение объектов управления или выполняет строго определенные функции;
  • по способу формирования структурные подразделения являются назначаемыми;
  • каждое структурное подразделение в соответствующей форме участвует в практической реализации компетенции органа управления безотносительно к тому, происходит ли это путем издания актов управления или посредством других форм управленческой деятельности;
  • компетенция структурного подразделения определяется в пределах компетенции органа управления и является ее необходимой частью;
  • ни одно структурное подразделение не обладает свойством органа управления в целом и не может выполнять всю его компетенцию.

Известны три  системы построения рабочего аппарата органов: линейная (простейшая), функциональная и производственно-отраслевая.

Принципиальная  схема построения аппарата центральных органов исполнительной власти включает следующие структурные подразделения:

  • руководство (например, министр, его заместители, коллегия министерства);
  • отраслевые подразделения (например, главки министерств);
  • функционально-отраслевые подразделения (например, управления и отделы министерств, государственных комитетов);
  • вспомогательные и обслуживающие подразделения (например, секретариат, канцелярии, экспедиционные комиссии).

Упрощение и  удешевление управленческого аппарата связано со строжайшим соблюдением государственной штатной дисциплины, которая предполагает определенный порядок установления и изменения штатов учреждения, организаций и предприятий.

Под штатами  понимается перечень структурных подразделений соответствующего органа управления, наименование и количество должностей административно-управленческого персонала и размеры должностных окладов.

На практике эти сведения обобщаются в документе, именуемом штатным расписанием. Количество работников, занятых в аппарате, должно быть разумным, отвечающим интересам дела и определяться строгими нормами. Эти нормы устанавливаются государством.

Штаты каждого  органа государственного управления, а также каждого учреждения утверждаются в соответствии с законодательством. Например, министр вправе утверждать штаты главков, управлений, отделов, министерства, утверждать положения о них.

 

 

Заключение

Подводя итоги  рассмотрения функционирования исполнительной власти Республики Беларусь теоретического и практического характера, можно  сделать вывод, что такие дефиниции  как «государственная власть», «исполнительная власть», «орган государства», «орган исполнительной власти» досконально не отражены в нормативно-правовых актах.

Следует согласиться  с мнением В. Н. Дубовицкого, что  необходима разработка концептуальной программы развития исполнительной власти в Республике Беларусь и принятия закона «О системе органов исполнительной власти Республике Беларусь» , что позволит устранить неточности, а подчас и противоречия, содержащиеся в действующих нормативно-правовых актах. Придание Правительству Республики Беларусь статуса высшего органа в системе органов исполнительной власти от государственных органов других ветвей власти и, прежде всего, от органов государственного управления.

Основываясь на концепции разделения властей, рассмотренных мнениях и взглядах ученых, можно сделать вывод, что исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей в государстве, которая обладает совокупностью полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества); полномочия внешнеполитического представительства; полномочия по осуществлению различного рода административного контроля; а также иногда и законодательные полномочия. Однако, осуществляют указанные полномочия конкретные государственные органы, а точнее, система органов государства.

Данное понятие  является стержневым в государственном  управлении и представляет собой  содержательное, сущностное выражение, отражение динамики государственно-управленческой деятельности и своего рода ее следствие.

Исходя из определения  исполнительной власти, представляется, что органом исполнительной власти является составная часть системы  исполнительной власти, который действует  в сфере исполнительной власти; выступает по поручению и от имени государства; осуществляет деятельность исполнительно-распорядительного характера; обладает собственной компетенцией; имеет свою структуру; применяет присущие ему формы и методы деятельности. Следовательно, категории «орган государства» и «орган государственного управления» более широкие, нежели «орган исполнительной власти».

 

 

Список используемых источников

1.    Бельский К.С. О функциях исполнительной власти, - М.: Юрист, 1995. - 189 с.

2.    Бодак А.Н. Конституционно-правовые проблемы нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Республики Беларусь: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: защищена 09.03.05: утверждена 25.05.05: 12.00.02 / Бодак Алла Николаевна. - Минск, 2005. – 129 с.

3.    Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1991. - №31.

4.    Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь, Конституц.-правовой статус: Учеб. пособие / Бел. негос. ин-т правоведения. - 2-е изд., доп. - Мн.: Науч.-образоват. о-во с огранич. ответственностью "Бип-С", 1999. – 243 c.

5.    Габричидзе Б.Н. Курс административного права РФ, - М.: «Дашков и К», 2003. - 978 с.

6.    Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и право. – 2002. -№3. - 121 с.

7.    Дорошенко А.В. Статус и роль исполнительной власти в политической системе общества: Дис. На соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.01: 21.11.2001: 27.03.2002 / Дорошенко Александр Валерьевич. - Мн., 2001. 142 с.

Информация о работе Исполнительная власть