Конституционный статус Правительства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание

Основными целями исследования являются:
1) комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ;
2) обобщение достижений предыдущего научного опыта исследования рассматриваемой проблемы;
3) изучение и анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Правовой статус Правительства РФ……………………6
2. Состав и порядок формирования Правительства РФ…12
3. Полномочия Правительства РФ………………………...18
3.1 Общие полномочия………………………………...20
3.2 Отраслевые полномочия…………………………...21
4. Организация деятельности Правительства РФ………...24
5. Отставка Правительства РФ……………………………..29
Заключение………………………………………………………32
Список нормативно-правовых актов и литературы…………..35

Работа состоит из  1 файл

(ап)Конституционный статус Правительства РФ.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок  создания и деятельности территориальных  органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.13

Ассигнования - суммы денежных средств, выделенные из централизованных и децентрализованных источников для покрытия затрат на определенные цели.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,

федеральных законов, нормативных  указов Президента Российской Федерации  Правительство издает постановления  и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

 

 

 

 

  1. Состав и порядок формирования Правительства РФ

 

 

Структура федеральных  органов исполнительной власти есть создаваемая в порядке, определённом Конституцией РФ, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководство Правительства РФ федеральную исполнительную власть.14

Правительство Российской Федерации состоит из членов

Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства  Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.15

Руководители федеральных  органов исполнительной власти (государственных  комитетов, федеральных служб, главных  управлений, федеральных надзоров), кроме федеральных министров, не входят в состав Правительства, однако статус федерального министра может быть им предоставлен Президентом РФ.

Формирование Правительства  охватывает два взаимосвязанных  этапа,

две стадии. На первом этапе  формируется институт главы Правительства. Глава Правительства - ключевая и ведущая должность в государстве. В силу значительности процедура и порядок назначения Председателя Правительства определены Конституцией и федеральным конституционным законом.

Председателем Правительства  РФ является должностное лицо, определяющие основные направления деятельности Правительства и организующего его работу.16

 

В СССР Правительство формировал Парламент – Верховный Совет.

Почти во всех странах  западной  демократии высшая исполнительная власть формируется Парламентом, что  обеспечивает более эффективный контроль над ней. Премьер становится ответственным не перед одним лицом, а перед партией, выигравшей выборы. Процедура назначения Премьера включает проведение конституцией с победившими на выборах партиями, только после этого производится выбор кандидатуры.17

Формирование Правительства  РФ начинается с назначения

Председателя Правительства. В соответствии со ст. 111 Конституции  РФ Председатель Правительства назначается  Президентом РФ с согласия Государственной  Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня ее внесения. Регламент Государственной Думы устанавливает определенный порядок рассмотрения этого вопроса. Кандидат на должность Председателя Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства принимается тайным голосованием. Согласие на назначение считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов. По результатам голосования принимается постановление. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства Президент в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой,

Президент назначает  Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает  новые выборы .

Президент Российской Федерации  не имеет права распускать Государственную  Думу на этом основании в течение  последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

 В Конституции, не указывается должен ли президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить в следующий раз другую кандидатуру или он вправе предлагать одно и тоже лицо. Конституционный Суд РФ поддержал последнее.

Второй этап формирования Правительства связан с назначением членов Правительства: первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров.

После получения согласия Думы Президент РФ назначает Председателя Правительства.

Структуру Правительства, его персональный состав определяет

Президент РФ в ходе консультаций с назначенным ранее Председателем  Правительства.18 Если быть точнее, то Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Первый заместитель  замещает Председателя Правительства, заместители замещают его по определённому кругу вопросов и одновременно координируют работу нескольких министерств, близких по своему профилю. Первый заместитель и заместители участвуют в определении политики Правительства по тем или иным вопросам. В конце 2005 г. Предметы ведения заместителей премьер-министра разделили по-новому. Первый вице-премьер ведает национальными проектами, природопользованием, массовыми коммуникациями, взаимодействует с органами юстиции, один из заместителей координирует экономическую, финансовую, торговую, инвестиционную политику, другой, оставаясь министром обороны, ведает также вопросами оборонного комплекса. Руководителю Аппарата Правительства РФ (он – министр РФ) также поручили координацию отдельных блоков.19

Поскольку Правительство  представляет собой коллектив ( юридически  премьер – первый среди равных), то теоретически возможно, что решения  могут приниматься большинством голосов ( так фактически бывает в результате обсуждения, хотя формального голосования не проводится). На деле, решающая роль в Правительстве РФ принадлежит Председателю Правительства, его мнение имеет решающие значение.20 

В соответствии с указом президента РФ Председатель Правительства Российской Федерации имеет восемь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации.

Восемь заместителей Председателя Правительства на данный момент:

  • Первый заместитель Председателя Правительства -  Зубков Виктор Алексеевич 
  • Первый заместитель Председателя Правительства  - Шувалов Игорь Иванович
  • Заместитель Председателя Правительства - Иванов Сергей Борисович
  • Заместитель Председателя Правительства - Козак Дмитрий Николаевич
  • Заместитель Председателя Правительства - Кудрин Алексей Леонидович
  • Заместитель Председателя Правительства - Сечин Игорь Иванович
  • Заместитель Председателя Правительства - Собянин Сергей Семёнович
  • Заместитель Председателя Правительства - Жуков Александр Дмитриевич 

Структура федеральных  органов исполнительной власти есть создаваемая в порядке, определенном Конституцией РФ, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководством Правительства РФ федеральную исполнительную власть. Основываясь на предложениях Председателя Правительства, Президент своим указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти в составе: 1) федеральных министерств и 2) иных федеральных органов исполнительной власти - государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, государственных служб, агентств, федеральных надзоров, департаментов налоговой полиции РФ.

Все федеральные органы исполнительной власти находятся в  ведении Правительства. Исключение составляют ряд федеральных структур, непосредственное руководство деятельностью  которыми осуществляет Президент РФ. Это те федеральные органы, которые находятся в юрисдикции Президента - министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, федеральная служба безопасности, федеральное агентство правительственной связи и др. Из общего числа федеральных органов исполнительной власти к ведению Президента отнесено 16 - пять федеральных министерств; семь федеральных служб; одно российское агентство, а также федеральные ведомства, отнесенные к иным федеральным органам исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте и Управление делами Президента.

 

3.Полномочия Правительства РФ.

 

Компетенция есть совокупность полномочий, регламентирующих деятельность Правительства в интересах народов России.21

Правительство Российской Федерации является органом многофункциональной  компетенции. Оно ведает общими вопросами  исполнительного и распорядительного  характера, а не отдельными отраслями  управленческой деятельности. Правительство  руководит органами исполнительной власти в политической, экономической, социально-культурной сферах, обеспечивает государственную безопасность, национальную оборону и внешние связи Российской Федерации; координирует деятельность органов исполнительной власти в центре и на местах; организует соблюдение и исполнение законов и указов Президента.

Правительство в своей  деятельности руководствуется принципами разделения властей, законности, гласности, управленческого профессионализма, В пределах своих полномочий Правительство  контролирует деятельность нижестоящих  органов исполнительной власти.

Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятельность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Поэтому конституционно закрепить предметную компетенцию этого органа государственной власти в конституциях с исчерпывающей полнотой весьма затруднительно, вследствие чего она всегда устанавливается только в общей форме. Таково положение и в Российской Федерации. В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, но в заключении его говорится, что оно осуществляет и "иные полномочия", возложенные на него Конституцией РФ, федеральными закона ми, указами Президента РФ. Следовательно конституционный перечень не является исчерпывающим, да и сами вопросы, которые включены в него, выглядят скорее как самое общее обозначение основных обязанностей государства. Однако нельзя забывать, что предметная компетенция Правительства РФ прямо вытекает из вопросов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Разумеется, Правительство РФ решает эти вопросы не единолично, а совместно с другими федеральными органами государственной власти (Президентом РФ, Федеральным Собранием) своими специфическими средствами и методами.

 

  1. Общие полномочия.

 

Общая компетенция – это круг полномочий, определяющих, главные направления и сферы деятельности Правительства.22

Основные принципы деятельности Правительства:

верховенство Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, функциональное разделение власти, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Общие полномочия Правительства  РФ:

руководит работой федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти и  контролирует их деятельность; создает свои территориальные органы и назначает должностных лиц, устанавливает порядок их создания и финансирует их деятельность из федерального бюджета; назначает на должность и освобождает от должности заместителей министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, утверждает членов коллегий; отменяет акты или приостанавливает действие актов федеральных органов исполнительной власти; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Правительство РФ организует реализацию внешней и внутренней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; осуществляет право законодательной инициативы; по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации они могут передавать друг другу часть своих полномочий, если это не противоречит федеральному законодательству. Оформляется это соответствующими соглашениями.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство РФ также  определяет и утверждает структуру  аппарата Правительства РФ, их численность  и месячный оклад.

Полномочия федеральных  министров:

• участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства  РФ;

Информация о работе Конституционный статус Правительства РФ