Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:20, курсовая работа
Основными целями исследования являются:
1) комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ;
2) обобщение достижений предыдущего научного опыта исследования рассматриваемой проблемы;
3) изучение и анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.
Введение…………………………………………………………3
1. Правовой статус Правительства РФ……………………6
2. Состав и порядок формирования Правительства РФ…12
3. Полномочия Правительства РФ………………………...18
3.1 Общие полномочия………………………………...20
3.2 Отраслевые полномочия…………………………...21
4. Организация деятельности Правительства РФ………...24
5. Отставка Правительства РФ……………………………..29
Заключение………………………………………………………32
Список нормативно-правовых актов и литературы…………..35
• принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;
• принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;
• обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
• определяют структуру, штаты и месячный оклад для служащих аппарата своего министерства.
Предметная (специальная) компетенция характеризует круг полномочий, определяющих деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни. Экономическая, бюджетно-финансовая, денежная политика, в социальной сфере, а также развитие науки, культуры, образования, природопользования, обеспечение законности, прав и свобод граждан и др.23
Полномочия Правительство РФ в сфере экономики:
осуществляет регулирование
В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает согласованные с Центральным банком РФ меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом России; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:
обеспечивает единую
государственную социальную политику,
реализацию конституционных прав граждан
в области социального
В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющей общегосударственное значение, по приоритетным направлениям прикладной науки; обеспечивает единую государственную политику в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов России.
Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения
законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными деяниями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
Полномочия Правительства
РФ по обеспечению обороны и
Полномочия Правительства
РФ в сфере внешней политики и
международных отношений: осуществляет
руководство в сфере
В сфере природопользования
и охраны окружающей среды Правительство
РФ обеспечивает проведение единой государственной
политики в области охраны окружающей
среды и обеспечения
Особенности деятельности Правительства РФ при введении режима военного и чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами. Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные законодательством и указами Президента РФ.
Организация деятельности Правительства Российской Федерации— это предусмотренные законом и регламентными нормами порядок и организационно-правовые формы осуществления Правительством РФ своих полномочий. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп.) и Регламентом Правительства РФ деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов.24
Деятельность Правительства осуществляется по трём основным направлениям:
Правительство определяет экономическое и социальное содержание стратегии. Для этого проводится теоретический анализ, моделирование ситуаций, долгосрочное прогнозирование, привлекаются представители отечественной и зарубежной науки и практики. Так, для разработки стратегии развития России на период до 2010 г. Специально создан Центр стратегических исследований, который привлёк для работы более 200 учёных и специалистов разных направлений и убеждений.
Нормотворчество выражается в подготовке законопроектов для внесения в Государственную Думу и принятии постановлений по вопросам экономического и социального развития страны. При этом качеству документов уделяется первостепенное внимание, в противном случае приходится только, что принятые законы пересматривать, вносить в них изменения. Основную часть нормативных актов законодатели обычно принимают по предложению исполнительной власти.
Оперативную работу составляют ежедневно принимаемые решения, рассмотрение вопросов на заседаниях комиссий, по поручением вице-премьеров и Правительства. Подготовка и принятие решений проходит несколько ступеней (стадий): Министерство – министр - руководитель аппарата Правительства – департамент аппарата Правительства – секретариаты вице-премьеров Правительства – вице-премьер - Председатель Правительства. Самостоятельно без согласования на других ступенях, довести проект до последней верхней ступени практически нельзя, так как на каждой стадии процесс согласования может прерваться, а инициатива отклонится.25
Правительству для осуществления его полномочий предоставлено право законодательной инициативы по всем вопросам, включая предложения об изменении Конституции РФ. Законопроекты, подготовленные от имени Правительства, вносятся в Государственную Думу только по его решению. Лишь Правительство может вносить законопроект о государственном бюджете. В Правительство направляются все законопроекты и поправки к ним, поступающие в палаты Федерального Собрания, и оно вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу официальные отзывы на рассматриваемые законопроекты и предложения об их изменениях. Эти отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению в Совете Федерации и Думе ( обычно – на заседаниях соответствующих комитетов, готовящих к слушанию законопроектов).26
В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум. В состав Президиума Правительства входят Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, по делам национальностей и региональной политики, федеральный министр - Руководитель Аппарата Правительства.
Заседания Президиума Правительства
РФ проводятся по мере необходимости.
Решение принимается
В заседаниях Правительства
могут участвовать с правом совещательного
голоса представители палат
По каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.
Заседания ведет Председатель Правительства. Он открывает и закрывает заседания, предоставляет слово выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при голосовании решающим является голос Председателя.
В заседаниях Правительства могут участвовать председатели Палат Федерального Собрания, представители Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Счётной палаты, Генеральный прокурор, иные лица, но в случае, если это установлено федеральными законами, или в порядке, определённом самим Правительством. Заседания Правительства могут иметь открытый и закрытый характер. Представителям прессы обычно разрешают присутствовать только в начале открытого заседания, иначе создаются помехи для работы. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения на заседании, протоколы относятся к служебной информации, порядок распространения которой ( в том числе через средства массовой информации) регулируется федеральным законом и самим Правительством.28
Вопросы, относящиеся к компетенции Правительства, могут рассматриваться на заседаниях как Правительства в целом, так и его Президиума. На заседаниях Правительства рассматриваются два рода вопросов:
1. Решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства. Их перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве"
2. Вопросы, которые с точки зрения руководства Правительства имеют особое значение, например, вытекающие из поручений Президента.
Особое место занимают в деятельности Правительства
Председатель Центробанка и Президент Российской Академии наук. Они участвуют в обсуждении и выработке решений наравне с членами Президиума Правительства.
Согласно Регламенту Правительства на заседаниях Правительства по каждому из рассматриваемых вопросов приглашаются лица, имеющие непосредственное отношение к соответствующему вопросу. Состав лиц, приглашаемых на заседания Правительства, определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. В соответствии с Положением об Аппарате Правительства на заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания.