Конституционный статус Правительства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание

Основными целями исследования являются:
1) комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ;
2) обобщение достижений предыдущего научного опыта исследования рассматриваемой проблемы;
3) изучение и анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Правовой статус Правительства РФ……………………6
2. Состав и порядок формирования Правительства РФ…12
3. Полномочия Правительства РФ………………………...18
3.1 Общие полномочия………………………………...20
3.2 Отраслевые полномочия…………………………...21
4. Организация деятельности Правительства РФ………...24
5. Отставка Правительства РФ……………………………..29
Заключение………………………………………………………32
Список нормативно-правовых актов и литературы…………..35

Работа состоит из  1 файл

(ап)Конституционный статус Правительства РФ.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

• принимают участие  в подготовке постановлений и  распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

• принимают участие  в выработке и реализации политики Правительства РФ;

• обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

• определяют структуру, штаты и месячный оклад для служащих аппарата своего министерства.

 

  1. Отраслевые полномочия.

 

Предметная (специальная) компетенция характеризует круг полномочий, определяющих деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни. Экономическая, бюджетно-финансовая, денежная политика, в социальной сфере, а также развитие науки, культуры, образования, природопользования, обеспечение законности, прав и свобод граждан и др.23

Полномочия Правительство РФ в  сфере экономики:

осуществляет регулирование экономических  процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической  деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; управляет федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного, экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики России; обеспечивает функционирование оборонного производства России.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает согласованные с Центральным банком РФ меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом России; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:

обеспечивает единую государственную социальную политику, реализацию конституционных прав граждан  в области социального обеспечения, способствует развитию социального  обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых споров граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает единую миграционную политику; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ разрабатывает  и осуществляет меры государственной  поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющей общегосударственное значение, по приоритетным направлениям прикладной науки; обеспечивает единую государственную политику в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов России.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения

законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует  в разработке и реализации государственной  политики в области обеспечения  безопасности личности, общества и  государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными деяниями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства  РФ по обеспечению обороны и государственной  безопасности: осуществляет необходимые  меры по обеспечению обороны и  государственной безопасности России; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных сил и воинских формирований; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с законом к обороне или обеспечению государственной безопасности; принимает меры по охране Государственной границы; руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства  РФ в сфере внешней политики и  международных отношений: осуществляет руководство в сфере обеспечения  отношений России с иностранными государствами, международными организациями; обеспечивает представительство в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры, обеспечивает выполнение обязательств по ним, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы России; защищает граждан РФ за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство  РФ обеспечивает проведение единой государственной  политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулирование природопользования и развития минерально-сырьевой базы страны; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий, катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Особенности деятельности Правительства РФ при введении режима военного и чрезвычайного положения  определяются федеральными конституционными законами. Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные законодательством и указами Президента РФ.

 

 

  1. Организация деятельности правительства РФ

 

Организация деятельности Правительства Российской Федерации— это предусмотренные законом и регламентными нормами порядок и организационно-правовые формы осуществления Правительством РФ своих полномочий. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп.) и Регламентом Правительства РФ деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов.24

Деятельность Правительства  осуществляется по трём основным направлениям:

  1. стратегическое планирование
  2. нормативное
  3. оперативное управление

Правительство определяет экономическое и социальное содержание стратегии. Для этого проводится теоретический анализ, моделирование  ситуаций, долгосрочное прогнозирование, привлекаются представители отечественной  и зарубежной науки и практики. Так, для разработки стратегии развития России на период до 2010 г. Специально создан Центр стратегических исследований, который привлёк для работы более 200 учёных и специалистов разных направлений и убеждений.

Нормотворчество выражается в подготовке законопроектов для внесения в Государственную Думу и принятии постановлений по вопросам экономического и социального развития страны. При этом качеству документов уделяется первостепенное внимание, в противном случае приходится только, что принятые законы пересматривать, вносить в них изменения. Основную часть нормативных актов законодатели обычно принимают по предложению исполнительной власти.

Оперативную работу составляют ежедневно принимаемые решения, рассмотрение вопросов на заседаниях комиссий, по поручением вице-премьеров и Правительства. Подготовка и принятие решений проходит несколько ступеней (стадий): Министерство – министр - руководитель аппарата Правительства – департамент аппарата Правительства – секретариаты вице-премьеров Правительства – вице-премьер - Председатель Правительства. Самостоятельно без согласования на других ступенях, довести проект до последней верхней ступени практически нельзя, так как на каждой стадии процесс согласования может прерваться, а инициатива отклонится.25

Правительству для осуществления его полномочий предоставлено право законодательной инициативы по всем вопросам, включая предложения об изменении Конституции РФ. Законопроекты, подготовленные от имени Правительства, вносятся в Государственную Думу только по его решению. Лишь Правительство может вносить законопроект о государственном бюджете. В Правительство направляются все законопроекты и поправки к ним, поступающие в палаты Федерального Собрания, и оно вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу официальные отзывы на рассматриваемые  законопроекты и предложения об их изменениях. Эти отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению в Совете Федерации и Думе ( обычно – на заседаниях соответствующих комитетов, готовящих к слушанию законопроектов).26

В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум. В состав Президиума Правительства входят Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, по делам национальностей и региональной политики, федеральный министр - Руководитель Аппарата Правительства.

Заседания Президиума Правительства  РФ проводятся по мере необходимости. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Президиума. При этом Правительство вправе отменить любое решение Президиума.27

В заседаниях Правительства  могут участвовать с правом совещательного голоса представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной  прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент Российской Академии наук. В заседаниях Правительства может принимать участие на правах председательствующего Президент РФ.

По каждому из рассматриваемых  на заседаниях вопросу приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.

Заседания ведет Председатель Правительства. Он открывает и закрывает  заседания, предоставляет слово  выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при голосовании решающим является голос Председателя.

В заседаниях Правительства  могут участвовать председатели Палат Федерального Собрания, представители  Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Счётной палаты, Генеральный прокурор, иные лица, но в случае, если это установлено федеральными законами, или в порядке, определённом самим Правительством. Заседания Правительства могут иметь открытый и закрытый характер. Представителям прессы обычно разрешают присутствовать только в начале открытого заседания, иначе создаются помехи для работы. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения на заседании, протоколы относятся к служебной информации, порядок распространения которой ( в том числе через средства массовой информации) регулируется федеральным законом и самим Правительством.28

Вопросы, относящиеся  к компетенции Правительства, могут  рассматриваться на заседаниях как  Правительства в целом, так и  его Президиума. На заседаниях Правительства рассматриваются два рода вопросов:

1. Решения по которым  принимаются исключительно на  заседаниях Правительства. Их  перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве"

2. Вопросы, которые с точки зрения руководства Правительства имеют особое значение, например, вытекающие из поручений Президента.

Особое место занимают в деятельности Правительства 

Председатель Центробанка  и Президент Российской Академии наук. Они участвуют в обсуждении и выработке решений наравне  с членами Президиума Правительства.

Согласно Регламенту Правительства на заседаниях Правительства  по каждому из рассматриваемых вопросов приглашаются лица, имеющие непосредственное отношение к соответствующему вопросу. Состав лиц, приглашаемых на заседания Правительства, определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. В соответствии с Положением об Аппарате Правительства на заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания.

Информация о работе Конституционный статус Правительства РФ