Конституционный статус Правительства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание

Основными целями исследования являются:
1) комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ;
2) обобщение достижений предыдущего научного опыта исследования рассматриваемой проблемы;
3) изучение и анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Правовой статус Правительства РФ……………………6
2. Состав и порядок формирования Правительства РФ…12
3. Полномочия Правительства РФ………………………...18
3.1 Общие полномочия………………………………...20
3.2 Отраслевые полномочия…………………………...21
4. Организация деятельности Правительства РФ………...24
5. Отставка Правительства РФ……………………………..29
Заключение………………………………………………………32
Список нормативно-правовых актов и литературы…………..35

Работа состоит из  1 файл

(ап)Конституционный статус Правительства РФ.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

Решения, принимаемые  на заседаниях Правительства, иногда записываются лишь в протокол заседания и являются протокольными решениями, но чаще оформляются как Акты Правительства – постановления и распоряжения. Как правило, постановления имеют нормативный характер ( например, Постановление Правительства от 12 октября 2000 г. Об обучении студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах государственных и получивших государственную аккредитацию вузов на основе заключения контрактов сл студентами по их желанию после медицинского освидетельствования). Иногда постановления принимаются по частным вопросам. Это ненормативные акты ( например, постановление о редакции « Российской газеты» от 23 октября 2000 г.) Распоряжения также относятся к актам ненормативного характера.

Постановления Правительства  РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в « Российской газете» и «Собранием Законодательства РФ»29

Для обеспечения деятельности Правительства создан Аппарат Правительства  РФ, который работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет его Руководитель Аппарата, являющийся как минимум федеральным министром, или заместителем Председателя Правительства. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений.

Он функционирует по трём направлениям:

  1. Экспертная оценка входящих проектов
  2. Документооборот (контроль за движением документов из министерств в Правительство и обратно и др.)
  3. Кадровая работа

Структура Аппарата Правительства  включает в себя руководство Аппарата и подразделения Аппарата - департаменты Правительства и секретариаты Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства. В составе департаментов создаются отделы.30

Аппарат взаимодействует  с министерствами, не подменяя их и  не подавляя ведомственную инициативу.  Не является он и просто ретранслятором идей министерств, а осуществляет их экспертную проверку.31

Федеральным конституционным  законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации.

Действующее Положение  об Аппарате Правительства Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260.

 

5.Отставка Правительства

 

Конституция Российской Федерации не устанавливает срока  полномочий Правительства РФ, но оно  обязательно формируется в связи  с избранием или избиранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. В соответствии со ст. 81 Конституции Российской Федерации, Президент РФ избирается сроком на шесть лет, соответственно срок полномочий Правительства будет составлять, также, шесть лет.

Существуют различные основания  прекращения полномочий 

Правительства, В том  числе:

  1. Оно слагает полномочия перед вновь избранным

Президентом РФ в день вступления его в должность. Президент в этом случае издаёт указ, поручая Правительству РФ действовать до создания нового Правительства. Президент может сохранить прежний состав Правительства, но юридически создаётся новое Правительство.

  1. правительство падаёт в отставку, о чём объявляет

 Председатель Правительства.  Причины этому могут быть самыми  разными ( неудачи в деятельности Правительства, острые разногласия среди федеральных министров по принципиальным вопросам, отставка в знак протеста против мероприятий других высших органов государства и т.д.), но в любом случае инициатива исходит от самого Правительства.

  1. Решение Президента РФ об отставке Правительства. На практике Президент РФ принимает решение об увольнении в отставку Председателя Правительства РФ, что означает и увольнение  всего состава Правительства.
  2. Правительство увольняется в результате двойного вотума недоверия или однократного отказа в доверии путём голосования в Государственной Думе.  О содержании этих действий говорилось в главе, посвящённой парламенту. В результате Президент обязан объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу с  назначением новых выборов.
  3. Правительство прекращает свои полномочия по инициативе Председателя Правительства. Он может подать Президенту заявление о невозможности исполнения своих полномочий ( основания могут быть самыми разными: болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Правительства одновременно означает отставку Правительства. В этом случае Президент РФ принимает решение об освобождении от должности Председателя Правительства, уведомляет об этом в тот же день Государственную Думу и приступает к формированию нового Правительства.

Во всех случаях прекращения  полномочий

Правительства оно по поручению Президента РФ продолжает действовать до создания нового Правительства.

Заместитель Правительства  и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент РФ назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.

Правительство РФ, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.

Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров РФ, осуществлении систематического контроля за из их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Иными словами Правительство Российской Федерации в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.

На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата заработной платы, пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.

В современном облике Правительства более последовательно  выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально–экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства.

Кроме того, Конституция закрепила ряд функций непосредственного государственного управления одновременно за Президентом и Правительством. На практике это привело к появлению множества правовых коллизий и управленческих тупиков, требующих законодательного разрешения, а это дело будущего.

Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить  роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной  власти в Российской Федерации. Естественно  с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. Однако в настоящей Конституции РФ находят свое место и положения, которые ущемляют статус Правительства, делая его на практике только  в части высшим органом исполнительной власти. По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ, поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство чисто «президентским». В связи с чем положение Конституции РФ о том, что Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, ставится под сомнение.

Пребывание в составе  Правительства Российской Федерации  несовместимо с выполнением другой оплачиваемой работы в государственных, коммерческих, общественных органах, кроме  преподавательской, научной или  иной творческой работы. Члены Правительства не могут быть одновременно депутатами Государственной Думы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Нормативных правовых актов и литературы.

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. С. 3-6.
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ # № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.
  3. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
  4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями от 20 мая 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  5. Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. № 910 «О мерах по совершенствованию государственного управления» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 29. Ст. 3019.

 

  1. Регламент Правительства РФ. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 1 юня 2004 г. N 260) III. Структура Аппарата Правительства и организация его работы.
  2. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (с изменениями от 27 мая, 7 июля 2006 г.)

 

  1. Положение об Аппарате Правительства РФ. Утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3177
  2. Балагай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов 6-е издание измененное и дополненное. Издатель Норма. Москва 2007
  3. Барабашев А.Г. Парламент и правительство в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. II. М., 1995.
  4. Бобылев А. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Право и государство, 2003. 283 с.
  5. Бутаков А. В. Российская система разделения властей: Традиции и новации // Правоведение. 1997. № 1. С. 9-17.
  6. Выстропова А.В., Боков Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Учебно-методическое пособие – Волгоград. Издательство ВРО МСЮ, 2001 – 116 с.
  7. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. 1121 с.
  8. Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Конституционное право России в вопросах и ответах. М.: Эксмо-Пресс, 2005. 511 с.
  9. Конституционное право России: Учебник / Отв. Ред. А.Н. Копотов и М,И, Кукушкин – 2-е издание. Перераб. И доп. – М: Норма, 2007 – 544 с.
  10. Конституционное право России: учеб. Пособие под ред. засл. Юриста России А.А. Смолякова. – СПб : ГУАП, 2007 559 с.
  11. Конституционное право России: Учебник. – Изд. С изм. / Под ред. Г.Н. Комновой – М: Юристъ 2006 -  408 с.
  12. Кудинов О.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие: Схемы и комментарии – М.: « Ось – 89», 2005 – 192 с.
  13. Кутафин О.Е. Предмет Конституционного права – М: Юристъ 2001 – 444 с.
  14. Мраченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. – М: Т.К. Велби Издательство Проспект, 2004 – 799 с.
  15. Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. Нужна система // Журнал российского права. 1999. № 3,4.
  16. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. 1998. № 9.
  17. Пикулькин Александр Васильевич. Система государственного управления. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 « Государственное и муниципальное управление» / А.В. Пикулькин – 4-е издание перераб. И доп. – М: Юнити – Дани. 2007 – 639 с.
  18. Пихоя Р.Г. – дин., проф.; Малышева О.Г. – дин. История государственного управления в России. Учебник. Изд 4-е перераб. И доп. / Под общ. Ред. Р.Г. Тихой – М: Издательство РАГС 2006 – 440 с.
  19. Прудников А. С., Авсеенко В. И. Конституционное право России. М.: ЮНИТИ, 2005. 687 с.
  20. Сивкова Ирина Николаевна Федеральные органы исполнительной власти в России (Конституционно-правовой аспект) Академия Управления МВД России.  Москва 2004 Издательство МСХЛ
  21. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник / М.Б. Смоленский, И.В. Звягольский; под ред. проф. М.Б. Смоленского, - 2-е изд., доп. И перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К »; Академцентр; 2009 – 416 с.
  22. Топоркова М.К. Министры Российской Федерации // Право и права человека. Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ Книга – 6 – М: «Логос», 2003
  23. Тиунова Л. Б. Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель // Правоведение. 1996. № 4. С. 40-47.
  24. Чиркин В.Е. Государствоведение : Учебник. – М: Юристъ, 1999 – 400 с.
  25. Чиркин В.Е. Конституционное Право России: Учебник. – 4-е изд. перераб. И доп. – М.: Юристъ, 200. – 447 с.
  26. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник / В.Е Чиркин – 6-е издание, перераб. И доп. – М.:Норма, 2009 .
  27. Шахов Н.П. Конституционное (государственное) право Российской Федерации, студенту в вопросах и ответах: Учебное пособие. Москва – Архангельск: Международный « ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ», 2002. 269 с.
  28. Энциклопедический словарь «Конституционное право России» Издательство "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, 2002. Компания "Яндекс", 2006
  29. Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации. М.: Бератор-Пресс, 2003. 496 с.

Информация о работе Конституционный статус Правительства РФ