Контрольная работа по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:40, контрольная работа

Описание

Важное значение для функционирования политической системы имеют избирательные системы, от характера которых во многом зависит состав цен­тральных и местных представительных учреждений, а также исход выборов должностных лиц - от президентов до муниципальных чиновников.
Понятие «избирательная система» может рассматриваться в двух плоско­стях. Во-первых, избирательная система является совокупностью общественных отношений в государстве в связи с проведением выборов. Во-вторых, избира­тельная система представляет собой способ выведения итогов голосования и подсчета результатов

Содержание

Пропорциональная избирательная система в зарубежных странах: понятие и виды……………………………………………………………………….3
2. Конституционные основы деятельности законодательных
(представительных) органов в зарубежных странах (Франция, Бразилия)..9
Список используемой литературы………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

вариант 11.doc

— 354.14 Кб (Скачать документ)

Важное значение при пропорциональной избирательной системе придает­ся распределению мандатов внутри списка между кандидатами одной партии. Часть стран придерживается правил жестких списков, когда предложенные из­бирателям кандидаты получают мандаты в той последовательности, в какой они перечислены в списке. В других странах (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) применяют систему полужестких списков, когда первое место предназначено кандидату, стоящему первым в списке, но зато кандидаты, получившие большее число преференций, даже если их фамилии расположены в конце списка, могут быть передвинуты выше и получить мандат. И, наконец, в ряде стран (Швейца­рия, Италия) действует правило свободных списков, при котором решающее значение придается преференциям, проставляемым избирателями, в соответст­вии с которыми и осуществляется распределение депутатских мандатов[4].

Пропорциональная система более предпочтительна для тех партий, кото­рые имеют значительную поддержку избирателей, хотя распределение остав­шихся мандатов по методу наибольших остатков не только искажает пропор­циональную систему, но может и способствовать получению мест мелкими пар­тиями.

2. Конституционные основы деятельности законодательных (представи­тельных) органов в зарубежных странах (Франция, Бразилия)

Парламент - высший представительный и законодательный орган в госу­дарствах, где установлено разделение властей.

Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как прави­ло, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.

В современных государствах парламенты, как правило, являются законо­дательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (на­пример, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Законодательная власть Франции принадлежит парламенту.

Парламент во Франции всегда играл очень важную роль в политической жизни. В качестве прообраза он имеет Национальное собрание 1789 г. Впослед­ствии он постепенно увеличивал свое влияние и полномочия. Однако первона­чальный текст конституции 1958 г., учредившей режим с сильной президентской властью, несколько ограничил полномочия центрального представительного ор­гана страны. Значение парламента уменьшилось после конституционной рефор­мы 1962 г., установившей новый порядок избрания главы государства - путем прямых и всеобщих выборов. В результате этой реформы нижняя палата парла­мента - Национальное собрание и президент Республики стали равным образом получать свою власть из одного источника - от избирательного корпуса. Все же несмотря на эти нововведения, полномочия парламента остались очень значи­тельными. Он обладает законодательной властью по широкому кругу вопросов, принимает бюджет, имеет важные судебные полномочия, а также средства для контроля за деятельностью правительства.

Значения парламента определяется не только его чисто юридическим по­ложением, но и реальным соотношением политических сил в стране, их актив­ностью. Постепенно значение парламента в Пятой республике возросло, и сей­час он представляет собой весьма влиятельную политическую силу[5].

Современный французский парламент состоит из двух палат: Нацио­нального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 - от заморских террито­рий) и сената (321 член).

Каждая из палат заседает в различных местах:

-  Сенат - Люксембургский дворец;

- Национальное собрание - Бурбонский дворец.

Парламентские выборы во Франции состоялись 10 июня и 17 июня 2007 года. На них было избрано 13-ое Национальное собрание Пятой республики.

Эти парламентские выборы проходили всего через месяц после президент­ских, поэтому ожидалось, что избранный президентом Николя Саркози сможет получить в новом Национальном собрании президентское большинство, как это случилось на выборах 2002 года. Неопределённость возникала в связи с форми­рованием Франсуа Байру, который получил 18.5% голосов в первом туре прези­дентских выборов, нового «Демократическое движение» (MoDem), что дало ему повод говорить о «третьем туре». Однако, это не подтвердилось, возможно, из-за того, что большинство депутатов от партии Байру откололись от него и присое­динились к президентскому большинству.

Во Франции представители избираются в законодательный орган страны Национальное собрание на 5 лет на основе прямого всеобщего избирательного права. Выборы проходят в 2 тура. Если в первом туре (10 июня) кандидат полу­чает абсолютное большинство голосов (более 50%), то при условии участия не менее 25% зарегистрированных избирателей, он считается избранным в первом туре и второй тур не проводится. Если же никто из кандидатов не избирается в первом туре, то проводится второй тур.

Во втором туре (17 июня) участвуют все кандидаты, получившие 12,5% или более голосов зарегистрированных избирателей. Таким образом, во второй тур могут пройти более двух кандидатов. Для того, чтобы быть избранным во втором туре, кандидат уже должен получить простое большинство голосов.

В более экзотических случаях, когда никто из кандидатов не получает бо­лее 12,5% голосов, второй тур проводится между двумя кандидатами, получив­шими более всех голосов. Есть также правило, гласящее, что в случае, когда два кандидата получают одинаковое количество голосов, избирается старший из них.

Общее настроение избирательной кампании говорило о том, что пораже­ние лишь недавно выбранного президента на этих парламентских выборах мало­вероятно. Опросы (на 18 мая) свидетельствовали о том, что Союз за народное движение Николя Саркози получит абсолютное большинство в Национальном собрании (от 317 до 381 из 577 мест), социалисты - 151-200 мест, коммунисты - 14-21 мест, Демократическое движение - до 4 мест и зелёные могут получить 1-2 места.

Назначение премьер-министром Франсуа Фийона сыграло положительную роль для президентского большинства и повысило ожидаемое количество мест для него до 379-431. Повышение рейтинга президентской партии произошло за счёт Демократического движения и Национального фронта, тогда как рейтинг левых партий остался относительно стабильным. На 577 мест в Национальном собрании претендовало 7540 кандидатов[6].

Депутаты и сенаторы обладают депутатским индемнитетом, даже если их действия наказуемы по закону (например, они не отвечают за оскорбления на за­седании палаты и ее комиссий, хотя и подвергаются за это дисциплинарным взысканиям в соответствии с регламентами палат). Индемнитет включает также обязанность государства обеспечивать депутатам их материальные потребности для выполнения ими своих депутатских обязанностей. Они получают высокое денежное довольствие, состоящее из двух частей: основного жалованья и допол­нительного (приблизительно четверть основного), которое должно выплачивать­ся в зависимости от участия членов парламента на пленарных заседаниях палат и в комиссиях (на практике удержания из этой части жалованья не производят­ся). Депутат после избрания обязан представить в бюро палаты парламента дек­ларацию об имущественном положении (в отличие отданных о президенте эти сведения секретны). Такая же декларация представляется и при окончании ман­дата. С 1995 г. члены парламента имеют ограниченный депутатский иммунитет: к ним могут применяться арест и другие формы лишения свободы в случае со­вершения ими уголовного преступления, они могут быть задержаны на месте преступления. В других случаях для лишения иммунитета требуется разрешение бюро палаты. Ограничение свободы или уголовное преследование члена парла­мента может быть приостановлено на период сессии, если этого требует палата.

Французский парламентарий имеет свободный мандат, но фракционная партийная дисциплина во Франции в отличие, например, от США очень жест­кая. Любой императивный мандат недействителен, права отзыва не существует. Совмещение депутатского мандата с государственными должностями невоз­можно, избранный должен отказаться от должности и некоторых других постов в течение двух недель после избрания (или отказаться быть парламентарием).

Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель палаты (он является представителем наиболее крупной партийной фракции в палате), вице-председатели, секретари и квесторы (последние поддерживают порядок в палате и занимаются административно-хозяйственными вопросами). Помимо руководства заседанием палаты председатель имеет и другие полномочия: пред­седатели палат назначают по три члена в Конституционный совет, председатель нижней палаты председательствует в конгрессе парламента при утверждении поправок к конституции, а председатель верхней палаты исполняет функции президента республики в случае вакантности поста. С председателями палат должен консультироваться президент в случае введения чрезвычайного положе­ния. Председатель палаты принимает решение, если правительство заявляет, что данный законопроект входит в сферу регламентарной власти и не должен рас­сматриваться парламентом (в конечном счете обращаются в Конституционный суд). Председатель вправе в случае необходимости вызвать в палату воинские части.

Как и в других парламентах, в палатах французского парламента сущест­вуют постоянные комиссии, которые предварительно обсуждают законопроекты и в определенной мере контролируют деятельность правительства (последнее, однако, обязано представлять документы только финансовым комиссиям). Каж­дый парламентарий обязан входить в постоянную комиссию, но число таких ко­миссий ограничено: в каждой палате их может быть не более шести.

Наряду с постоянными образуются специальные комиссии. Бывают вре­менные объединенные специальные комиссии палат, создаваемые по требова­нию правительства для изучения конкретного проекта закона. В них входит 41 член нижней палаты на основе пропорционального представительства фракций и 24 члена, избираемых верхней палатой. Эти комиссии - большая редкость, ча­ще создаются другие, согласительные комиссии палат на паритетной основе. Парламент создает временные специальные комиссии по расследованию и кон­тролю, особые комиссии для определенных случаев, например для снятия депу­татской неприкосновенности с члена парламента.

Повестка дня заседаний палаты определяется совещанием председателей (бюро палаты и председатели фракций).

Депутатские объединения (во Франции их называют политическими груп­пами) образуются в том случае, если в них входят в нижней палате не менее 20 парламентариев, в верхней - не менее 14. Эти объединения (фракции) должны публиковать декларации (заявления) о своих целях. На основе пропорциональ­ного представительства фракций формируются бюро палаты и постоянные ко­миссии. Председатели фракций определяют политическую линию последних и даже голосуют за отсутствующих депутатов, имея ключи от их электронных табло, хотя такое голосование регламентом запрещено.

Внутренняя структура сената аналогична структуре Национального собра­ния. Сенаторов приблизительно вдвое меньше, чем членов нижней палаты, и из­бираются они на более длительный срок (не на пять, а на девять лет).

Полномочия парламента. Как и другие парламенты, французский парла­мент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитиче­скими и иными полномочиями. Свои экономические полномочия (например, принятие бюджета, планов экономического и социального развития) он реализу­ет, как правило, путем принятия законов.

Осуществляя законодательную деятельность, парламент принимает обык­новенные, органические и конституционные (изменяющие конституцию) зако­ны, но сфера регулирования путем принятия обыкновенных законов ограничен­на (органические законы принимаются по вопросам, указанным в конституции, а закон о ее изменении можно принять по любому вопросу, кроме специально указанных в ней: например, нельзя изменить республиканскую форму правле­ния). Французский парламент по конституции 1958 г. - это парламент с ограни­ченной компетенцией (это относится прежде всего к обыкновенным законам).

В конституции содержится перечень вопросов, по которым парламент мо­жет принимать законы. По некоторым вопросам он издает законы-рамки, т.е. ус­танавливает лишь общие принципы, а детальную регламентацию осуществляет исполнительная власть (образование, труд, организация национальной обороны и т.д.). По другим указанным в конституции вопросам (права и свободы граж­дан, преступление и наказание и др.) парламент издает исчерпывающие законы, а исполнительная власть не может издавать нормативные акты. Все вопросы, не названные в конституции, регулируются нормативными актами, так называемой регламентарной власти - ордонансами и иными актами правительства. Право парламента издавать законы ограничивается также полномочиями президента, который может выносить законопроекты на референдум, минуя парламент.

Парламент может делегировать правительству законодательные полномо­чия, но при наличии у последнего программы для их осуществления и на время. Ордонансы для реализации этих полномочий должны быть внесены в парламент на утверждение.

Французский парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства, кроме интерпелляции (хотя она и названа в регламенте, но на деле осуществляется по процедуре резолюции порицания). Для контроля применяются вопросы к министрам на пленарном заседании, соз­даются контрольные комиссии, проводящие проверку государственных служб и государственных предприятий, следственные комиссии, собирающие информа­цию и докладывающие ее палате. Возможна подача петиции парламенту, в том числе и в виде жалоб на органы управления (петиции подаются через депутатов или непосредственно председателю палаты). В контроле участвует посредник парламента, назначаемый, однако, правительством на 5 лет (к нему граждане могут обращаться только через своего депутата). Собственных полномочий для восстановления нарушенных прав посредник не имеет, он только может сооб­щать об этом парламенту.

Контроль за деятельностью правительства, связанный с санкциями, осу­ществляется только нижней палатой. Она может заставить правительство уйти в отставку в результате резолюции порицания или отказа в доверии. Правительст­во может обратиться и к сенату с просьбой о доверии, но если он откажет, пра­вительство не обязано уходить в отставку. Вопрос о доверии правительство мо­жет поставить само в связи с его требованием к парламенту принять правитель­ственную программу, декларацию об общей политике или законопроект, оказы­вая тем самым давление на депутатов. В случае отказа в доверии правительство не может распустить нижнюю палату (верхняя вообще не подлежит роспуску), но у президента имеется «личное» право распустить нижнюю палату, если он сочтет это необходимым.

Информация о работе Контрольная работа по "Административное право"