Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:40, контрольная работа
Важное значение для функционирования политической системы имеют избирательные системы, от характера которых во многом зависит состав центральных и местных представительных учреждений, а также исход выборов должностных лиц - от президентов до муниципальных чиновников.
Понятие «избирательная система» может рассматриваться в двух плоскостях. Во-первых, избирательная система является совокупностью общественных отношений в государстве в связи с проведением выборов. Во-вторых, избирательная система представляет собой способ выведения итогов голосования и подсчета результатов
Пропорциональная избирательная система в зарубежных странах: понятие и виды……………………………………………………………………….3
2. Конституционные основы деятельности законодательных
(представительных) органов в зарубежных странах (Франция, Бразилия)..9
Список используемой литературы………………………………………….23
В отличие от вопроса о доверии резолюция порицания вносится депутатами. Внесение ее затруднено рядом процессуальных требований: сделать это может только группа депутатов, составляющая не менее 1/ю численности парламента; голосоваться эта резолюция может не ранее чем через 48 часов после ее внесения (за это время правительство может принять меры воздействия на депутатов); авторам отвергнутой резолюции запрещается вносить проекты резолюции на этой же сессии (т.е. в течение года). Резолюция может быть принята только абсолютным большинством голосов от общей численности нижней палаты (т.е. воздержавшиеся и отсутствующие автоматически причисляются к голосующим против). Резолюции порицания принимаются крайне редко.
Судебные полномочия парламента связаны с созданием им особых судов для рассмотрения дел высших должностных лиц и с формулированием обвинения. Института импичмента во Франции нет. Внешнеполитические полномочия парламента касаются прежде всего ратификации международных договоров.
Парламент проводит одну ежегодную сессию, которая длится с начала октября по конец июня. Переход во Франции к одной девятимесячной сессии с 1995 г. объясняют сокращением законодательной деятельности (уже существует развитое законодательство) и усилением контрольной функции парламента. За период сессии каждая палата должна провести не более 120 заседаний. Впрочем, при определенных условиях возможны дополнительные заседания. Постоянные комиссии могут работать и вне сессии. Палаты заседают раздельно, совместные заседания возможны только в форме конгресса для утверждения поправок к конституции Послания президента парламенту заслушиваются на раздельных заседаниях палат[7].
Федеративная Республика Бразилия - самое большое по площади и населению государство в Южной Америке и единственное португалоязычное в Америке. Находится на пятом месте среди стран мира по площади и по численности населения.
По форме правления Бразилия является президентской республикой, главой исполнительной власти является президент, который избирается на 4 года с правом последующего переизбрания.
Высшим законодательным органом является Национальный конгресс, состоящий из двух палат: Федерального Сената (81 место) и Палаты депутатов (513 мест), которые избираются на 4-летний срок. Обе палаты обладают равными полномочиями[8].
В октябре 2010 г. в Бразилии состоялись очередные президентские и парламентские выборы. В ходе первого тура 3 октября 2010 г. конкурировали представители четырех левых и левоцентристских партий (такая традиция складывается на протяжении трех последних президентских избирательных кампаний) - правящей Партии трудящихся (РТ), оппозиционной Партии бразильской социал- демократии (PSDB), Партии зеленых (PV) и отколовшейся от РТ Партии «Социализм и свобода» (PSOL). (PSDB не повезло с ранжированием на шкале политического спектра: в мировой табели о рангах она, как и подобные ей социал- демократические партии, считается левоцентристской; в Бразилии же значительная часть электората считает ее правой).
В первом туре Д.Русеф получила 47% против 32,6% у Ж.Серры. Главной интригой голосования стали результаты М.Силвы, получившей около 20% голосов. (Ее рейтинг не превышал 7-9% и лишь накануне выборов поднялся до 12- 13%). Кандидата PV поддержали не только экологисты, но и значительная часть евангелистов. Стало ясно, что за этот электорат будут в дальнейшем бороться оба главных соперника. Сама же Силва предоставила возможность своим сторонникам сделать самостоятельный выбор.
Главная полемика накануне второго тура разгорелась вокруг проблемы абортов. 31 октября 2010 г. за Русеф проголосовали 56% (55,7 млн), а за Серру - 44% (43,7 млн избирателей). Это был во многом ожидаемый результат, поскольку Лула, пользующийся огромной популярностью, сделал все возможное для победы своей преемницы. Новым вице-президентом избран лидер Партии бразильского демократического движения (PMDB) Мишел Темер.
Основную поддержку (71%, 10,7 млн голосов) Русеф получила на Северо- Востоке. Серра, как и в первом туре, победил на юге (54%). На Юго-Востоке (штаты Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу) за Русеф проголосовали 52% избирателей. Социальная база нового главы государства - это, прежде всего, те самые 32 млн чел. (по некоторым подсчетам - около 50 млн), которые вышли из состояния крайней бедности и «пересекли» нижнюю границу среднего класса. Именно эта социальная когорта кровно заинтересована в континуитете, призванном обеспечить дальнейшее повышение своего уровня жизни.
По итогам парламентских выборов в Национальном конгрессе легислатуры 2011-2014 гг. представлено 27 политических партий.
Расстановка политических сил весьма благоприятна для нового президента в обеих палатах Национального конгресса: правящая коалиция (РТ, PMDB, PDT, PC do В, PSB, PR, PRB, PTN, PSC, PTC) получила 402 из 513 мест в Палате депутатов и 61 из 81 в Сенате, значительно опередив сторонников Ж.Серры (PSDB, DEM, РТВ, PPS, PMN, РТ do В). Это максимальная поддержка действующего президента со времен восстановления демократии в Бразилии после ухода военных в 1985 году.
Партийные фракции в Палате депутатов: Партия трудящихся - левая (партия Лулы да Сил вы)- 88; Партия бразильского демократического движения (центристская) - 79; Бразильская социал-демократическая партия (левоцентристская)- 53; Демократы (центристская) - 43; Прогрессистская партия (центристская)- 41; Партия республики (центристская) - 4 ^Социалистическая партия (левая) - 34; Демократическая партия труда (левая) - 28; Партия труда (левая)- 21; Социал-христианская партия (левоцентристкая)- 17; Зелёная партия (центристская) - 15; Коммунистическая партия (крайне левая) - 15 мест; Народная социалистическая партия (левоцентристская) - 12; Республиканская партия (центристская) - 8.[9]
В палате депутатов представлены ещё несколько партий - 18 депутатов.
Палата депутатов, как говорилось выше, избирается на 4 года по пропорциональной избирательной системе, причем в отличие от США, согласно конституции Бразилии, на равных основаниях в выборах участвует население федеральной территории (в настоящее время все территории преобразованы в штаты или присоединены к ним) и федерального округа. В результате пропорциональной системы выборов в палате депутатов представлены несколько партий, большинство их которых имеет небольшое представительство. Такая раздробленность при данной форме правления объективно ослабляет парламент и усиливает власть президента.
Сенат состоит из представителей штатов и федерального округа, сенаторов и их заместителей (по три сенатора и по два заместители каждого сенатора). Территория в сенате не представлена.
Правовое положение депутатов, сенаторов и их заместителей соответствует принципам парламентаризма (свободный мандат, иммунитет индемнитет и др.). Судит членов парламента за совершенные преступления только Верховный федеральный суд, во время войны они могут быть призваны в армию только с разрешения соответствующей палаты (в мирное время призыв вообще невозможен), депутатам и сенаторам и их заместителям запрещено вступать в сделки по поводу государственного имущества, с государственными предприятиями, они не могут совмещать свой пост с должностью министра, губернатора, секретаря (министра) штата, префекта столичного (федерального) округа. Член парламента Бразилии - один из наиболее высокооплачиваемых парламентариев в мире (150 тыс. долл. США в год).
Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы, принимает свой регламент; существует также специальный регламент совместного заседания обеих палат.
Палаты избирают председателей (обычно из наиболее многочисленной фракции) и их заместителей (из другой фракции), секретарей, отраслевые постоянные комиссии, создают в случае необходимости временные комиссии (в том числе объединенные комиссии палат), образуют раздельные и совместные расследовательские комиссии. Комиссии создаются пропорционально численности партий и блоков. Они вправе вызывать министров для дачи информации, принимают петиции и заявления граждан об упущениях властей, обсуждают законопроекты и государственные программы, но никаких указаний министрам они давать не вправе.
Полномочия парламента разделены на две группы: вопросы, которые он решает с санкции президента (Бразилия - президентская республика), и вопросы, которые он решает самостоятельно (исключительные полномочия Национального конгресса). К первой группе вопросов относятся: система налогообложения, регулирование вооруженных сил, национальные планы, соединение или разделение территорий и штатов, создание министерств и других органов публичной администрации, создание прокуратуры, административных судов, амнистия и др., всего 17 вопросов.
Без санкции президента Национальный конгресс вправе окончательно решать вопросы о международных соглашениях, о проходе иностранных войск через национальную территорию; он уполномочивает президента решать вопросы войны и мира, дает разрешение на федеральную интервенцию в штат, утверждает инициативы государственной власти по ядерным программам, акты исполнительной власти о продаже или кон цессии публичных земель размером более 2500 га, акты исполнительны органов, которые изданы на основе регламентарной власти или делегирования законодательных полномочий, дает разрешение президенту и вице-президенту покинуть страну на срок более 15 дней, назначает де нежное содержание президенту, вице-президенту и министрам, и т.д.
Помимо совместных полномочий каждая из палат парламента имеет свою компетенцию. Палата депутатов (как и сенат) решает вопросы своей внутренней организации, принимает регламент, избирает часть членов Совета республики (совещательного органа при президенте). Большинством голосов в /3 своего состава палата депутатов может возбудить импичмент против президента и вице- президента, после чего дело для юридической квалификации передается Федеральному верховному суду, а затем в сенат. Палата вправе также начать такой процесс против министров.
Полномочия сената в Бразилии шире, чем полномочия палаты депутатов.
По обвинительному заключению, принятому /3 голосов палаты депутатов, сенат принимает заключение о виновности президента, вице- президента и министров и увольняет их в отставку, после чего они подлежат суду на общих основаниях. Он может и без процедуры импичментг. предавать суду Верховного суда министров, генерального прокурора я генерального атторнея (своего рода «государственного» адвоката), предварительно одобрять путем тайного голосования назначение президентом на должность некоторых высших должностных лиц (председателя правления Центрального банка, генерального прокурора, некоторых судей и др.), избирает часть членов Совета республики, дает разрешение на внешние финансовые операции государства, штатов, городов, муниципий. Министры, однако, в отличие от США утверждению сенатом не подлежат. По предложению президента сенат утверждает границы штатов, федерального округа, территорий муниципий, полностью или частично отменяет исполнение законов, признанных неконституционными Федеральным верховным судом, смещает досрочно генерального прокурора республики.
Сессии и заседания Национального конгресса. Конгресс собирается на сессии дважды в год в указанные в конституции дни и сроки: с 15 февраля по 30 июня и с 1 августа по 15 декабря. Если президент не издаст указ о созыве сессии, депутаты могут собраться на сессию сами. Установление даты и срока сессий в конституции направлено в Бразилии против президентского своеволия. В период сессий, как правило, проводятся раздельные заседания палат. Совместные заседания проводятся только в установленных конституцией случаях: при открытии очередной сессии (конституция не предусматривает этого для чрезвычайной сессии), при принятии и изменении регламента совместного заседания палат, при заслушивании послания президента, при рассмотрении вопроса о вето президента, наложенного на законопроект. На совместных заседаниях палат председательствует председатель сената.
Чрезвычайные сессии парламента созываются председателем сената в случае объявления состояния обороны, осадного положения, федерального вмешательства, по требованию президента республики, председателей палат, большинства членов любой палаты. На чрезвычайных сессиях могут рассматриваться только те вопросы, которые указаны при созыве сессии.
Законодательный процесс. Конгресс принимает различные виды актов: поправки к конституции, дополнительные законы, делегирующие законы, простые (обыкновенные) законы, законодательные декреты, акты о временных мерах и др. Дополнительные и органические законы принимаются по вопросам, указанным в конституции (они в определенной мере издаются в развитие конституции), причем большинством списочного состава палат, а не присутствующих на заседании. Право законодательной инициативы по законам разного рода также неодинаково. Инициатива внесения дополнительных и простых законов принадлежит членам конгресса, президенту, Федеральному верховному суду, высшим судам, генеральному прокурору, а также гражданам в форме народной законодательной инициативы, о которой говорилось выше. Однако по многим вопросам законопроекты вносит только президент: о численности вооруженных сил, о публичных службах, о служебной и административной организации, об управлении федеральными территориями, об обороне страны, об организации прокуратуры, о создании министерств и их полномочиях и др.
Законопроект обсуждается в двух или трех чтениях с участием постоянных комиссий и после его принятия парламентом (одни законы принимаются большинством присутствующих депутатов, другие, более важные - большинством списочного состава палат, поправки к конституции - 1/5 состава и дважды) направляется на подпись президенту. Президент в течение 15 дней имеет право наложить на закон вето (в отношении как всего закона, так и любой его части). Вето преодолевается большинством всего состава парламента на совместном заседании обеих палат путем тайного голосования[10].
Кроме того, президент вправе принимать акты, имеющие силу закона, на основе делегированных ему парламентом полномочий, причем проекты таких законов представляются им самим. Конституция, правда, запрещает делегировать президенту исключительные полномочия парламента и палат, полномочия по организации судов и «публичного министерства» (орган, отчасти похожий на прокуратуру и ведомство контроля), по вопросам гражданства и прав граждан, а также перспективного планирования. Делегирование законодательных полномочий президенту осуществляется на совместном заседании обеих палат парламента. Акты делегированного законодательства требуют утверждения большинством состава обеих палат Национального конгресса. Президент может принимать временные акты, имеющие силу закона. В этом случае в течение 5 дней должен быть созван парламент для утверждения временного акта президента, которое производится в том же порядке, что и утверждение акта, изданного на основе делегирования законодательных полномочий, в противном случае он теряет силу. Наконец, органы исполнительной власти, подчиненные президенту, сам президент вправе издавать нормативные акты на основе регламентарной власти.
Информация о работе Контрольная работа по "Административное право"