Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:37, контрольная работа
Приступая к изучению административного права прежде всего необходимо уяснить методологические основы формирования указанной правовой отрасти Республики Беларусь. Административное право называют правом организационным, правом управления. Естественно, прежде чем рассматривать сущность административного права, необходимо обратиться к изучению предмета его правового регулирования -государственномууправлению.
Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Общее понятие управления и его сущность.
Социальное управление, его виды и функции.
Сущность государственного управления.
1.1. Общее понятие управления и его сущность
Субъекты
административного права
На практике далеко не всегда возможно проведение четких границ между административной право- и дееспособностью, хотя условно можно утверждать, что они соотносятся как статистическая и динамическая категории. Довольно часто они неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса, в частности, относятся к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т. е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции. В последней выражается их административная правоспособность, определяются полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т. е. их дееспособность.
Для органов управления способность участвовать в административно-правовых отношениях фактически - их прямая юридическая обязанность, ибо она есть основное средство реализации их компетенции, а следовательно, и правоспособности. Аналогично решается вопрос об административной дееспособности государственных служащих, являющихся должностными лицами государственных предприятий и учреждений. Однако существенная особенность последнего случая выражается в том, что административная дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т. е. органом управления.
В качестве субъектов
административного права можно
рассматривать Республику Беларусь,
ее административно-
Характерные
для гражданско-правового
В равной мере с подобных позиций могут быть охарактеризованы и различного рода коммерческие структуры. Единственный их отличительный признак - административная право- и дееспособность возникают с момента их государственной регистрации. Этот момент важен и для определения статуса общественных объединений как субъектов административного права и административно-правовых отношений.
Для характеристики государственных и негосударственных образований категория юридического лица не может быть определяющей в административно-правовом смысле, так как она не включает в свое содержание властные полномочия, а лишь свидетельствует о возможности данного субъекта самостоятельно либо опосредствованно участвовать в гражданском обороте. В тех случаях, когда участники административно-правовых отношений -граждане или общественные объединения (т. е. стороны, не наделенные административно-властной компетенцией), их административно-правовой статус определяется возможностями, которые соответствующие административно-правовые (но не гражданско-правовые) нормы закрепляют за ними непосредственно в сфере государственного управления.
Иногда административные право- и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан как субъектов административного права и участников административно-правовых отношений: если их административная правоспособность возникает с момента рождения, то дееспособность, как правило, с 16 лет.
Тема 3. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависят не только от самой их природы и особенностей, не только от Правильно найденного метода правового регулирования, но и от успешного использования всех элементов механизма, посредством которого государственная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений.
Механизм административно-
Процесс административно-правового регулирования начинается с издания административно-правовых норм - это начальный этап движения государственной воли к ее исполнителю.
В механизме
административно-правового
Эта роль нормативно-правовых актов позволяет считать их систему нормативной основой правового регулирования. Важное место в ней занимают акты планирования экономического, социального и культурного развития; правовые стандарты, значение и удельный вес которых выросли в условиях проводимых в республике преобразований (правила управления качеством производства); локальные нормативные акты (сфера их действия ограничивается рамками предприятия, учреждения, организации - правила внутреннего трудового распорядка, безопасность труда, правила составления и представления определенной документации и др.).
Создание нормативной основы является важным, но недостаточным для упорядочения общественных отношений. Участники общественных отношений в области государственного управления должны быть информированы о правовых требованиях государства, знать содержание нормативных актов.
Специальными юридическими средствами, созданными государством Для обеспечения урегулированности сложных общественных отношений в области государственного управления, являются:
Государство определяет круг правовых возможностей, систему которых составляет правовое положение субъектов (граждан, коллективов, должностных лиц, государственных органов). Это положение обозначается категорией правового статуса, основа которого - конституционные права и обязанности.
Необходимо выделить
еще одно звено механизма
Еще одним промежуточным звеном между государственной волей и общественными отношениями являются юридические факты.
Таким образом, правовое регулирование в области государственного управления действует как сложный механизм с промежуточными передаточными звеньями, которые служат проводниками «движения» нормативно-государственной воли к фактическому поведению участников регулируемого отношения.
Эффективность
функционирования механизма административно-
Уровень правосознания влияет на состояние дисциплины и законности в сфере государственного управления. Однако правосознание можно условно рассматривать как самостоятельный элемент механизма административно-правового регулирования в административно-правовых отношениях конкретных субъектов государственного управления.
3.2. Понятие административно-правовой нормы, ее специфика и структура
Административно-правовые нормы - это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением.
Административно-правовые нормы определяют границы должного поведения в управленческих отношениях, в этом их специфика. С помощью административно-правовых норм устанавливается, когда и при соблюдении каких условий действия субъектов управленческих отношений соответствуют требованиям режима законности в государстве, дисциплины и правопорядка. При соблюдении определенных условий они дозволяют или запрещают совершение определенных действий. По характеру и содержанию административно-правовые нормы имеют повелительный (императивный) характер.
Императивность может быть выражена: . в виде прямого предписания, обязывающего субъект поступить только
определенным образом; . в возможности избрать один из предусмотренных в норме вариантов
поведения;
. в виде
предоставления субъекту права
действовать по своему усмотрен
Административно-правовые нормы можно также разделить на запрещающие, обязывающие и уполномочивающие. Каждая из них применительно к конкретной сфере административно-правового регулирования получает специфическое содержание. Так, если анализировать применение административно-правовых норм в области охраны общественного порядка, о здесь наиболее характерны нормы, обязывающие или запрещающие то или иное действие. В управлении социально-культурным строительством все большее место наряду с обязывающими нормами занимают нормы, уполномочивающие, создающие простор для выбора вариантов поведения в целях достижения наиболее оптимального результата.
Административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений. В них находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), действовать участники регулируемых управленческих отношений.
Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав и обязанностей. Они регулируют порядок рассмотрения и разрешения споров в управленческих отношениях, порядок наложения административных взысканий за правонарушения, порядок их обжалования и приведения в исполнение.
Реализация административно-правовых норм осуществляется, в основном, двумя способами:
В отличие от обычного исполнения административно-правовых норм применение их предполагает издание индивидуальных актов управления на основе общих административно-правовых норм.
Структуру административно-правовой нормы составляют гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза - это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения.
Информация о работе Контрольная работа по"Административное право"