Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:37, контрольная работа
Приступая к изучению административного права прежде всего необходимо уяснить методологические основы формирования указанной правовой отрасти Республики Беларусь. Административное право называют правом организационным, правом управления. Естественно, прежде чем рассматривать сущность административного права, необходимо обратиться к изучению предмета его правового регулирования -государственномууправлению.
Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Общее понятие управления и его сущность.
Социальное управление, его виды и функции.
Сущность государственного управления.
1.1. Общее понятие управления и его сущность
Гипотеза правовой нормы может быть абсолютно определенной, точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы закона «О всеобщей воинской обязанности» устанавливает точный возраст, по достижению которого гражданин Республики Беларусь мужского пола подлежит принятию на воинский учет.
Гипотеза правовой нормы может быть и относительно определенной, т. е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный, без уважительной причины не явившийся по повестке в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о квалификации понятия «неуважительная причина» решает должностное лицо органа военного управления - венный комиссар.
Диспозиция - главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права.
В
санкции административно-
Административно-правовая норма не тождественна содержанию статьи или параграфа того или иного акта управления. Во многих случаях структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях или частях акта управления.
3.3. Виды административно-правовых норм, действие административно-правовых норм
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию. Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеют два основных вида: материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус. В них находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), действовать участники регулируемых общественных отношений.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений (например, порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т. п). Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
В соответствии со сложившимися в юридической теории и практике представлениями о процессе и процессуальной деятельности следует концентрировать внимание преимущественно на их юридической сущности, как это имеет место, например, в отношении уголовного и гражданского процесса. На подобной базе можно выделить административно-юрисдикционные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения преимущественно во внесудебной форме различного рода административно-правовых споров.
Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания'.
должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений;
• рекомендательные нормы, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
. организацию
и деятельность механизма
. административно-правовой
статус государственных
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т. е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений. В указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений в соответствии с их административно-правовым статусом.
Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение административно-
Применение административно-
Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т. п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти, поэтому граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Самостоятельное значение имеет вопрос о действии административно-правовых норм,
т. е. об их юридической силе.
Нормы административного права, как и нормы других отраслей права, имеют пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Вступление административно-правовой нормы в силу может быть определено специальным актом, принятым соответствующим государственным органом. В то же время возможно индивидуальное решение вопроса о порядке вступления в силу той или иной нормы или нормативного акта в целом. Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнителей. Вместе с тем акты, содержащие нормы, предусматривающие административную ответственность граждан, вступают в силу через определенный срок, как правило, через 10 дней после опубликования.
Вопрос об утрате административно-правовой нормой юридической силы решается путем официальной ее отмены специальным актом государственного органа.
Действие норм рассчитано на неопределенное время, однако существуют нормы, действие которых связано с наступлением события (стихийные бедствия и т. п.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком.
Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления. Различают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локальные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.
Действие административно-правовых норм по кругу физических лиц связано с распространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на их отдельные группы (пассажиры, военнослужащие и т. п.). Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций.
3.4. Источники административного права
Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. К ним относятся:
Нормативные постановления Правительства Республики Беларусь.
8. Нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (внутриорганизационные).
Информация о работе Контрольная работа по"Административное право"