Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:15, курсовая работа
Цель данной работы - всестороннее изучение административного принуждения.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие административного принуждения, его особенности
- изучить виды административного принуждения
- рассмотреть административно - принудительные меры
- рассмотреть меры административного пресечения
- рассмотреть применение и использование огнестрельного оружия
Введение
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.
Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.
Российское
государство, будучи по самой своей
природе демократическим
Главное заключается в том, что российское государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе.
Цель данной работы - всестороннее изучение административного принуждения.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие административного принуждения, его особенности
- изучить
виды административного
- рассмотреть административно - принудительные меры
- рассмотреть
меры административного
- рассмотреть
применение и использование
1. Понятие и сущность административного принуждения.
Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная основа формирования государственных учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.
Управление делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления — убеждение и принуждение.
Государство имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения, виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:
- Дисциплинарное
- Материальное (гражданско-правовое)
- Уголовное
- Административное
Административное
принуждение является особой, самостоятельной
разновидностью правового принуждения.
Административное принуждение играет
важную роль в охране правопорядка, включает
в себя большое число средств пресечения,
предотвращает наступление общественно
вредных последствий.1
Административное правонарушение (проступок)
- негативное социально-правовое явление,
поскольку наносит вред охраняемым нормам
административного права. В силу этого
государство вынуждено вести борьбу с
ними посредством установления соответствующих
правовых запретов. Поэтому целью применения
мер административного принуждения является
защита охраняемых правом общественных
отношений.
Как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка. Поскольку проступки менее вредны чем преступления той меры административного принуждения в общем менее суровы, чем уголовное наказание.2
Административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно - юрисдикционными органами (должностными лицами), установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний.
В качестве основного метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов РФ. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы
гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.
При воздействии на сознание людей путем убеждения у личности создаются внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения, принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.3 Административное принуждение имеет свои индивидуальные особенности:
1. Основанием
применения мер
2. Меры
административного принуждения
применяются к лицам и органам,
3. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.
4. Являются результатом реализации государственно - властных полномочий и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
5. Применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка.
6. Осуществляется в рамках административно - процессуальных норм.
7. Способствует профилактике преступлений.
8. Осуществляется на строго правовой основе.4
Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.
Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.5
2. Виды мер административного принуждения
Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного принуждения. Четкая классификация мер административного принуждения необходима:
- во-первых,
для уяснения сущности
- во-вторых, это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей.
- в-третьих,
четкая и точная классификация
необходима практическим
В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на группы:
1) административно-
2) меры административного пресечения;
3) меры административной ответственности;
4) меры административно - процессуального обеспечения.
Меры административного принуждения направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных благоприятных последствий (например, эпидемии); затем, правонарушение возникло, их цель — пресечь, прекратить его и лишь позднее может появиться необходимость наказания правонарушителя. При этом применение административного наказания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).7
В целом
по вопросу о классификации мер
административного принуждения
в науке административного
Первая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Эта точка зрения выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. В основу данной классификации положен формальный признак - наличие административных санкций.
Вторая предложена Еропкиным М.И. в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения: меры пресечения, меры взыскания, меры предупреждения.8
3. Административно - предупредительные меры
Административно - предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.
Административно
- предупредительные меры имеют строго
целевой профилактической характер и
направлены на предотвращение создания
противоправных и иных, представляющих
общественную опасность, ситуаций. Основанием
для применения административно-
К административно - предупредительным мерам относят:
- административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- таможенный досмотр;
- спецконтроль
пассажиров и судов