Методы административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - всестороннее изучение административного принуждения.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие административного принуждения, его особенности

- изучить виды административного принуждения

- рассмотреть административно - принудительные меры

- рассмотреть меры административного пресечения

- рассмотреть применение и использование огнестрельного оружия

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

Введение

Управление  обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного  воздействия на сознание и поведение  людей, в качестве этих способов выступают  и такие методы государственной  и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.

Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.

Российское  государство, будучи по самой своей  природе демократическим государством, не может строить отношения с  населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с волей большинства. Убеждение и принуждение используются государством не во имя каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Главное заключается в том, что российское государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную  деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе.

Цель  данной работы - всестороннее изучение административного принуждения.

При написании  работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие административного принуждения, его особенности

- изучить  виды административного принуждения

- рассмотреть  административно - принудительные меры

- рассмотреть  меры административного пресечения

- рассмотреть  применение и использование огнестрельного оружия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и сущность административного принуждения.

Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная основа формирования государственных учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.

Управление  делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и  правопорядка осуществляются с помощью  активных способов целенаправленного  воздействия на сознание и поведение  людей. В современных условиях в  качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления — убеждение и принуждение.

Государство имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения, виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:

- Дисциплинарное

- Материальное (гражданско-правовое)

- Уголовное

- Административное

Административное  принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения, предотвращает наступление общественно вредных последствий.1 
Административное правонарушение (проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного права. В силу этого государство вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений.

Как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка. Поскольку проступки менее вредны чем преступления той меры административного принуждения в общем менее суровы, чем уголовное наказание.2

Административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно - юрисдикционными органами (должностными лицами), установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний.

В качестве основного метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов РФ. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы

гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.

При воздействии  на сознание людей путем убеждения  у личности создаются внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения, принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.3 Административное принуждение имеет свои индивидуальные особенности:

1. Основанием  применения мер административного  принуждения является административный  проступок, а в случаях, прямо  предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее  большой общественной опасности.

2. Меры  административного принуждения  применяются к лицам и органам,  в отношении которых субъект  административной власти не является  вышестоящим в порядке подчиненности  и не обладает по отношению  к ним административной властью.

3. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

4. Являются результатом реализации государственно - властных полномочий и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

5. Применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка.

6. Осуществляется в рамках административно - процессуальных норм.

7. Способствует профилактике преступлений.

8. Осуществляется на строго правовой основе.4

Как уже  отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.

Административное  принуждение служит целям обеспечения  государственной дисциплины, законности и правопорядка.5

 

2. Виды мер административного  принуждения

Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного принуждения. Четкая классификация мер административного принуждения необходима:

- во-первых, для уяснения сущности разнообразных  мер принуждения, применяемых  органами управления, их цели, их  взаимодействия.

- во-вторых, это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей.

- в-третьих,  четкая и точная классификация  необходима практическим работникам  при решении вопросов о привлечении  к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности - административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности. 6

В зависимости  от целей и способа обеспечения  правопорядка, определяемых объективным  характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на группы:

1) административно-предупредительные  меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры  административно - процессуального обеспечения.

Меры  административного принуждения направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных благоприятных последствий (например, эпидемии); затем, правонарушение возникло, их цель — пресечь, прекратить его и лишь позднее может появиться необходимость наказания правонарушителя. При этом применение административного наказания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).7

В целом  по вопросу о классификации мер  административного принуждения  в науке административного права выделяют две основные точки зрения (другие - это модификация этих двух точек зрения).

Первая  сводится к двухчленной классификации  административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного  принуждения. Эта точка зрения выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. В основу данной классификации положен формальный признак - наличие административных санкций.

Вторая  предложена Еропкиным М.И. в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения: меры пресечения, меры взыскания, меры предупреждения.8

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Административно - предупредительные меры

Административно - предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.

Административно - предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.9

К административно - предупредительным  мерам относят:

- административный  надзор за лицами, освобожденными  из мест лишения свободы;

- таможенный  досмотр;

- спецконтроль  пассажиров и судов гражданской  авиации;

Информация о работе Методы административного принуждения