Методы административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - всестороннее изучение административного принуждения.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие административного принуждения, его особенности

- изучить виды административного принуждения

- рассмотреть административно - принудительные меры

- рассмотреть меры административного пресечения

- рассмотреть применение и использование огнестрельного оружия

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

Личный  досмотр, досмотр вещей, находящихся  при физическом лице (ст. 27.7 КоАП). Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей производится также в целях выявления и пресечения административных нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, составления протокола об административном правонарушении, установления личности, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел. Досмотр производится в случаях:

а) когда  лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения;

б)  при  наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах;

в) когда  очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение;

г) когда  имеются показания технических  средств контроля;

д) когда  досмотр прямо предусмотрен законодательством  РФ.

Изъятие вещей и документов. Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, имеющих значение доказательств по делу и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении правонарушителя возможности владеть, пользоваться и распоряжаться противоправно добытым имуществом или поддельными (недействительными) документами.

Правом  применения данной меры обладают должностные  лица органов, правомочных осуществлять доставление, административное задержание и должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП, в пределах компетенции того или иного органа.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу, обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со статьями КоАП, в пределах компетенции.

Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых. В  случае необходимости при изъятии  вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об изъятии  вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая  запись в протоколе о доставлении  или административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения делается запись в протоколе об административном правонарушении. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве и других признаках изъятых вещей, особенно подробно описываются признаки оружия, вид и количество боевых припасов.

В случае необходимости изъятые вещи и  документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы хранятся в местах, определяемых должностным лицом, осуществившим изъятие вещей и документов. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством РФ, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при ее невозможности уничтожаются.

Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством РФ. Образцы соответствующих средств, веществ и продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Вещи  и документы, являющиеся орудием  совершения или непосредственным объектом правонарушения, хранятся до рассмотрения дела. В зависимости от результатов его рассмотрения они в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей - реализуются.

Привод. В соответствии с КоАП (ст. 27.15), Законом РФ «О милиции» и рядом других нормативных актов в необходимых случаях подвергаются приводу в органы внутренних дел (милицию) и другие государственные органы физические лица либо законные представители юридического лица, уклоняющиеся без уважительных причин от явки по вызову, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Приводу могут быть подвергнуты законные представители несовершеннолетнего, а также свидетели.

По своей правовой природе привод - самостоятельная мера административного принуждения, обеспечивающая пресечение уклонения лица от явки по вызову в соответствующий государственный орган или учреждение. Поэтому привод следует отличать от доставления как составной части административного или уголовно-процессуального задержания правонарушителей. Привод, характеризующийся специфическими правовыми основаниями и порядком осуществления, исчерпывается доставлением лица в соответствующий орган с целью обеспечения его участия в производстве тех или иных административных или уголовно-процессуальных действий.

Привод  осуществляется, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины названных лиц, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом. В этих случаях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц. Исполнение привода возлагается на органы внутренних дел (милицию). В связи с производством по уголовному делу свидетели и обвиняемые, не являющиеся без уважительной причины по вызову органов расследования или суда, также могут быть подвергнуты приводу. Данный вид привода имеет уголовно-процессуальный характер и основанием его применения является постановление прокурора, следователя, органа дознания или определение суда.16 
 
 

5. Применение и использование  огнестрельного оружия

Применения огнестрельного оружия - самая серьёзная мера пресечения, которая может повлечь причинение телесных повреждений, смерть. Поэтому установлены дополнительные гарантии законности: сотрудник милиции обязан в каждом случае применения оружия в течении 24 часов с момента его применения предоставить рапорт начальнику ОВД по месту службы. Каждый раз в результате служебных проверок проверяется правомерность применения оружия. Служебная проверка назначается когда кому-либо причинён физический или имущественный вред, либо поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника милиции, либо по факту применения огнестрельного оружия возбуждено уголовное дело. О всех случаях смерти или ранения должен быть уведомлён прокурор.

 Запрещено  применять специальные средства  в отношении женщин, а также  лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии, если эти лица не оказывают сопротивление. Сотрудники милиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.17

Сотрудники  милиции имеют право использовать огнестрельное оружие в следующих  случаях:

1)для  защиты граждан от нападения,  опасного для их жизни или  здоровья;

2) для  отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

3) для  освобождения заложников;

4) для  задержания лица, застигнутого при  совершении тяжкого преступления  против жизни, здоровья и собственности  и пытающегося скрыться, а также  лица, оказывающего вооруженное  сопротивление;

5) для  отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;

(в ред.  Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)

6) для  пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению  в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Сотрудники  милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для  остановки транспортного средства  путем его повреждения, когда  водитель создает реальную опасность  жизни и здоровью людей и  не подчиняется неоднократным  законным требованиям сотрудника  милиции остановиться;

(п. 1 в  ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)

2) для  обезвреживания животного, непосредственно  угрожающего жизни и здоровью  людей;

(п. 2 в  ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)

3) для  производства предупредительного  выстрела, подачи сигналов тревоги  или для вызова помощи.

(п. 3 в  ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

Перечень  видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении милиции, утверждается Правительством Российской Федерации.

(в ред.  Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)

Запрещается принимать на вооружение огнестрельное  оружие и боеприпасы к нему, которые  наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

- правомерность поведения участников управленческих отношений;

-функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;

-существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

Административное  принуждение - самостоятельная разновидность  государственного принуждения, метод  внешнего государственно-правового  воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере государственного управления в целях наказания правонарушителей.

В зависимости  от своего целевого назначения и способа  обеспечения правопорядка все меры административного принуждения  можно свести в три классификационные  группы:

1. Меры  административного предупреждения.

2. Меры  административного пресечения.

3. Меры  административного взыскания.

В целом  меры административного принуждения  имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
  2. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"
  3. Овсянко Д.М, Административное право: Учебное пособие, М: Юристъ, 1996
  4. Бахрах Д.Н. Административное принуждение в РФ, его виды и основные тенденции развития. М., 2002
  5. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 1969
  6. Козлов Ю.М., Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, М: Юристъ, 2002.
  7. Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. Учебное пособие. М., 1997
  8. Василенков П.Т, Советское административное право, М: Юридическая литература, 1990:
  9. Еропкин М.И, Советское административное право. Части Общая и Особенная, Киев, 1978
  10. Веремеенко И.И., Административно - правовые санкции. М.: Юридическая литература, 1975
  11. Попов Л. Л., Административное право, М: Юристъ, 2002
  12. Ю.П.Соловей, В.В.Черников. Комментарий к Закону Российской              Федерации "О милиции". Издание второе, переработанное и дополненное, М: "Проспект", 2001
  13. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы, М., 2003
  14. Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации, М., 2001.

Информация о работе Методы административного принуждения