Методы административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - всестороннее изучение административного принуждения.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие административного принуждения, его особенности

- изучить виды административного принуждения

- рассмотреть административно - принудительные меры

- рассмотреть меры административного пресечения

- рассмотреть применение и использование огнестрельного оружия

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

- привод, регистрация и  официальное  предостережение о недопустимости  антиобщественного поведения;

- изъятие огнестрельного оружия у лиц страдающих психическими заболеваниями;

- проверка  документов (при обеспечении паспортного  режима, у водителей автотранспортных  средств, в погранзоне и др.);

- предрейсовое  освидетельствование водителей  автомототранспорта;

- закрытие  границы на участке, сопряженном  с территорией, пораженной эпидемией  (эпизоотией);

- прекращение  движения транспорта при ремонте  дорог, электрокабелей;

- ограничение  движения транспорта при авариях,  овалах, обрывах линий электропередач;

- убой  животных в случаях заболевания их заразными болезнями;

- уничтожение  недоброкачественных продуктов  питания;

- ограничение  права водопользования и т.п.

Административно - предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, таможенных досмотр).

Особую  группу составляют так называемые лечебно-предупредительные  меры принуждения, назначение которых состоит не только в обеспечении общественной безопасности, но и в лечении опасных для общества душевнобольных, алкоголиков, инфекционных больных и т.д.10

Административно - предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность.

Государство, используя административно-предупредительные  меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвращая их наступление. При применении административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в виду такие ситуации, которые, если их не принять во внимание, ведут к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий.

Отмечая общность всех административно-предупредительных  мер, нельзя не заметить различий между  отдельными мерами по их непосредственному  назначению и характеру правоограничений.

По этому  критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения  угрозы наступления возможных  вредных, опасных, а нередко  и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на - предельной территории и др.;

2) меры, направленные на предупреждение  правонарушений, причем не только  административных проступков, но  и преступлений (таможенный досмотр,  проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и проч.);

4) особую  группу составляют так называемые  лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных, душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Меры административного  пресечения

Меры  административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.12

Значение  этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку  в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные проступки, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, органы Госгортехнадзора России приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного проступка или преступления. Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Далее, в соответствии с действующим законодательством органы санитарно-эпидемиологического надзора имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут стать в силу он правонарушения, так и естественных причин. Для применения названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины. Поэтому меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушений и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.13

Меры  административного пресечения многообразны. Это обусловлено тем, что в  различных условиях, в отношении  различных субъектов различные  государственные органы должны применять  наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).14

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

В частности, к ним относятся:

1) меры, применяемые непосредственно к  личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

2)  меры  имущественного характера (изъятие  огнестрельного охотничьего   оружия,   снос   самовольно  возведенных   строений и др.);

3) меры  технического характера (запрещение  эксплуатации неисправного  транспорта,  приостановление работы  предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

4)  меры  финансового характера (прекращение  кредитования, сокращение бюджетного  финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) меры  медико-санитарного характера (отстранение  от работы инфекционных больных,  запрещение эксплуатации предприятий  торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6)  меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной  системы (отказ в выдаче лицензии  на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности,  приостановление действия лицензии и др.);

7) меры  специального или исключительного  назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры  административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания.15

Рассмотрим  подробнее некоторые из наиболее часто применяемых мер административного пресечения.

Доставление. Эта мера, предусмотренная ст. 27.2 КоАП, представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Доставление нарушителя - это правовая принудительная мера, состоящая в кратковременном ограничении свободы действий и передвижения лица и перемещении его с места совершения административного правонарушения в орган внутренних дел (милицию), в служебное помещение внутренних войск, штаб народной дружины, общественный пункт охраны правопорядка, орган местного самоуправления, служебное помещение государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в пределах предоставленной им компетенции. Таким образом, доставление нарушителя по своей юридической природе выступает в качестве составной части административного задержания, однако с той особенностью, что срок административного задержания начинается только с момента доставления правонарушителя в орган, полномочный рассмотреть дело об административном правонарушении и принять по нему то или иное решение.

Административное задержание. Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП). Административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.

Административное  задержание применяется в исключительных случаях также в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, если это необходимо для установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел и исполнения постановлений по этим делам.

Административное  задержание может применяться только при наличии правонарушения: Задержание недопустимо, если правонарушение отсутствует. Исключение составляет административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих и для них самих.

Административному задержанию не подлежат совершившие  правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному  задержанию военнослужащие. Однако при совершении в общественных местах серьезных правонарушений и в других случаях, предусмотренных законом, военнослужащие могут быть при отсутствии военных патрулей задержаны для немедленной передачи их и материалов о нарушении военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Не подлежат административному задержанию депутаты, прокуроры, судьи. Так, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (п. 5 ст. 16) устанавливает, что судья не может быть задержан, а равно принудительно доставлен в любой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, если установлена его личность. Личный досмотр судьи также не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (например, в аэропорту).

Информация о работе Методы административного принуждения