Методы административной деятельности милиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание

Воздействие субъекта административной деятельности на волю объекта осуществляется различными приемами, средствами, способами, которые именуются методами административной деятельности. Следовательно, метод - это способ практического осуществления целей, задач и функций административной деятельности милиции. Содержание метода дает ответ на вопрос о том, каким способом наиболее рационально можно достичь целей административной деятельности.

Содержание

1. Понятие методов административной деятельности милиции и их виды
1.1 Понятие методов административной деятельности милиции
1.2 Виды методов административной деятельности милиции
2. Принуждение в административной деятельности милиции
2.1 Основания применения принуждения
2.2 Меры административного предупреждения, применяемые милицией
2.3 Меры административного пресечения, применяемые милицией
2.4 Меры административного пресечения
2.5 Меры административно-процессуального обеспечения, применяемые милицией
Библиография
Задачи

Работа состоит из  1 файл

Методы административной деятельности милиции.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

Сотрудники милиции имеют право  применять огнестрельное оружие (стрелять на поражение) в следующих  случаях:

для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

для освобождения заложников;

для задержания лица, застигнутого при  совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения  государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций;

для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в  совершении преступления; лиц, в отношении  которых мерой пресечения избрано  заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также  для пресечения попыток насильственного  освобождения этих лиц.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его  применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном  или вооруженном нападении, нападении  с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, побеге лиц, находящихся под стражей, из транспортных средств во время их движения, а также для освобождения заложников.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

Кроме того, сотрудники милиции имеют  право использовать огнестрельное  оружие в следующих случаях:

для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования сотрудника милиции;

для обезвреживания животного, угрожающего  жизни и здоровью людей;

для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Сотрудник милиции, применивший оружие, обязан: в случае ранения правонарушителя  оказать ему неотложную помощь, соблюдая при этом меры предосторожности от возможного нападения, и вызвать скорую медицинскую помощь; при смертельном исходе необходимо обеспечить охрану тела и сохранение обстановки происшествия до прибытия представителей прокуратуры или органа внутренних дел.

При наличии очевидцев происшедшего следует установить и зафиксировать их данные.

О применении огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа милиции по месту своей  службы или по месту применения огнестрельного оружия.

Применение сотрудниками милиции физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, возможно для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию задач.

Так как применение боевых приемов  борьбы может быть сопряжено с  причинением лицу различной степени  тяжести телесных повреждений, то выбор  приема зависит от степени опасности  деяния лица, к которому он применяется. Следует стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при этом, был минимальным.

Как уже отмечалось, на вооружении милиции имеются различные специальные  средства, которые могут применяться  сотрудниками милиции в следующих  случаях:

1) для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции - резиновые палки, слезоточивый газ («Черемуха»), светозвуковые средства, служебные собаки;

2) для пресечения оказываемого  сотруднику милиции сопротивления  - резиновые палки, слезоточивый  газ, служебные собаки, наручники (при отсутствии наручников могут применяться подручные средства связывания);

3) для задержания лица, застигнутого  при совершении преступления, посягающего  на жизнь, здоровье или собственность,  и пытающегося скрыться, - наручники,  служебные собаки;

4) для задержания лиц, в отношении  которых имеются основания полагать, что они намерены оказать вооруженное  сопротивление, - слезоточивый газ,  светозвуковые средства отвлекающего  воздействия, средства разрушения  преград, водометы и бронемашины, служебные собаки, резиновые пули;

5) для доставления задерживаемых  лиц в милицию, конвоирования  и охраны задержанных, а также  лиц, подвергнутых административному  аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением  дают основание полагать, что  могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотруднику милиции, - наручники, служебные собаки;

6) для освобождения захваченных  зданий, помещений, сооружений, транспортных  средств и земельных участков - слезоточивый газ, светозвуковые средства, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки, резиновые пули;

7) для пресечения массовых беспорядков  и групповых действий, нарушающих  работу транспорта, связи, предприятий,  учреждений и организаций, - слезоточивый газ, светозвуковые средства, водометы и бронемашины, резиновые пули;

8) для остановки транспортного  средства, водитель которого не  выполнил требования сотрудника  милиции остановиться, - средства  принудительной остановки транспорта («Еж-Диана»);

9) для выявления лиц, совершивших  преступления, - специальные окрашивающие  средства («химловушки»).

Указанные и другие специальные  средства могут применяться также  при обстоятельствах, дающих основания  для применения огнестрельного оружия.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

В состоянии необходимой обороны  или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

Решение о применении специальных  средств принимает должностное  лицо, ответственное за обеспечение  общественного порядка и безопасности, руководитель конкретной операции. Сотрудник милиции, действующий индивидуально, принимает такое решение самостоятельно.

О всех случаях смерти или ранения  в результате применения физической силы, специальных средств или  оружия уведомляется прокурор.

2.5 Меры административно-процессуального  обеспечения, применяемые милицией 

Меры процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного  принуждения, применяются милицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрен дел о правонарушениях.

В конечном счете назначение этих мер состоит в том, чтоб создать  необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за правонарушения. Их применение служит целям реализации преимущественно административных взысканий. В отдельных случаях мерами административно-процессуального обеспечения создаются необходимые условия для реализации уголовно-правовых санкций.

Таким образом, применение названных  мер обусловлено необходимостью реализации различных мер государственного правового (преимущественно административного) принуждения. По отношению к последним  они имеют вспомогательное, обеспечительное значение, что и нашло отражение в их названии.

Достижение названных целей  административно-процессуального принуждения  осуществляется посредством реализации мерами процессуального обеспечения  различных функций. С учетом характера  этих функций все рассматриваемые меры могут быть сведены в три основные группы: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; процессуальные меры исполнения административных взысканий.

Меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение (или подозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей. К этим мерам относятся: доставление правонарушителя, административное задержание и привод.

Под «доставлением» понимается принудительное препровождение физического лица в  целях составления протокола  об административном правонарушении при  невозможности его составления  на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ).

Помимо доставления лиц, совершивших  административные правонарушения, сотрудники милиции вправе доставить в орган  внутренних дел лицо, подозреваемое в совершении преступления.

О доставлении правонарушителя  сотрудником милиции составляется рапорт. Все лица, доставленные в  орган внутренних дел (милицию), регистрируются дежурным по органу внутренних дел  в книге доставленных.

Правонарушители, доставленные в органы внутренних дел (милицию), в установленных законом случаях могут быть подвергнуты административному задержанию. Административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.3 КоАП РФ).

По каждому факту административного задержания должен составляться протокол, в котором фиксируются следующие сведения: дата и место составления протокола; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания.

Временем административного задержания следует считать момент доставления нарушителя в орган внутренних дел (милицию). С этого момента исчисляется и срок административного задержания[3], который, по общему правилу, может длиться не более трех часов (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ). Однако в связи с особой необходимостью законодательством устанавливаются и иные сроки административного задержания (не более 48 часов).

Решение вопроса о привлечении  лица к административной ответственности, а также о применении к нему некоторых иных мер административного принуждения нередко требует его присутствия при выполнении компетентным органом (должностным лицом) соответствующих процессуальных действий. Принудительным средством, обеспечивающим обязательное участие в административном процессе лица, уклоняющегося от явки по вызову в соответствующий орган, является привод (ст. 27.15 КоАП РФ).

Привод физического лица либо законного  представителя юридического лица, в  отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля может быть осуществлен по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело. Вынесение данного определения возможно только в случае, если рассмотрение дела было отложено в связи с неявкой по уважительной причине лиц, подлежащих приводу согласно ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела.

Определение о приводе лица, участие  которого признается обязательным при  рассмотрении дела об административном правонарушении, выносится судьей, органом, должностным лицом при  рассмотрении дела.

Согласно п. 8, 12 Инструкции о порядке  осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июля 2003 г. № 4878), для осуществления привода начальник ОВД или лицо, исполняющее его обязанности, выделяет сотрудника или группу (наряд) сотрудников милиции общественной безопасности с учетом вида административного правонарушения, по которому вынесено определение о приводе. Сотрудник милиции либо старший группы (наряда) сотрудников милиции объявляет лицу, подлежащему приводу, под расписку определение о приводе.

Меры, направленные на получение доказательств, создают условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для  всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела.

К ним относятся: проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей  транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр  вещей и транспортных средств, изъятие  вещей и документов, осмотр служебных  помещений и их опечатывание; медицинское освидетельствование.

Обеспечение исполнения вынесенного  по делу об административном правонарушении постановления является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.

Информация о работе Методы административной деятельности милиции