Национально-государственная автономия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является сравнительное исследование конституционно-правовых основ автономии, а также конституционно-правового статуса автономий в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с этой целью определяются задачи исследования:
Изучить понятие и виды национальных автономий.
Проанализировать проблемы национально-государственных автономий в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды автономий 6
1.1. Понятие автономии 6
1.2. Виды автономий 7
2. Национально-государственные автономии в Российской Федерации 13
2.1. Исторический аспект создания автономий 13
2.2. Проблема автономий в современной России 19
Заключение 27
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая Национально-государственная автономия.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

Во-первых, не исключено образование  такого совета при верхней палате парламента – Совете Федерации, поскольку, прежде всего, именно этот орган вплотную занимается вопросами регионального и национально-государственного строительства в нашей стране (есть также идея подобный совет сделать третьей палатой парламента, однако это вызовет очень много ненужных проблем, в том числе связанных с формированием и полномочиями). Вполне возможно существование такого совета при Президенте Российской Федерации, поскольку глава государства отвечает по Конституции за осуществление внутренней политики, в том числе национальной и региональной.

Во-вторых, можно воспользоваться примером Общественной палаты и создать «Национальный совет Российской Федерации» по ее подобию, но только изменить порядок формирования такого органа.

Создание органа (совета) консолидации нации – дело соответствующего конгресса, съезда народа; вместе с тем вполне возможна конституционно-правовая поддержка такого органа и содействие его деятельности со стороны государственных органов республики.

Заключение

Итак, государство как форма организации общества не может не учитывать его национальный состав. Более того, национальный фактор относится к числу важнейших факторов, определяющих строение государства и его развитие. Национальный аспект - постоянный спутник развития государственности в многонациональных обществах.

При устройстве государства с многонациональным населением должны учитываться особенности каждой нации: ее традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности.

Важной формой устройства государств с многонациональным населением является национально-государственная федерация. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии.

С этими же моментами связано  существование такого специфического политико-правового явления, как «право наций на самоопределение», которое реализуется, в частности, добровольным вступлением в федерацию. Однако реализация права наций на самоопределение не должна вести к нарушению целостности государства. Здесь нужно также учитывать интересы других субъектов федерации, а также федеративного государства в целом. В мире происходит утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, и на этой основе - переосмысление принципа права наций на самоопределение. Право на выход из состава федерации не закреплено в конституции ни одной страны, за исключением бывшего СССР, где оно, однако, лишь декларировалось, не имея реального механизма осуществления.

Государства с многонациональным  составом населения используют в  своем устройстве и такую форму, как автономия (от греч. «autonomia» - самоуправление, независимость). Различают два типа автономии: национально-территориальную и национально-культурную.

В советский период национально-территориальная  автономия была осуществлена в двух формах - политической и административной.

Политическая автономия была реализована  при образовании автономных республик  как особых национальных государств. Автономные республики обладали ограниченным суверенитетом, имели свою конституцию, законодательство, правительство, высшие судебные органы, гражданство. До 1990 г. в состав РСФСР входило 16 автономных республик: Башкирия, Бурятия, Дагестан и др.

Административная автономия выражалась в создании автономных областей и  национальных (автономных) округов, которые  обладали особыми правами по устройству своей территории и установлению границ своих районов; их территория не могла быть изменена без их согласия. До 1990 г. в состав РСФСР входило 5 автономных областей и 10 национальных округов.

После провозглашения суверенитета России произошли изменения в ее внутригосударственном устройстве. Все автономные республики, автономные области (кроме Еврейской) и некоторые автономные округа приобрели статус национально-государственных образований - субъектов Федерации, изменив в ряде случаев ранее существовавшие названия. Например, Горно-Алтайская автономная область вышла из состава Алтайского края, получив название «Республика Алтай».

Под национально-культурной автономией понимается особый статус отдельных  этнических групп и правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Идеи национально-культурной автономии разработаны в начале XX в. для Австро-Венгрии Карлом Реннером, Отто Бауэром и другими лидерами австрийской социал-демократии. Национально-культурная автономия широко применяется для этнических меньшинств во многих государствах современного мира. Поскольку представители марксизма (в частности, В.И. Ленин) к идее такой автономии в свое время отнеслись критически, в Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии. В современной России отношение к национально-культурной автономии пересматривается. 15 июня 1996 г. Указом Президента РФ утверждена Концепция государственной национальной политики в Российской Федерации, в которой раздел 5 специально посвящен национально-культурной автономии народов России.

В России 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный Договор, чем удалось  решить ряд вопросов национально-государственного характера. Практика государственного устройства России после распада СССР получила такие формы федеративной государственности, как «асимметричная» федерация (субъекты внутри федерации имеют разный политико-правовой статус), «жесткая» и «мягкая» федерации.

В Конституции РФ 1993 г. Россия провозглашена  в качестве симметричной федерации, однако на деле она таковой не является. Так, 15 февраля 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти Республики Татарстан», по которому Татарстан выступает как ассоциированный член Российской Федерации (государство, объединенное с РФ).

Установление оптимальных форм государственной организации многонационального общества - это проблема не только современной России. Даже стабильная политическая система, развитые формы демократии, высокий уровень благосостояния населения не спасают полиэтнические государства от межнациональных конфликтов.

Список литературы

    1. Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. М., 2006.
    2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебное пособие, М., 2002.
    3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008.
    4. Журнал «Казанский федералист» / Этнополитика в Российской Федерации. 2007. № 3-4 (23-24).
    5. Конституционное право России. Учебное пособие / Под ред. Ю.А. Веденеева. М.: Юриспруденция. 2007.
    6. Конституция РФ от 12.12. 1993.
    7. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М. 2008.
    8. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации – учебник. М., 2007.
    9. Ульянищев П.В. Автономия как национально-территориальное самоуправление // Вестник Российского университета дружбы народов. – М., - 2008. – №2.
    10. Ульянищев П.В. Особенности современной российской автономии: проблемный анализ // Право и политика. – М., - 2008. – №8 (104).
    11. Ульянищев П.В. Автономия в контексте децентрализации // Обозреватель/Observer. – М., - 2008. - №12 (227).
    12. Федеральный закон № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с последующими изменениями и дополнениями, последняя редакция от 30 ноября 2005).

1 Конституционное право России. Учебное пособие / Под ред. Ю.А. Веденеева. М.: Юриспруденция. 2007. С. 324.

2 Конституционное право России. Учебное пособие / Под ред. Ю.А. Веденеева. М.: Юриспруденция. 2007. С. 327.

3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008. С. 248.

4 Журнал «Казанский федералист» / Этнополитика в Российской Федерации. 2007. № 3-4 (23-24).

5 Федеральный закон № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с последующими изменениями и дополнениями, последняя редакция от 30 ноября 2005 г.).

6 Ульянищев П.В. Автономия как национально-территориальное самоуправление // Вестник Российского университета дружбы народов. – М., - 2008. – №2.




Информация о работе Национально-государственная автономия