Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является сравнительное исследование конституционно-правовых основ автономии, а также конституционно-правового статуса автономий в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с этой целью определяются задачи исследования:
Изучить понятие и виды национальных автономий.
Проанализировать проблемы национально-государственных автономий в Российской Федерации.
Введение 3
1. Понятие и виды автономий 6
1.1. Понятие автономии 6
1.2. Виды автономий 7
2. Национально-государственные автономии в Российской Федерации 13
2.1. Исторический аспект создания автономий 13
2.2. Проблема автономий в современной России 19
Заключение 27
Список литературы 30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
(национальный
Факультет «Юридический»
Кафедра «Конституционного и
«Национально-государственная автономия»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Конституционное право»
ЮУрГУ – 030900
доцент кафедры
______________ 2013г.
Нормоконтролер,
______________/ Л.М. Бутакова
_____________________2013г.
Студент группы ЮЗ-296
____________Г.С. Недорезова
_____________ 2013 г.
с оценкой (прописью, цифрой)
__________________________
____________________2013 г.
Челябинск 2013
Содержание
Актуальность темы исследования. Россия – это сложносоставное государство, асимметричная федерация, являющаяся многонациональной по составу населения. Именно многонациональность порождает проблему обеспечения единства страны и требует выбора такой формы государственного (политико-территориального) устройства России, которая способствовала бы решению этой задачи.
В истории российского
Современная федерация, сложившаяся в постсоветский период под воздействием множества факторов, явилась следствием, кроме прочего, наличия в её составе автономий, которые были сохранены в целях обеспечения единства государства, а также удовлетворения интересов, населяющих его народов. В этой связи важно понимать значение и цели двух основных форм автономии – национально-территориальной (политической и административной) и экстратерриториальной (культурной, персональной, корпоративной и др.).
Автономия в России является одной
из форм национально-территориального
существования народов и
Этническая составляющая (а также культурная и, реже, конфессиональная), лежат в основе выделения автономии как одной из конституционно-правовых гарантий прав народов в многонациональном государстве. Доминирующее в доктрине представление об автономии, признавая данные составляющие, не рассматривает их в качестве основополагающих факторов формирования самой автономии.
Однако их учет объективно необходим как в научном осмыслении, так и в правовом регулировании соответствующих отношений.
Принципиальное значение для наиболее
полного использования
В сложившейся конституционно-
В этой связи нуждается в научном осмыслении проблема достижения баланса между центробежными и центростремительными силами, которая должна решаться с учетом общественно-политических реалий. Наблюдаемые на пути автономизации в России трудности требуют своего обстоятельного изучения, научного объяснения и поиска наиболее эффективных инструментов ее правового обеспечения.
Совокупность данных обстоятельств и факторов делает обращение к исследованию выбранной темы весьма актуальным.
Объектом исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в сфере формирования и функционирования автономий в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают закономерности возникновения, функционирования и развития автономии в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является сравнительное исследование конституционно-правовых основ автономии, а также конституционно-правового статуса автономий в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с этой целью определяются задачи исследования:
Структура работы предопределена целью и задачами исследования. Курсовое исследование состоит из двух глав, введения и заключения, а также списка использованной литературы.
В широком смысле слова автономия
в конституционном праве
Именно в этом смысле конституция
Японии 1946 г. говорит о “принципе
местной автономии”. Иногда такую
автономию называют областной, имея
в виду не только единицы областного уровня,
но и другие. В большинстве случаев, однако,
под автономией понимаются особые политико-территориальные
единицы, созданные с учетом национального
состава, культуры, традиций, быта проживающего
в них населения (например, Корсика во
Франции, Северная Ирландия в Великобритании,
Иракский Курдистан). Ниже рассматривается
именно автономия такого рода, а не просто
автономия административно-
Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Нередко создание автономии является результатом длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это население характеризуется этническими особенностями. Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).
В зависимости от того, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии2:
Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства.
Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Кроме того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.
Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия (например, Азорские острова в Португалии), иногда включающие в название наименование национальности (Иракский Курдистан), а в отдельных случаях — и определение автономии (Автономная Республика Крым).
Иногда одна и та же этническая группа одновременно использует разные формы автономии (например, саамы в Швеции и Норвегии).
В отечественной литературе принято различать две главные формы автономии:
Обе они, как видно из их названий,
связаны с этническими
В зависимости от объема полномочий
существуют две формы национально-
Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например в Италии, или определяется специальным законом. Например, в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г. Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований, как это имеет место в Португалии (Азорские острова и некоторые другие автономные образования Португалии).
Для политической автономии характерно
наличие местного парламент, иногда
двухпалатного. Законы, принимаемые
им, не должны противоречить интересам
государства и его составных
частей. Такие законы обычно могут
издаваться по вопросам организации административных
учреждений, подчиненных данному автономному
образованию, административно-
В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство и свою конституцию. Гражданин автономии одновременно является гражданином государства, а если автономия входит в состав субъекта федерации — еще и гражданство этого субъекта. Ныне свою конституцию имеет Автономная Республика Крым на Украине, но собственного гражданства она не имеет.
Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Северная Ирландия в Великобритании (правда, более четверти века в ней существует прямое правление Лондона, а местный парламент распущен из-за жестоких столкновений между католиками и протестантами), Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании (Гренландия пользуется значительной самостоятельностью: хотя Дания является членом Европейского союза, гренландцы на референдуме отказались от участия в нем), Корсика во Франции и др. Политическая автономия есть в постсоциалистических государствах. Помимо упоминавшегося Крыма это Республика Каракалпакия в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане. По конституции Азербайджана 1995г. Нахичевань — это автономное государство. Есть политическая автономия в Грузии. Правда, ситуация в Грузии до конца не определилась, между Грузией и ее автономией — Абхазией — шла настоящая война, а сейчас ведутся переговоры о создании федерации или иной формы.