Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:54, реферат
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.
1 Надзор как способ обеспечения законности
Надзор как
способ обеспечения законности
в деятельности органов
Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т. е. при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.
Основными чертами надзора являются:
• органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;
• в
процессе контроля могут
• в
соответствии с действующим
Различаются
две организационные формы
- надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего на основе поступивших к ним заявлений, жалоб, дел;
- надзор, который осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является главной или важнейшей (например, система государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, Государственный антимонопольный комитет и др.).
Деятельность
органов надзора
Различаются
два вида надзора:
2.
Надзор как способ обеспечения
законности и его виды
2.1Прокурорский надзор
Прокуратура
РФ — это единая федеральная
централизованная система
Общий прокурорский надзор распространяется лишь на действия и акты перечисленных органов и должностных лиц и выражается в установлении соответствия актов и действий поднадзорных органов и должностных лиц законам. При этом органы прокуратуры не обладают так называемой административной властью.
Необходимо иметь в виду, что надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента РФ.
Предмет
прокурорского надзора за
соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,
- соответствие законам издаваемых ими правовых актов,
- соблюдение прав и свобод граждан, юридических лиц, общественных объединений,
- исполнение законов судебными приставами, которые находятся в системе органов юстиции.
Прокурор:
-вправе проводить проверки на подконтрольных организациях при наличии сведений о нарушении закона;
-координирует
деятельность
-проверяет
жалобы на нарушения прав и
свобод граждан, законность
Законом
обусловлены формы
- протест на противоречащий закону правовой акт - направляется в орган, его издавший, или в суд (содержит требование отмены или приведения в соответствие с законом опротестованного акта). По общему правилу это не приостанавливает его действие;
- представление (реагирование на факты нарушения закона) - вносится в орган, который полномочен принимать меры по устранению этих нарушений. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление прокурора готовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий. Каждое представление индивидуально по своему содержанию.
- постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении - направляется в уполномоченный орган;
- предостережение о недопустимости нарушения закона – направляется должностному лицу в целях предупреждения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
2.2 Административный надзор
Административный
надзор как способ обеспечения
законности и дисциплины
Административный
надзор - специальный вид
Полномочия
органов, осуществляющих
1) по предупреждению правонарушений: требовать устранения обнаруженных правонарушений, беспрепятственно посещать поднадзорные объекты, давать разрешения на строительство, производство продуктов питания, досматривать транспортные средства;
2) по пресечению
правонарушений: выносить предписания
о приостановлении работ,
3) по привлечению
к ответственности виновных
4) по нормотворчеству:
самостоятельно или совместно
с другими органами
Иногда
смешивают два понятия
б) административный
надзор распространяется на
в)
персонифицированный
Контрольные
полномочия обычно касаются
В-четвертых,
административный надзор и
Органы
надведомственного (внешнего) контроля
такого разнообразия не имеют. К ним, прежде
всего, относятся государственные комитеты
(например, стандартизации и метрологии)
и некоторые министерства и службы (например,
Министерство финансов и Министерство
образования, Федеральная служба безопасности).
В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах (проверка знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью).
Организационно
административный надзор
Информация о работе Надзор как способ обеспечения законности