Надзор как способ обеспечения законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:54, реферат

Описание

Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.

Работа состоит из  1 файл

административный надзор.docx

— 30.71 Кб (Скачать документ)

1 Надзор как способ обеспечения законности

  Надзор как  способ обеспечения законности  в деятельности органов исполнительной  власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных  государственных органов за деятельностью  не подчиненных им органов  или лиц с целью выявления  нарушений законности. При этом  оценка деятельности поднадзорного  объекта дается только с точки  зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие  от контроля, вмешательство в  текущую административно-хозяйственную  деятельность поднадзорного исполнительного  органа (должностного лица) не допускается.

    Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении спе­циальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т. е. при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.

    Основными  чертами надзора являются:

  • органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;

   • в  процессе контроля могут применяться  меры дисциплинарного воз­действия  в отношении виновных лиц;

   • в  соответствии с действующим законодательством  органы контроля занимаются проверкой  различных сторон деятельности  подконтрольных объектов. 

     Различаются  две организационные формы надзора  в сфере управления:

- надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего на основе поступивших к ним заявлений, жалоб, дел;

- надзор, который осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является главной или важнейшей (например, система государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, Государственный антимонопольный комитет и др.).

     Деятельность  органов надзора надведомственна (распространяется на все поднадзорные объекты независимо от ведомственной принадлежности).

     Различаются  два вида надзора: прокурорский  и административный. 

2. Надзор как способ обеспечения законности и его виды 

2.1Прокурорский надзор

     Прокуратура  РФ — это единая федеральная  централизованная система органов,  осуществляющих от имени РФ  надзор за исполнением действующих  на ее территории законов. Это  ее основная функция. Надзор  имеет своей целью обеспечение  верховенства закона, единства и  укрепления законности, защиту прав  и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства.  Сущность прокурорского надзора  состоит в действиях прокуроров  по выявлению, пресечению, устранению  и предупреждению нарушений законов  государственными и общественными  образованиями.

     Общий прокурорский надзор распространяется лишь на действия и акты перечисленных органов и должностных лиц и выражается в установлении соответствия актов и действий поднадзорных органов и должностных лиц законам. При этом органы прокуратуры не обладают так называемой административной властью.

    Необходимо иметь в виду, что надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента РФ.

     Предмет  прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти в рамках общего надзора определен Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. (в редакции Федерального закона от 10.02.99 г.):

   соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,

    - соответствие законам издаваемых ими правовых актов,

   - соблюдение прав и свобод граждан, юридических лиц, общественных объединений,

     - исполнение законов судебными приставами, которые находятся в системе органов юстиции.

   
 
 

 Прокурор:

   -вправе проводить проверки на подконтрольных организациях при наличии сведений о нарушении закона;

   -координирует  деятельность правоохранительных  органов по борьбе с преступностью;

   -проверяет  жалобы на нарушения прав и  свобод граждан, законность административного  задержания.

     Законом  обусловлены формы реагирования  прокурора на нарушения законности:

   - протест на противоречащий закону правовой акт - направляется в орган, его издавший, или в суд (содержит требование отмены или приведения в соответствие с законом опротестованного акта). По общему правилу это не приостанавливает его действие;

   - представление (реагирование на факты нарушения закона) - вносится в орган, который полномочен принимать меры по устранению этих нарушений. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление прокурора готовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий. Каждое представление индивидуально по своему содержанию.

   - постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении - направляется в уполномоченный орган;

    - предостережение о недопустимости нарушения закона – направляется должностному лицу в целях предупреждения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

2.2 Административный надзор

     Административный  надзор как способ обеспечения  законности и дисциплины представляет  собой особый вид государственной  деятельности специально уполномоченных  органов исполнительной власти  и их должностных лиц, направленный  на строгое и точное исполнение  органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими  организациями, а также гражданами  общеобязательных правил, имеющих  особо важное значение для общества и государства.

     Административный  надзор - специальный вид правоохранительной  деятельности ряда органов государственного  управления. Субъектами административного  надзора являются органы федерального  надзора (федеральный горный и  промышленный надзор, надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности), государственные инспекции (ГАИ-ГИБДД). Они могут применять меры административного принуждения.

     Полномочия  органов, осуществляющих административный  надзор:

   1) по предупреждению правонарушений: требовать устранения обнаруженных правонарушений, беспрепятственно посещать поднадзорные объекты, давать разрешения на строительство, производство продуктов питания, досматривать транспортные средства;

   2) по пресечению  правонарушений: выносить предписания  о приостановлении работ, запрете  эксплуатации технически неисправных  транспортных средств;

   3) по привлечению  к ответственности виновных лиц:  возбуждают и рассматривают дела  об административных правонарушениях,  налагают административные взыскания;

   4) по нормотворчеству:  самостоятельно или совместно  с другими органами разрабатывают  и утверждают правовые, технические  нормы, правила.

     Иногда  смешивают два понятия административный  надзор и надведомственный контроль, однако они имеют различия:                                            Во-первых, по их содержанию. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Административный же надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.                                                                                                                           Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта.                                                              При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти — привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.                               В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:                                                                                 а) он осуществляется в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц незави­симо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора (правил пожарной безопасности);

   б) административный  надзор распространяется на определенный  круг граждан, должностных лиц,  юридических лиц и по конкретным  вопросам (за соблюдением гражданами  правил приобретения, хранения и  использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными  за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования);

    в)  персонифицированный административный  надзор (ОВД в отношении некоторых  граждан, освобожденных из мест  лишения свободы).

     Контрольные  полномочия обычно касаются конкретных  органов и их должностных лиц,  предприятий, учреждений, организаций,  общественных объединений и не  распространяются на граждан.

   В-четвертых,  административный надзор и контроль  различаются по субъектам, их  осуществляющим. Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (например, Государственный таможенный комитет), государственные инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные органы (например, морской, речной, авиационный регистры), т.е. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти.

    Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего, относятся государственные комитеты (например, стандартизации и метрологии) и некоторые министерства и службы (например, Министерство финансов и Министерство образования, Федеральная служба безопасности). 

   В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах (проверка знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью).

     Организационно  административный надзор представляет  процесс последовательно осуществляемых  этапов или стадий: предварительный  — анализ информации о поднадзорном  объекте, разработка и доведение  до объекта надзора соответствующих  норм, правил его функционирования; текущий — включающий систематическое  и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе  которых выявляются нарушения,  применяются меры пресечения, восстанавливается  нарушенный порядок, решается  вопрос о необходимости привлечения  виновных к ответствен­ности; заключительный — состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.

Информация о работе Надзор как способ обеспечения законности