Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:54, реферат
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.
Особенности общественного контроля:
- осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);
- объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;
- широко применяются меры общественного воздействия;
- имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;
- осуществляется
во взаимодействии с другими способами
обеспечения законности.
Субъекты общественного контроля: граждане (физические лица), общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, трудовые коллективы и др.
Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности – жалоба (административная и судебная).
Существуют общее
право граждан на обжалование (подача
административной или судебной жалобы)
и специальное право жалобы (внесудебное
и судебное обжалование).
При общем праве
жалобы обжалованию подлежат коллегиальные
и единоличные действия (решения),
в том числе представление
официальной информации, ставшей
основанием для совершения действия
(решения), в результате которых: нарушены
права и свободы граждан, созданы
препятствия осуществления
Жалоба может быть подана в последовательном порядке (сначала в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения – в суд) или в альтернативном порядке (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).
При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (законом по отдельным категориям дел могут быть установлены другие сроки).
Решение суда по
жалобе: установив обоснованность жалобы,
суд признает обжалуемое действие (решение)
незаконным, обязывает удовлетворить
требования гражданина, отменяет примененные
к нему меры ответственности либо
иным путем восстанавливает его
нарушенные права и свободы.
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.
Исполнение решения суда: решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории РФ.
Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы.
Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.
Общие признаки права на специальную жалобу:
подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, от его имени адвокатом, потерпевшим, их законными представителями;
подается в письменной форме;
подается в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в трехдневный срок;
направляется
субъекту, полномочному рассматривать
жалобу в десятидневный срок с
момента вынесения
рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом в десятидневный срок;
поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий;
рассматривается
в установленном процедурном
порядке.
Информация о работе Надзор как способ обеспечения законности