Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:54, реферат
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.
Правовые формы осуществления административного надзора также отличаются большой спецификой (оформление и выдача гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону).
В-шестых,
административный надзор и
В-седьмых,
административный надзор, как правило,
связан с применением административного
принуждения, причем надзорные органы
используют администра-тивно-
С учетом изложенного, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:
- отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
- возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
- невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
- наличие
специального объекта надзорной деятельности
— норм, правил, требований, стандартов,
содержащихся в нормативных актах, и их
исполнение физическими и юридическими
лицами;
- возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
- строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.
Итак,
административный надзор — это
особый вид государственной
К
федеральным органам
Некоторые
органы исполнительной власти можно назвать
контрольно-надзорными, так как в ряде
случаев трудно отличить контрольные
функции от надзорных, например, у Государственного
таможенного комитета или Министерства
по налогам и сборам. Поэтому в законодательстве
не всегда четко проводится разграничение
между контрольными и надзорными функциями.
Деятельность
органов административного
3. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика
Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.
Виды государственного надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Особенности административного надзора:
является особой разновидностью государственного контроля;
осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
деятельность по надзору осуществляется систематически;
цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
между субъектами
и объектами надзора
осуществляется
в отношении органов
осуществляется при помощи определенных методов;
оценка объекта дается только с позиции законности.
Методы осуществления административного надзора:
постоянное наблюдение;
периодические проверки;
обследование поднадзорного объекта;
истребование и анализ документов;
изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.
Административный надзор осуществляют:
специальные федеральные
надзоры (Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, Федеральная
служба по надзору в сфере
Полномочия органов,
осуществляющих административный надзор:
получение информации; применение мер
административного
Отличия государственного
контроля и административного надзора:
объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора – только законность деятельности;
контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;
контроль и
надзор различаются по методам осуществления:
если для надзора характерно постоянное
наблюдение, реагирование на заявления
и жалобы, то арсенал методов
Прокурорский надзор в сфере государственного управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:
за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
исполнением законов
администрацией органов и учреждений,
исполняющих наказание и
Формы реагирования прокурора на нарушения законности:
протест прокурора;
представление прокурора;
постановление прокурора;
предостережение
о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
В целях предупреждения
правонарушений и при наличии
сведений о готовящихся деяниях
прокурор или его заместитель
объявляет в письменной форме
должностным лицам
4. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления
Судебный контроль
за законностью в сфере государственного
управления – это деятельность органов
судебной власти, состоящая в правовой
оценке действий и решений органов исполнительной
власти, местного самоуправления, их должностных
лиц, по защите прав, свобод и законных
интересов граждан и иных субъектов, по
привлечению виновных лиц к ответственности.
Субъектами судебного
контроля являются федеральные суды,
(Конституционный Суд РФ; Верховный Суд
РФ, верховные суды республик, краевые
и областные суды, суды городов федерального
значения, суды автономных округов, автономной
области, районные суды общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные
арбитражные суды округов, арбитражные
суды субъектов РФ и суды субъектов РФ)
(конституционные (уставные) суды, мировые
судьи).
Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется:
- при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
- рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);
- рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
- проверке законности нормативных правовых актов;
- рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;
- рассмотрении уголовных дел;
- рассмотрении жалоб юридических лиц.
5. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления.
Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.
Информация о работе Надзор как способ обеспечения законности