Надзор как способ обеспечения законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:54, реферат

Описание

Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.

Работа состоит из  1 файл

административный надзор.docx

— 30.71 Кб (Скачать документ)

    Правовые формы осуществления административного надзора также отличаются большой спецификой (оформление и выдача гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону).

   В-шестых, административный надзор и контроль  характеризуют особые методы  их осуществления. Для административного  надзора основным методом является  непосредственное постоянное наблюдение  за соответствующими объектами,  проверка по заявлениям и жалобам,  а также по собственной инициативе. Арсенал методов внешнего контроля  значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы  и др. 
 

   В-седьмых, административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют администра-тивно-предупредительные меры (например, карантин), меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомото-транспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные наказания. Следовательно, органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы надведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают.

    С  учетом изложенного, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

   - отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

   - возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

   - невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

   - наличие специального объекта надзорной деятельности — норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами; 

   - возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

   - строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

    Итак, административный надзор — это  особый вид государственной управленческой  деятельности, осуществляемой специальными  органами исполнительной власти  в отношении организационно не  подчиненных им органов, предприятий,  учреждений, организаций, должностных  лиц и граждан по поводу  исполнения ими общеобязательных  норм, правил, стандартов, требований  с использованием комплекса мер  административного принуждения  с целью предупреждения, выявления  и пресечения правонарушений, восстановления  установленного порядка и привлечения  виновных к административной  ответственности.

     К  федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России), различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).

     Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у Государственного таможенного комитета или Министерства по налогам и сборам. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями. 

     Деятельность  органов административного надзора  направлена на соблюдение специальных  норм, действующих во всех или  многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных  границ. Цель — обеспечить безопасность  граждан, общества, государства,  а также надлежащее качество  продукции, услуг и работ. 
 

3. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика

Государственный надзор – функция специальных  государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением  законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении  неподчиненных им юридических и  физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный  надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением  и применением юридическими и  физическими лицами правовых норм в  сфере государственного управления.

Особенности административного  надзора:

является особой разновидностью государственного контроля;

осуществляется  специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

деятельность  по надзору осуществляется систематически;

цель – обеспечение  правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

между субъектами и объектами надзора отсутствует  организационная соподчиненность;

осуществляется  в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных  лиц и граждан;

осуществляется  при помощи определенных методов;

оценка объекта  дается только с позиции законности.

Методы осуществления  административного надзора:

постоянное наблюдение;

периодические проверки;

обследование  поднадзорного объекта;

истребование  и анализ документов;

изучение обращений  граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере  государственного управления.

Административный  надзор осуществляют:

специальные федеральные  надзоры (Федеральная служба по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная  служба по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития, Федеральная  служба по надзору за соблюдением  законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного  наследия, Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в  сфере природопользования, Федеральная  служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);   государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями): Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер  административного предупреждения; применение мер административного  пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и  учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:            органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

объектом контроля выступает как законность, так  и эффективность деятельности; объект надзора – только законность деятельности;

контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

контроль и  надзор имеют разные субъекты осуществления;

контроль и  надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления  и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире. 

Прокурорский  надзор в сфере государственного управления - деятельность органов (должностных  лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции  и законов, а также соответствием  законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

за исполнением  законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием  законам издаваемых ими правовых актов;

соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и  некоммерческих организаций;

исполнением законов  администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначаемую судом меру принудительного  характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных  под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

протест прокурора;

представление прокурора;

постановление прокурора;

предостережение о недопустимости нарушения закона. 
 

Прокурор или  его заместитель приносит протест  на противоречащий закону правовой акт  в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента  поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным  лицом, выносит мотивированное постановление  о возбуждении уголовного дела или  производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии  сведений о готовящихся деяниях  прокурор или его заместитель  объявляет в письменной форме  должностным лицам предостережение  о недопустимости нарушения закона.

4. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности. 

Субъектами судебного  контроля являются федеральные суды, (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ и суды субъектов РФ) (конституционные (уставные) суды, мировые судьи). 

Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется:

- при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

- рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);

- рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

- проверке законности нормативных правовых актов;

- рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;

- рассмотрении уголовных дел;

- рассмотрении жалоб юридических лиц.

5. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления.

Общественный  контроль за законностью в сфере  государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан  и общественных объединений участвовать  в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Информация о работе Надзор как способ обеспечения законности