Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:36, реферат
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 1999 г. N 1024
О
КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в
ред. Постановления
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления
государственным имуществом и приватизации
в Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной
власти организовать работу по
реализации Концепции управления государственным
имуществом и приватизации в Российской
Федерации.
Председатель
Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 1999 г. N
1024
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
И ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Настоящая Концепция определяет основные
цели, задачи и принципы государственной
политики Российской Федерации в
сфере управления государственным
сектором экономики, под которым понимается
совокупность экономических отношений,
связанных с использованием государственного
имущества, закрепленного за федеральными
государственными унитарными предприятиями,
основанными на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления
(далее именуются - унитарные предприятия),
государственными учреждениями (далее
именуются - учреждения), государственной
казны Российской Федерации, а также имущественных
прав Российской Федерации, вытекающих
из ее участия в коммерческих организациях
(за исключением государственного
имущества, вовлекаемого в соответствии
с законодательством Российской Федерации
в бюджетный процесс).
Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, недра, леса и
другие природные ресурсы, принадлежащие Российской Федерации, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
Концепция содержит два раздела.
В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом.
Во
втором разделе рассмотрены вопросы
осуществления государственной
политики в сфере приватизации государственного имущества,
включая систему взаимосвязанных целей,
задач, принципов и мер в области приватизации
государственного имущества, направленных
на создание благоприятной экономической
среды и повышение эффективности работы
отечественных производителей товаров и
услуг.
I.
Управление государственным
имуществом
1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
В сложившейся социально-
Усиление роли государства в регулировании
экономики не следует понимать
как политику наращивания массы объектов
государственной собственности в экономическом
пространстве страны. Сегодня как никогда
ощущается объективная потребность в
создании стройной, экономически
и логически выверенной системы критериев,
в соответствии с которыми те или иные
объекты выбираются для осуществления
государственного управления на базе
жесткого, детально регламентированного
механизма управления и контроля за государственной
собственностью.
Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
увеличение
доходов федерального бюджета на
основе эффективного управления
государственной собственностью;
оптимизация структуры собственности
(с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне)
в интересах обеспечения устойчивых предпосылок
для экономического роста;
вовлечение максимального количества
объектов государственной собственности
в процесс совершенствования управления;
использование
государственных активов в
повышение
конкурентоспособности
Для реализации указанных целей федеральным
органам исполнительной власти необходимо
решить следующие задачи:
полная
инвентаризация объектов государственной
собственности, разработка и реализация
системы учета этих объектов и оформление прав
на них;
повышение эффективности управления государственным
имуществом с использованием всех современных
методов и финансовых инструментов, детальная
правовая регламентация процессов управления;
классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
оптимизация
количества объектов управления и переход
к пообъектному управлению;
определение цели государственного управления
по каждому объекту управления
(группе объектов);
обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
обеспечение
контроля за использованием и сохранностью государственног
* В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.
обеспечение поступления дополнительных
доходов в федеральный бюджет путем создания
новых возобновляемых источников платежей
и более эффективного использования имеющегося
имущества.
Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех федеральных органов исполнительной власти.
В рамках настоящей Концепции Правительством Российской Федерации будут установлены меры ответственности федеральных органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.
В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:
Определение цели управления.
Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.
Перечень
целей государства применительно к управлению
различными видами объектов управления
должен определяться соответствующими
правовыми актами.
Выбор способа достижения цели.
Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.
Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.
Ответственность
за осуществление утвержденного способа достижения
цели государства возлагается на управляющего
и должна не только стимулировать его
надлежащую деятельность, но и сводить
к минимуму риски государства при недостижении
запланированного качественного результата
управления.
Построение системы управления.
Важнейшим
принципом является использование системы
управления как неразрывного единства
следующих элементов: обеспечение обязательного
порядка определения способа достижения
цели, регламентация порядка принятия
управленческих решений государственными
органами, порядка выбора управляющих,
мотивации управляющих, контроль за объектами
управления и деятельностью управляющих,
предоставление отчетности государственными
органами иуправляющими, принятие
управленческих решений на основании
анализа результатов контроля и отчетности,
ответственность за результаты управления,
постоянное поступление, обработка и анализ
информации о работе управляющих и объектов
управления.
Функционирование системы управления
и порядок взаимодействия государственных
органов должны быть детально регламентированы
соответствующими правовыми актами.
Обеспечение эффективности управления.
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.
Обеспечение профессионализма управления.
Государство
крайне заинтересовано в профессиональном управлении
государственным имуществом, в связи с
чем необходимо создать систему подготовки
и аттестации управляющих.
Принципы управления, а также подходы
к их реализации конкретизируются в настоящей
Концепции применительно к таким объектам
управления, как унитарные предприятия
и учреждения, акции, находящиеся в федеральной
собственности, доли Российской Федерации
в уставных капиталах хозяйственных обществ
итовариществ, федеральная недвижимость,
в следующей логической последовательности:
а) оценка состояния (количественная характеристика,
классификация объектов, распределение
полномочий между государственными органами,
положение дел и основные выводы);
б) постановка целей и задач управления;
в) предлагаемый механизм управления (алгоритм
достижения целей и решения поставленных
задач, перечень правовых актов, которые
необходимо разработать или изменить
для обеспечения эффективной реализации
механизма управления);
г) контроль эффективности управления.
2.
Управление унитарными
*
Федеральными законами может быть установлен
иной механизм управления унитарными
предприятиями и учреждениями.
Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями
В настоящее время в Российской
Федерации насчитывается 13786 унитарных
предприятий и 23 099 учреждений.
Предприятия
Функции по управлению унитарными предприятиями
четко не разделены между федеральными
органами исполнительной власти.
Министерство государственного имущества
Российской Федерации наделяет унитарные
предприятия имуществом, относящимся
к федеральной собственности, согласовывает
вопросы распоряжения недвижимым
имуществом унитарных предприятий, ведет
их реестр, решает вопросы реорганизации
унитарных предприятий, осуществляет
контроль за эффективностью использования
имущества, закрепленного за унитарными
предприятиями.
Отраслевые федеральные органы исполнительной
власти утверждают уставы унитарных
предприятий, назначают на должность и
освобождают от должности их руководителей,
заключают, изменяют и расторгают контракты
с руководителями унитарных предприятий.
С большинством руководителей унитарных
предприятий контракты отраслевыми федеральными
органами исполнительной власти не заключены,
а имеющиеся не предусматривают ответственности
руководителей за результаты деятельности.
Количество унитарных предприятий весьма
значительно, основная их деятельность
не всегда отвечает интересам государства.
В число действующих унитарных предприятий
входят и предприятия, подлежащие приватизации,
но не приватизированные по ряду причин
(в основном в силу низкой ликвидности
имущества). Законодательство, ориентированное
на массовую приватизацию, не могло учитывать
экономические особенности ряда объектов
и, соответственно, предусматриват
Предусмотренные гражданским законодательством
организационно-правовая форма унитарного
предприятия и институт права хозяйственного
ведения имеют ряд отрицательных свойств.
Юридическая конструкция права хозяйственного
ведения предоставляет субъекту такого
права широкий круг полномочий по владению,
пользованию, распоряжению имуществом
собственника. Реально эти полномочия
осуществляются единолично руководителем унитарного
предприятия, взаимоотношения которого
с собственником регулируются законодательством
о труде. Напротив, круг полномочий собственника
в отношении имущества, находящегося в
хозяйственномведении, определен
исчерпывающим образом. Вмешательство
государственных органов в деятельность
унитарных предприятий (их руководителей)
вне установленного круга полномочий
является неправомерным.
В частности, руководители унитарных предприятий
бесконтрольно управляют финансовыми
потоками этих предприятий, в том числе
самостоятельно принимают решения о направлениях
использования прибыли. Они не связаны
необходимостью согласовывать свои решения с
собственником имущества (за исключением
вопросов распоряжения недвижимым имуществом).
Трудовое законодательство, эффективно
защищая права руководителей, создает
значительные трудности для применения
к ним мер ответственности за результаты
деятельности предприятия.
Полномочия собственника, предусмотренные
действующим законодательством, в ряде
случаев не дают ему возможности не только
требовать от руководителей унитарных
предприятий достижения определенных
качественных показателей в деятельности
предприятий, но даже и определять эти
показатели.
Порядок взаимодействия различных государственных
органов между собой при осуществлении
полномочий собственника в отношении имущества
унитарных предприятий должным образом
не регламентирован.
Для унитарных предприятий не предусмотрено
обязательное проведение периодических
аудиторских проверок. Без этого контроль за
их финансово-хозяйственной деятельностью
существенно затруднен.
Организационно-правовая форма ряда унитарных
предприятий, созданных до вступления
в силу Гражданского кодекса Российской
Федерации, не предусмотрена действующим
законодательством.
Нормативно-правовая база, определяющая
цели и задачи создания унитарных предприятий,
а также порядок их функционирования,
недостаточна. Отсутствует полный реестр
унитарных предприятий, содержащий
информацию об их активах и основных результатах
финансово-хозяйственной деятельности.
На практике широкие полномочия руководителей
унитарных предприятий в отсутствие действенных
инструментов и порядка управления,
контроля и мотивации руководителей приводят
к:
а) переводу части финансовых потоков
унитарных предприятий в фирмы-спутники,
создаваемые с целью изменения направления
финансовых потоков. В результате вся
прибыль, которую могли бы получить
унитарные предприятия, оседает именно
в этих фирмах;
б) заключению сделок, в которых заинтересовано
руководство унитарного предприятия,
что приводит к искусственному завышению
себестоимости продукции, а в ряде случаев
- к хищениям государственного
имущества;
в) отсутствию у государственных органов
актуальной информации о состоянии дел
в унитарных предприятиях;
г) невозможности предотвратить негативные
последствия неквалифицированно
Растет количество неплатежеспособных
унитарных предприятий, что во многом
спровоцировано отсутствием должного
управления и бесконтрольностью со стороны
государства.
Отсутствует практика получения собственником
части прибыли унитарного предприятия.
Основные выводы:
а) существующая система управления унитарными
предприятиями неэффективна и требует
кардинального реформирования;
б) деятельность унитарных предприятий,
как правило, неэффективна;
в) количество унитарных предприятий не
соответствует возможностям государства
по управлению ими и контролю за их деятельностью;
г) отсутствуют четкие критерии необходимости
создания и функционирования унитарных
предприятий;
д) низкая эффективность деятельности
унитарных предприятий приводит к недополучению
доходов в федеральный бюджет.
Информация о работе О концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ