Общие положения права интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:36, реферат

Описание

Категория интеллектуальной собственности в российском законодательстве, в международном праве и в законодательствах зарубежных государств. Понятие и признаки объекта интеллектуальной собственности. Классификация объектов интеллектуальной собственности. Объекты авторских прав. Объекты патентных прав. Средства индивидуализации как объекты интеллектуальной собственности.

Работа состоит из  1 файл

право интеллектуальной собственности.docx

— 102.12 Кб (Скачать документ)

Основания для отказа в регистрации  товарных знаков

Абсолютные основания

I. Отсутствие различительной  способности обозначений, или  когда обозначение, состоит только  из элементов:

1) вошедших во  всеобщее употребление для обозначения  товаров определенного вида. Приказ  Роспатента от 05.03.2003 N 32 под таким  обозначением понимает используемое  для определенного товара обозначение,  которое в результате его длительного  применения для одного и того  же товара или товара того  же вида различными производителями  стало указанием конкретного  вида товара (канонические примеры  - "Ксерокс", "Джип").

Арбитражная практика выработала критерии признания обозначения  вошедшим во всеобщее употребление:

- знак должен  потерять различительную способность  для потребителей товара, его  производителей или специалистов  в данной области (общеупотребимость  обозначения только в кругу  производителей или специалистов  является недостаточной).

- знак должен  стать видовым понятием товара, неотделимым от него;

- при этом не  имеет значение, действия самого  правообладателя или третьих  лиц привели к превращению  знака в вошедший во всеобщее употребление.

(см., напр.: Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.04 № 11580/04).

2) являющихся общепринятыми символами и терминами. Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 к общепринятым символам относит обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники;

3) характеризующих  товары, в том числе указывающих  на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также  на время, место и способ  их производства или сбыта.  Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 к таким обозначениям относит простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указания свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара;

4) представляющих  собой форму товаров, которая  определяется исключительно или  главным образом свойством либо  назначением товаров.

II. Обозначения, состоящие  только из элементов, представляющих  собой:

1) государственные  гербы, флаги и другие государственные  символы и знаки;

2) сокращенные или  полные наименования международных  и межправительственных организаций,  их гербы, флаги, другие символы  и знаки;

3) официальные контрольные,  гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки  отличия;

4) обозначения,  сходные до степени смешения  с элементами, указанными выше.

Такие элементы могут  быть включены в товарный знак как  неохраняемые элементы, если на это  имеется согласие соответствующего компетентного органа.

III. Обозначения, представляющие  собой или содержащие элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя. Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 к таким обозначениям относит обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Так, Палата по патентным спорам признала регистрацию знака недействительной на том основании, что использование в знаке наименования одного из видов боевого искусства для индивидуализации товаров и услуг не будет связано непосредственно с видом боевых искусств и поэтому является ложным;

2) противоречащие  общественным интересам, принципам  гуманности и морали. Приказ Роспатента  от 05.03.2003 N 32 к таким обозначениям  относит слова и изображения  непристойного содержания, призывы  антигуманного характера, оскорбляющие  человеческое достоинство, религиозные  чувства, слова, написание которых  нарушает правила орфографии  русского языка, и т.п.

IV. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

V. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

Относительные основания

I. Тождество или сходство до степени смешения обозначения с:

1) товарными знаками  других лиц, заявленными на  регистрацию в отношении однородных  товаров и имеющими более ранний  приоритет, если заявка на государственную  регистрацию товарного знака  не отозвана или не признана  отозванной;

2) товарными знаками  других лиц, охраняемыми в Российской  Федерации, в том числе в  соответствии с международным  договором Российской Федерации,  в отношении однородных товаров  и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками  других лиц, признанными в установленном  порядке общеизвестными в Российской  Федерации товарными знаками,  в отношении однородных товаров.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении  однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.

Согласно Приказу  Роспатента от 05.03.2003 N 32 (п. 14.4.2.1) при  проверке «тождества» и «сходства  до степени смешения» проводится поиск тождественных и сходных  обозначений, определяется степень  сходства заявленного и выявленных при проведении поиска обозначений, однородность заявленных товаров товарам  выявленных знаков или обозначений. Обозначение считается тождественным  с другим обозначением, если оно  совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным  до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним  в целом, несмотря на их отдельные  отличия.

При установлении «однородности товаров» согласно Приказу  Роспатента от 05.03.2003 N 32 (п. 14.4.3) принимается  во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и определяется принципиальная возможность  возникновения у потребителя  представления о принадлежности этих товаров одному производителю.

II. Тождество или сходство до степени смешения с охраняемым наименованием места происхождения товаров (за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара).

III. Тождество или  сходство до степени смешения  с охраняемым фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

IV. Тождество обозначения: 

1) названию известного  в Российской Федерации на  дату подачи заявки на государственную  регистрацию товарного знака  произведения науки, литературы  или искусства, персонажу или  цитате из такого произведения, произведению искусства или его  фрагменту, без согласия правообладателя,  если права на соответствующее  произведение возникли ранее  даты приоритета регистрируемого  товарного знака;

2) имени, псевдониму  или производному от них обозначению,  портрету или факсимиле известного  в Российской Федерации на  дату подачи заявки лица, без  согласия этого лица или его  наследника;

3) промышленному  образцу, знаку соответствия, доменному  имени, права на которые возникли  ранее даты приоритета регистрируемого  товарного знака.

6. Наименования мест происхождения  товаров

Понятие наименования указаний и места происхождения  товара использует Парижская конвенция  по охране промышленной собственности 1883 г. и относит их к объектам промышленной собственности (ст. 1).

НМПТ - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1516 ГК РФ).

НМПТ охраняются в силу их государственной регистрации  или на основании международных  договоров. Особенность правого  режима НМПТ заключается в том, что  исключительное право на него может  устанавливаться за разными лицами, производящими аналогичный товар  с аналогичными свойствами.

Ю.Т. Гульбин выделяет следующие признаки НМПТ:

- НМПТ представляет  собой обозначение;

- посредством этого  обозначения НМПТ индивидуализирует  товар;

- НМПТ выражает  или обозначает только географический  объект;

- НМПТ олицетворяет  в товаре особые "природные  или людские факторы" географического  объекта производства. Такие факторы  могут выражаться в традиционном  трудолюбии населения места производства  товара, его климатическими условиями,  геофизической структурой и т.п.;

- в литературе  отмечается такая существенная  черта НМПТ, как стабильность  их природных и людских факторов.

В правовой литературе различают следующие виды НМПТ.

В зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для специфических свойств товара:

- сложившиеся под воздействием природных условий;

- сложившиеся под воздействием людских факторов;

- комбинированный  вид: сложившиеся под воздействием природных и людских факторов.

В зависимости от территории распространения:

- национальные;

- международные.

В зависимости от степени контроля:

- обыкновенные;

- регламентированные;

- контролируемые (гарантированные).

Коммерческие обозначения

Коммерческое обозначение - обозначение, индивидуализирующее торговое, промышленное или иное предприятие, не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).

Коммерческое обозначение  может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или  нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

6. Нетрадиционные объекты интеллектуальной  собственности

Топологии интегральных микросхем

Топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие (п.1 ст. 1448 ГК РФ).

ТИМС подлежит правовой охране с момента ее первого использования  или государственной регистрации (которая не носит обязательного  характера).

Условия охраноспособности ТИМС:

1) Творческий характер (оригинальность), т.е. самостоятельная деятельность по созданию нового результата.

2) Новизна (как объективная, так и субъективная). Поскольку ТИМС может быть создана независимо разными лицами, а обязательной государственной и системы приоритетов в институте правовой охраны ТИМС не существует, для возникновения исключительного права на ТИМС достаточно критерия субъективной новизны. Поэтому любые лица, независимым творческим трудом создавшие ТИМС, приобретают на нее исключительное право.

Законодатель оперирует  критерием оригинальности ТИМС (п. 2 ст. 1448 ГК РФ): правовая охрана, предоставляемая  настоящим Кодексом, распространяется только на оригинальную топологию интегральной микросхемы, созданную в результате творческой деятельности автора и неизвестную  автору и (или) специалистам в области  разработки топологий интегральных микросхем на дату ее создания. Топология  интегральной микросхемы признается оригинальной, пока не доказано обратное.

Информация о работе Общие положения права интеллектуальной собственности