Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:36, реферат
Категория интеллектуальной собственности в российском законодательстве, в международном праве и в законодательствах зарубежных государств. Понятие и признаки объекта интеллектуальной собственности. Классификация объектов интеллектуальной собственности. Объекты авторских прав. Объекты патентных прав. Средства индивидуализации как объекты интеллектуальной собственности.
Основания для отказа в регистрации товарных знаков
Абсолютные основания
I. Отсутствие различительной
способности обозначений, или
когда обозначение, состоит
1) вошедших во
всеобщее употребление для
Арбитражная практика выработала критерии признания обозначения вошедшим во всеобщее употребление:
- знак должен
потерять различительную
- знак должен стать видовым понятием товара, неотделимым от него;
- при этом не имеет значение, действия самого правообладателя или третьих лиц привели к превращению знака в вошедший во всеобщее употребление.
(см., напр.: Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.04 № 11580/04).
2) являющихся общепринятыми символами и терминами. Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 к общепринятым символам относит обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта. Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 к таким обозначениям относит простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указания свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара;
4) представляющих
собой форму товаров, которая
определяется исключительно
II. Обозначения, состоящие
только из элементов,
1) государственные
гербы, флаги и другие
2) сокращенные или
полные наименования
3) официальные контрольные,
гарантийные или пробирные
4) обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными выше.
Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.
III. Обозначения, представляющие собой или содержащие элементы:
1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя. Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 к таким обозначениям относит обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Так, Палата по патентным спорам признала регистрацию знака недействительной на том основании, что использование в знаке наименования одного из видов боевого искусства для индивидуализации товаров и услуг не будет связано непосредственно с видом боевых искусств и поэтому является ложным;
2) противоречащие
общественным интересам,
IV. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
V. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.
Относительные основания
I. Тождество или сходство до степени смешения обозначения с:
1) товарными знаками
других лиц, заявленными на
регистрацию в отношении
2) товарными знаками
других лиц, охраняемыми в
3) товарными знаками
других лиц, признанными в
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.
Согласно Приказу
Роспатента от 05.03.2003 N 32 (п. 14.4.2.1) при
проверке «тождества» и «сходства
до степени смешения» проводится
поиск тождественных и сходных
обозначений, определяется степень
сходства заявленного и выявленных
при проведении поиска обозначений,
однородность заявленных товаров товарам
выявленных знаков или обозначений.
Обозначение считается
При установлении «однородности товаров» согласно Приказу Роспатента от 05.03.2003 N 32 (п. 14.4.3) принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
II. Тождество или сходство до степени смешения с охраняемым наименованием места происхождения товаров (за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара).
III. Тождество или сходство до степени смешения с охраняемым фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
IV. Тождество обозначения:
1) названию известного
в Российской Федерации на
дату подачи заявки на
2) имени, псевдониму
или производному от них
3) промышленному
образцу, знаку соответствия, доменному
имени, права на которые
6. Наименования мест
Понятие наименования указаний и места происхождения товара использует Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и относит их к объектам промышленной собственности (ст. 1).
НМПТ - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1516 ГК РФ).
НМПТ охраняются
в силу их государственной регистрации
или на основании международных
договоров. Особенность правого
режима НМПТ заключается в том, что
исключительное право на него может
устанавливаться за разными лицами,
производящими аналогичный
Ю.Т. Гульбин выделяет следующие признаки НМПТ:
- НМПТ представляет собой обозначение;
- посредством этого
обозначения НМПТ
- НМПТ выражает
или обозначает только
- НМПТ олицетворяет
в товаре особые "природные
или людские факторы"
- в литературе
отмечается такая существенная
черта НМПТ, как стабильность
их природных и людских
В правовой литературе различают следующие виды НМПТ.
В зависимости от
обстоятельств, послуживших основанием
для специфических свойств
- сложившиеся под воздействием природных условий;
- сложившиеся под воздействием людских факторов;
- комбинированный вид: сложившиеся под воздействием природных и людских факторов.
В зависимости от территории распространения:
- национальные;
- международные.
В зависимости от степени контроля:
- обыкновенные;
- регламентированные;
- контролируемые (гарантированные).
Коммерческие обозначения
Коммерческое обозначение - обозначение, индивидуализирующее торговое, промышленное или иное предприятие, не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
6. Нетрадиционные объекты
Топологии интегральных микросхем
Топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие (п.1 ст. 1448 ГК РФ).
ТИМС подлежит правовой
охране с момента ее первого использования
или государственной
Условия охраноспособности ТИМС:
1) Творческий характер (оригинальность), т.е. самостоятельная деятельность по созданию нового результата.
2) Новизна (как объективная, так и субъективная). Поскольку ТИМС может быть создана независимо разными лицами, а обязательной государственной и системы приоритетов в институте правовой охраны ТИМС не существует, для возникновения исключительного права на ТИМС достаточно критерия субъективной новизны. Поэтому любые лица, независимым творческим трудом создавшие ТИМС, приобретают на нее исключительное право.
Законодатель оперирует критерием оригинальности ТИМС (п. 2 ст. 1448 ГК РФ): правовая охрана, предоставляемая настоящим Кодексом, распространяется только на оригинальную топологию интегральной микросхемы, созданную в результате творческой деятельности автора и неизвестную автору и (или) специалистам в области разработки топологий интегральных микросхем на дату ее создания. Топология интегральной микросхемы признается оригинальной, пока не доказано обратное.
Информация о работе Общие положения права интеллектуальной собственности