Органы исполнительной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:45, курсовая работа

Описание

Объектом моего исследования являются органы исполнительной власти Российской Федерации на современном этапе.

Предметом исследования в курсовой работе являются нормативно-правовые акты регулирующие отношения в сфере исполнительной власти.

Цель курсовой работы - комплексное, всестороннее структурно- логическое исследование основных видов органов исполнительной власти Российской Федерации

Работа состоит из  1 файл

курсовик!!!!.docx

— 52.05 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

         Наиболее целесообразным, на наш взгляд,  представляется подход к проблеме исполнительной власти с позиции теории разделения властей, которую можно понимать следующим образом. Источником суверенитета является народ, ему принадлежит (должна принадлежать) вся полнота власти. Народовластие лишь в небольшом объеме осуществляется непосредственно с помощью институтов прямой демократии. В основном общие дела решает государство, которое народ создает, оплачивает и которому народ делегирует свою власть. Оно становится самой могущественной социальной организацией, распоряжающейся огромными ресурсами, опирающийся на мощный аппарат принуждения.

    Исторический  опыт учит, что сосредоточение государственной  власти в одних руках ведет  к деспотизму, диктатуре, тоталитаризму, поэтому ее следует поделить. Такое  разделение необходимо, чтобы недостатки высших руководителей не стали пороками всего государства, всей страны. Должны быть созданы достаточно самостоятельные  и сильные подсистемы государственного аппарата: законодательная, исполнительная и судебная. Необходимо, чтобы эти власти сотрудничали, дополняли друг друга, но при этом в определенной степени были независимы, имели возможность контролировать, влиять одна на другую. Система сдержек и противовесов препятствует излишней концентрации власти, неправильному ее использованию, способствует установлению основанных на законе отношений государства с гражданским обществом, с каждым человеком. В результате создаются условия для обеспечения прав и законных интересов граждан, развития гражданского общества, становления правового государства.

    В России принцип разделения властей  впервые закреплен Конституцией Российской Федерации 1993 г., в ст. 10 которой  сказано: «Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны». (1)

    Поскольку исполнительная власть — одна из властей, то при ее характеристике целесообразно  выяснить сначала место исполнительной власти в системе властей, т.е. определить взаимоотношение с другими властями. Затем надлежит обратиться к определению признаков, содержания и принципов деятельности исполнительной власти.

     Данная работа описывает структуру исполнительной власти в Российской Федерации, дает определения органов исполнительной власти на различных уровнях, раскрывает их полномочия.

     Объектом моего исследования являются органы исполнительной власти Российской Федерации на современном этапе.

     Предметом исследования в курсовой работе являются нормативно-правовые акты регулирующие отношения в сфере исполнительной власти.

    Цель курсовой работы - комплексное, всестороннее структурно- логическое исследование основных видов органов исполнительной власти Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ  ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    1. ОРГАНЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
 

     Орган исполнительной власти - это  самостоятельная структурная единица  в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного  управления в рамках предоставленных  полномочий в определенной сфере  государственного ведения. Являясь  частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный  масштаб деятельности, образуется  в установленном законом или  иными нормативными правовыми  актами порядке. Орган исполнительной  власти наделен правом выступать  по поручению государства, и  призван осуществлять в порядки  исполнительной и распорядительной  деятельности повседневное руководство  хозяйственным, социально-культурным  и административно-политическим  строительством.

     Органы исполнительной власти  обладают административной правоспособностью  и дееспособностью, которая возникает  одновременно с их образованием  и определением компетенции, а  прекращается в связи с их  упразднением. Компетенция органов  исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности,  формы и методы деятельности  находят свое выражение и закрепление  в соответствующих законах, положениях  и других нормативных актах.

     Органы исполнительной власти  являются частью государственного  аппарата и выполняют значительный  объем функций государства. Их  главное отличие от законодательных  и судебных органов заключается  в назначении, содержании деятельности  и методах работы. Органы исполнительной  власти призваны осуществлять  подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительный характер состоит  в практической организации выполнения  законов, иных нормативных актов  и правовых предписаний. Распорядительный  характер проявляется в том,  что по вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению всеми органами, организациями и населением на соответствующей территории

     Объектом управления органов  исполнительной власти являются  такие сферы жизни общества  как хозяйственная, социально-культурная  и административно-политическая. В  процессе выполнение своих задач  и осуществления функций органы  исполнительной власти выступают  от имени государства, для чего  наделены государственно-властными  полномочиями. Они не только проводят  в жизнь требования законов,  актов Президента и других  нормативных актов, но и вправе  сами издавать в пределах своей  компетенции акты управления, обязательные  для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие  реализацию требований актов.(5)

    Существует  различные основания для классификации  органов исполнительной власти. С учетом территориального масштаба  деятельности органы исполнительной  власти подразделяются на два  уровня: федеральный и субъектов  федерации. Этот признак обусловлен  федеральным устройством и административно-территориальным  делением Российской Федерации.  К федеральным относятся: Правительство  РФ, федеральные министерства и  иные федеральные органы исполнительной  власти. Органы исполнительной власти  субъектов Федерации осуществляют  свою деятельность в пределах  своей территории, т.е. части территории  Российской Федерации.

    Существуют  также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать  несколько субъектов (например, военные  округа, пограничные округа и  т.п.).

   По  организационно-правовому статусу  различают:

    Министерство  Российской Федерации-оно является  центральным органом федеральной  исполнительной власти, осуществляющим  руководство порученной ему отраслью  управления или сферой деятельности. Министр по должности входит  в состав Правительства РФ  и осуществляет руководство порученной  ему сферой деятельности на  основе единоначалия и несет  персональную ответственность за  выполнение возложенных на министерство  функций.

    Федеральная  служба, российское агентство являются  центральными органами федеральной  исполнительной власти, осуществляющими  специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Руководители этих органов не входят по должности в состав Правительства РФ.

     Федеральная служба по надзору  России осуществляет государственное  нормативное регулирование вопросов  обеспечения безопасности, входящих  в его компетенцию, а также  специальные разрешительные, надзорные  и контрольные функции. Руководство  надзором России осуществляется  на основе единоначалия его  председателем, который по должности  также не входит в состав  Правительства РФ. В то же время  в целях повышения правового  статуса органов государственного  надзора, усиление роли и повышения  эффективности его надведомственной  надзорной деятельности в условиях  экономической реформы установлено,  что председатель федеральной  службы по надзору назначаются  и освобождаются от должности  Президентом РФ. Положения о федеральной  службе по надзору утверждаются  также Президентом РФ.

    Следующим  основанием для классификации  органов исполнительной власти  является порядок разрешения  подведомственных вопросов. По этому  признаку выделяют:

а) коллегиальные  органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, федеральная  комиссия);

б) единоначальные органы, в которых основные вопросы  решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации).

     Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

    Органы  исполнительной власти образуют  систему, под которой понимается  вертикальная связь между соподчиненными  органами на основе разделения  компетенции между ними. Структура  этой системы обусловлена федеративным  устройством государства. Она  включает в себя Президента, Правительство,  федеральные министерства и иные  федеральные органы исполнительной  власти, органы исполнительной власти  субъектов федерации.

    Соответствующие  нормативные акты определяют  правовое положение органов исполнительной  власти как субъектов административных  правоотношений.

    Таким  образом, орган исполнительной  власти является самостоятельной  структурной единицей в системе  государственной власти. Он наделен  гоударственно-властными полномочиями, которые необходимы для реализации  функций определенной ветви государственной  власти. Данные органы обладают  административной правоспособностью  и дееспособностью, которая возникает  одновременно с их образованием  и определением компетенции, а  прекращается в связи с их  упразднением. Компетенция органов  исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности,  формы и методы деятельности  находят свое выражение и закрепление  в соответствующих законах, положениях  и других нормативных актах.(9)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
 

Понятие и  состав Правительства РФ. Правительство - это коллегиальный орган общей  компетенции, издающий от своего имени  административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным  законом "О Правительстве Российской Федерации". Правительство РФ представляет собой орган государственной  власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным  органом, возглавляющим единую систему  исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит  деятельностью всех федеральных  органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Руководство  Правительства распространяется на федеральные органы, действующие  в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие  главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство.(2)

   Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и согласования с Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства связано с более сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма серьезными последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения кандидатур на этот пост. Дело в том, что из содержания этой статьи не следует, что Президент в обязательном порядке представляет вновь избранной Государственной Думе кандидатуру главы Правительства, и полномочия Правительства автоматически прекращаются в связи с избранием нового состава парламента. В то же время обязательность досрочного роспуска Государственной Думы в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства ставит депутатский корпус перед весьма ответственным выбором.

    Председатель  Правительства Российской Федерации  назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства  иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации  на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Информация о работе Органы исполнительной власти РФ