Органы исполнительной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:45, курсовая работа

Описание

Объектом моего исследования являются органы исполнительной власти Российской Федерации на современном этапе.

Предметом исследования в курсовой работе являются нормативно-правовые акты регулирующие отношения в сфере исполнительной власти.

Цель курсовой работы - комплексное, всестороннее структурно- логическое исследование основных видов органов исполнительной власти Российской Федерации

Работа состоит из  1 файл

курсовик!!!!.docx

— 52.05 Кб (Скачать документ)

    Особенности деятельности Правительства Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения  определяются федеральными конституционными законами.

    Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Министерства  РФ
 

       Рассматривая вопрос о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не уделить внимание вопросу о месте и роли федеральных министерств и иных органов исполнительной власти.

             Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

      В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, федеральные службы России, Российские агентства.

        Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные органы исполнительной власти - это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

        Министерство Российской Федерации - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.» Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера.(6)

      Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.

      В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; российское агентство - генеральный директор; федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.

     Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.

    Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы

исполнительной  власти, осуществляющие на коллегиальной  основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации.

Федеральные комиссии – это коллегиальные  органы, учреждаемые Президентом  РФ.

     Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три

комиссии: Федеральная  энергетическая комиссия РФ; по рынку  ценных бумаг; по

недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

     В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства.  Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

    К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы. Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти.(3)

    Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется. Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций  основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции.

     Существуют и комиссии Правительства РФ наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что происходит девальвация полномочий министерств и государственных комитетов. По сути, образование комиссии говорит об изъятии функций от ведомства и переложении их на временно действующий орган. Кроме того, сколь бы представительной ни была комиссия, ее решения не могут быть приравнены к акту органа исполнительной власти Российской Федерации, хотя есть случаи, когда комиссия квалифицируется именно как «орган правительства».

      Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что  для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

      Подводя итог, можно сказать, что Правительство РФ - это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Систему федеральных органов исполнительной власти составляют кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен. За прошедший год их структура значительно изменилась. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, федеральные службы России, Российские агентства. 
 
 
 

    1.4 Президент Российской Федерации 

     Вопрос о том, входит ли Президент РФ в систему органов исполнительной власти в научной и учебной литературе является дискуссионным. Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст.ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точке зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения, законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - Правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.

     Действительно, Президент РФ обладает  весьма обширными полномочиями, и конституционная модель этого  института соответствует модели  сильного Президента, принятой во  многих странах мира. Однако обе  точки зрения, ставящие Президента  вне обозначенных в Конституции  РФ властей, противоречит закрепленному  принципу разделения властей.  Более корректной представляется  третья точка зрения, согласно  которой Президент РФ, формально  являясь главой государства, входит  в то же время в систему  исполнительной власти и его  можно рассматривать как главу  исполнительной власти. В соответствии  с этой точкой зрения, Конституция  определяет статус федерального  Президента как "фактического  главы исполнительной власти" .

     Президент РФ осуществляет руководство  государственной администрацией  как через правительство, так  и непосредственно. В области  исполнительной власти он наделен  широкими полномочиями, которые  распространяются на всю сферу  государственного управления. В  соответствии с Конституцией  и федеральными законами он  определяет внутреннюю и внешнюю  политику страны, создает органы  исполнительной власти, определяет  содержание и важнейшие направления  деятельности ее системы. Президент  назначает  и смещает Председателя  Правительства, единолично назначает  и смещает всех членов Правительства.  Он может председательствовать  на заседаниях Правительства,  которое только ему подотчетно и подконтрольно. Президент вправе отменять акты Правительства РФ. Председатель Правительства обязан систематически информировать Президента о работе Правительства. Президент напрямую руководит целым рядом ведомств государственной администрации: более чем 1/4 часть федеральных органов исполнительной власти находится в непосредственном подчинении Президенту РФ 3.(8)

     Таким образом, даже этот не  полный перечень полномочий Президента  в сфере исполнительной власти  дает основания считать главой  исполнительной власти РФ именно  Президента РФ, а не Председателя  Правительства или Правительство  РФ в целом. Указания Президента  по всем вопросам государственного  управления обязательны для Правительства.  Самостоятельность и независимость  Правительства РФ в руководстве  государственной администрацией  допустима лишь в тех пределах  и до тех пор, пока его  курс отвечает программным установкам  Президента и определяемым им  направлениям внутренней и внешней  политики.

    Президент Российской Федерации:

    а) назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

    б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

    в) принимает решение об отставке Правительства  Российской Федерации;

    г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность  Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной  Думой вопрос об освобождении от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации;

    д) по предложению Председателя Правительства  Российской Федерации назначает  на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

    е) представляет Совету Федерации кандидатуры  для назначения на должности судей  Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру  Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации  предложение об освобождении от должности  Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

    ж) формирует и возглавляет Совет  Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным  законом;

    з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

    и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

    к) назначает и освобождает полномочных  представителей Президента Российской Федерации;

    л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

    м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или  комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

    Президент Российской Федерации:

    а) назначает выборы Государственной  Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным  законом;

    б) распускает Государственную Думу в  случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации;

Информация о работе Органы исполнительной власти РФ