Органы исполнительной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:45, курсовая работа

Описание

Объектом моего исследования являются органы исполнительной власти Российской Федерации на современном этапе.

Предметом исследования в курсовой работе являются нормативно-правовые акты регулирующие отношения в сфере исполнительной власти.

Цель курсовой работы - комплексное, всестороннее структурно- логическое исследование основных видов органов исполнительной власти Российской Федерации

Работа состоит из  1 файл

курсовик!!!!.docx

— 52.05 Кб (Скачать документ)

    в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным  законом;

    г) вносит законопроекты в Государственную  Думу;

    д) подписывает и обнародует федеральные  законы;

    е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

    Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может  передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

           Президент Российской Федерации  вправе приостанавливать действие  актов органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

    Президент Российской Федерации:

    а) осуществляет руководство внешней  политикой Российской Федерации;

    б) ведет переговоры и подписывает  международные договоры Российской Федерации;

    в) подписывает ратификационные грамоты;

    г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем  дипломатических представителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

       В единую систему исполнительной власти РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В этих пределах органы исполнительной власти субъектов РФ образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти РФ. Принцип единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Это означает, что их отношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти включают элементы организационной подчиненности. Они подчиняются Президенту и федеральному Правительству по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов.

    Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу превосходит законодательную власть.

    В соответствии с Законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации". Президент РФ вправе отрешать от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации вправе контролировать осуществление полномочий в сфере исключительного ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов, равно как и полномочий, делегированных субъектам РФ федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов координирует деятельность глав исполнительной власти, правительств республик и администраций иных субъектов Федерации.(4)

 Цель этой  координационной деятельности - обеспечение  единой государственной политики  в тех отраслях и сферах, где  это предусмотрено Конституцией  РФ. В то же время главы исполнительной  власти субъектов РФ действуют  самостоятельно в пределах компетенции  и федеральные органы не вправе  вмешиваться в их оперативную  деятельность, осуществляемую в  пределах полномочий. Главы исполнительной  власти субъектов РФ осуществляют  руководство органами отраслевой  и межотраслевой компетенции,  создаваемыми на уровне субъектов  Федерации (министерства, государственные  комитеты, комитеты, управления, департаменты  и т.д.). Главы этих ведомств  и другие должностные лица  назначаются и освобождаются  от должности главой исполнительной  власти субъектов Федерации. Исключение  составляют органы, ведающие вопросами  совместной компетенции РФ и  ее субъектов. Их руководители  назначаются соответствующим федеральным  министром по согласованию с  главой исполнительной власти  субъекта РФ. Эти "совместные" ведомства имеют двойное подчинение: по вертикали (функциональное  подчинение) - центральному органу  федеральной исполнительной власти, который осуществляет общее методическое  руководство, а по горизонтали  (линейное подчинение) - главе исполнительной  власти субъекта РФ. По предметам  исключительного ведения субъекта  Федерации ими создаются органы  исполнительной власти специальной  компетенции, которые подчиняются  исключительно главе исполнительной  власти субъекта Федерации и  не входят в систему исполнительной  власти Российской Федерации.

     Таким образом, в субъектах  РФ система органов исполнительной  власти как бы раздваивается.  Часть из них относится к  общероссийской вертикали и к  системе органов субъектов Федерации,  другая часть органов исполнительной  власти субъектов РФ структурно  выводится за рамки единой  исполнительной власти России, реализуемой  коллегиальным органом - Правительством  Российской Федерации. 
 

Заключение. 

    Изложенные  в курсовой работе положения и  исследования дают возможность в  заключении сделать следующие краткие  выводы:

    Исполнительная  власть - вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный предметный и организующий характер, на которую возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата.

      Поставленные перед курсовой работой цели считаю достигнутыми. Мною было проведено полное комплексное структурно-логическое исследование системы федеральных органов исполнительной власти.

    Целями  исполнительной власти являются:

1) обеспечение  безопасности граждан, общества, государства 

2) создание  условий, способствующих благополучию  граждан, общества, государства,  развитию экономики страны;

3) создание  условий для реализации гражданами  и организациями их прав и  свобод, для свободной политической, экономической, социальной, духовной  жизни людей. 

    Признаки  исполнительной власти как самостоятельной  ветви власти:

  • вторичность, зависимость от высшей власти;
  • организующий характер деятельности;
  • систематически, постоянно осуществляемая организация;
  • универсальная организационная деятельность;
  • предметный, непосредственный характер организационной деятельности;
  • исполнительно-распорядительный характер деятельности;
  • принудительность;
  • ее субъектом является единая многоуровневая, иерархическая государственная администрация;
  • это власть, которую осуществляет большое число служащих, власть администраторов,

чиновников;

  • это власть подзаконная;
  • это власть подконтрольная.

      Содержание деятельности исполнительной  власти проявляется в выполняемых  ею функциях:

  1. функции ориентирования административной деятельности;
  2. функции обеспечения административной деятельности;
  3. функции оперативного управления административной деятельностью.

    Основные  принципы организации деятельности исполнительной власти:

    1)принцип  народовластия

    2)принцип  верховенства закона

  3)принцип  разделения и взаимосдерживания  властей

  4)принцип  разграничения полномочий федеральных  и региональных органов

  5)принцип  приоритета и гарантированности  прав личности

  6)принцип  федеративного устройства государства

  7)принцип  гласности

  8)принцип  законности

  9)принцип  разграничения полномочий федеральных  и региональных органов

  10)принцип  сочетания  централизации и  децентрализации

  11)принцип  плановости

    По  своему содержанию деятельность исполнительной власти за последние годы в значительной степени изменилась и будет изменяться по мере возникновения новых задач  в ходе проводимых экономических  и политических преобразований. Поэтому  на наш взгляд на сегодняшний день назрела необходимость реформирования исполнительной власти. При этом основными  направлениями должны быть следующие:

  • радикальное усиление регулирующей и контрольной функций органов исполнительной власти вместо директивного управления;
  • повышение роли перспективного и текущего прогнозирования для принятия стратегических решений и упреждающих мер. Это позволит предотвратить негативные явления и процессы либо смягчить их последствия;
  • выработка оптимальной структуры органов исполнительной власти, основанной на реальных потребностях общества;
  • строгое разделение функций и полномочий этих органов как «по горизонтали», так и «по вертикали»;
  • определение форм и методов эффективного взаимодействия исполнительной власти с иными ветвями государственной власти;

установление  эффективной обратной связи с  институтами гражданского общества, создание благоприятных условий  для контроля общества за деятельностью  государственного аппарата

     В России решены далеко не все проблемы, связанные с созданием эффективного и действенного механизма государственной власти, отвечающего требованиям успешного развития страны. Хотя надо отметить, что по мере реформирования государственных институтов шаг за шагом создается законодательная база, укрепляется федеративная система власти - от центральных исполнительных органов до региональных и муниципальных образований.

     В процессе написания курсовой работы были решены задачи: показано понятие органа исполнительной власти, исследованы виды органов исполнительной власти в Российской Федерации, показан правовой статус органов исполнительной власти.

     В целом можно сказать, что деятельность системы управления всех уровней формируется и организуется эмпирически, методом проб и многочисленных ошибок.

    Деятельность органов исполнительной власти характеризовалась слабой исполнительской дисциплиной при реализации уже принятых обязательств, законодательных актов и решений. Не было полной ясности и в том, кто за что и как несет ответственность в решении основных проблем социально - экономического развития. В результате реорганизации отдельные федеральные органы исполнительной власти исчезли, а часть из них была видоизменена. В частности исчезли комитеты, ведомства, а, например, федеральный надзор заменила федеральная служба по надзору. Таким образом, хочу отметить положительные тенденции в развитии законодательной базы, регулирующей отношения в сфере организационно - управленческой и исполнительно - распорядительной деятельности.

    Конституционный статус является базовым, изначальным для возникновения, становления и развития административно - правового статуса этого ведущего органа исполнительной власти, играющего громадную роль в руководстве и управлении всеми важнейшими сферами и отраслями (областями) общественной жизни России. Правовое положение Правительства Российской Федерации определено федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года. Данный закон и определяет правовой статус Правительства Российской Федерации. Он определяет перечень полномочий, но изначально полномочия закреплены в Конституции Российской Федерации в главе 6.

      По третьему положения я считаю, что в современных условиях становления правового государства, определение структуры и организации управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является одним из главных направлений деятельности законодательных органов в России.

Информация о работе Органы исполнительной власти РФ