Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:17, курсовая работа
В настоящее время Россия стремится как никогда к формированию правового государства, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти……. 5
1.1 Понятие органов исполнительной власти………………………...5
1.2 Классификация органов исполнительной власти………………..11
Глава 2. Правительство РФ в системе органов исполнительной
власти………………………………………………………………….18
Глава 3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти……………………………………………..23
Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов РФ………28
Заключение…………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………..34
По организационно-правовым формам. В указе Президента РФ №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004г содержится новая классификация разновидностей федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время к ним относятся:
федеральные министерства – осуществляют функции по выработке государственной политике и нормативно-правового регулирования в установленной законодательно сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр;
федеральные службы - осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности и других. Федеральную службу возглавляет директор (руководитель). Она может быть подведомственна Президенту РФ или находится в ведении Правительства РФ;
федеральные агентства – имеют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, и правоприменительные функции.
Существующий
порядок взаимоотношений
Организационно-правовая
форма исполнительной власти субъектов
РФ устанавливается в соответствии
с законодательством каждого субъекта,
в котором отражена специфика конкретного
региона, особенности построения и компетенции
исполнительных органов. Так, на основании
законодательства Амурской области организационно-правовая
форма исполнительной власти состоит
из министерств, управлений и инспекций.
При этом, управления и инспекции имеют
соподчинения с федеральными органами
исполнительной власти, основываются
с своей работе на нормативно-правовых
актах федеральных и местных органов исполнительной
власти.
2.ПРАВИТЕЛЬСТВО
РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ
Правительство Российской Федерации важнейший орган исполнительной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Так, согласно п.1 статьи 110 Конституции РФ «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Если вернуться к классификации органов исполнительной власти организационно-правовым формам, то ясно видно, что в структуре федеральных органов исполнительной власти Правительству РФ подчиняются остальные структурные элементы данной классификации.
Из содержания этих положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к федеральным органам в Конституции не употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин "федеральные органы исполнительной власти", без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются. Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.
Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ. Основным законом, регламентирующий работу Правительства, помимо Конституции РФ, является Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» ФКЗ №2 от 17.12.1997 г.
В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально-экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав (ст. 72 Конституции РФ).
По вопросам формирования Конституция обеспечивает Правительству Российской Федерации большую самостоятельность в осуществлении своих полномочий при формировании системы центральных органов федеральной исполнительной власти и состава Правительства Российской Федерации. Инициатива при решении этого вопроса должна исходить от главы Правительства.
Председатель
Правительства не позднее недельного
срока после его назначения представляет
Президенту предложения о структуре
федеральных органов
В ч. 2 ст. 112 Конституции РФ
При обсуждении кандидатур
Состав Правительства РФ четко прописан в статье № 6 глава 2 Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации» - Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Необходимо отметить, что федеральные министры имеют равный правовой статус как члены правительства.
Правительство
в любом государстве
Компетенция Правительства РФ, установленная
в ст. 114 Конституции РФ и
1. Бюджет и финансы.
2. Правительство РФ обеспечивает
проведение в Российской
3.
Управление федеральной
4. Оборона, безопасность, внешняя политика. Руководители ведущих министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но в то же время значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ.
5.
В сферу полномочий
Необходимо еще раз
Ряд полномочий Правительства
сформулирован в Федеральном
Конституционном законе "О Правительстве
Российской Федерации". Полномочия
Правительства РФ тесно
Кроме того, следует принимать
во внимание, что государственное
управление неизбежно требует
многих оперативных и
Деятельность
Правительства РФ основывается на принципах,
прописанных в Федеральном
3 . СИСТЕМА
И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ
Современная система и структура федеральных органов исполнительной власти явилась следствием административной реформы органов исполнительной власти. Новая система и структура федеральных органов исполнительной власти была утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в который были внесены изменения Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
Понятие «система органов исполнительной власти» законодательстве Российской Федерации не установлено, а также является достаточно обсуждаемой правовой категорией. Однако практически все ученые-административисты определяют дают примерно схожие понятия этой системы. Так авторы учебника «Административное право» Алехин А.П и Кармолицкий А.А. дают наиболее развернутое определение системы федеральных органов исполнительной власти. По их мнению данная система представляет собой совокупность органов государственного управления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами и имеющих свое специальное назначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления. Указами было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят (рисунок №1): 1) федеральные министерства; 2) федеральные службы; 3) федеральные агентства.
Структура
федеральных органов
В ст. 112 Конституции РФ под структурой федеральных органов исполнительной власти понимается перечень центральных органов федеральной исполнительной власти (центральных органов управления), подведомственных Правительству Российской Федерации.
Рисунок №1
К элементам структуры относятся:
1 федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельности которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти. Например, министерство внутренних дел и подведомственная ему Федеральная миграционная служба;