Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:17, курсовая работа
В настоящее время Россия стремится как никогда к формированию правового государства, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти……. 5
1.1 Понятие органов исполнительной власти………………………...5
1.2 Классификация органов исполнительной власти………………..11
Глава 2. Правительство РФ в системе органов исполнительной
власти………………………………………………………………….18
Глава 3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти……………………………………………..23
Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов РФ………28
Заключение…………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………..34
2 федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
3 федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. Так в указе Президента РФ № 649 в пункте 4 сказано, что руководство Федеральной службой по тарифам, Федеральной службой государственной статистики, Федеральным космическим агентством, Федеральным агентством по атомной энергии осуществляет Правительство Российской Федерации6.
В
схематическом плане структуру
федеральных органов
В Конституции РФ 1993 г., в пункте «г» статьи 71, установлено право органов власти на установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов исполнительной власти.
За последнее время система органов, выражающих федеральную исполнительную власть, подвергалась неоднократным структурным изменениям в целях определения их рациональной модели функционирования и взаимодействия, повышения их роли в процессе реформирования государственной и общественной жизни.
В 1999 году Конституционный суд РФ вынес постановление о толкование ряда статей Конституции РФ. А именно, по запросу депутатов Государственной Думы было разъяснено понятие «система органов государственной власти». Было установлено, что формирование системы и структуры происходит на основе федерального законодательства, а также других правовых актов, как-то указов Президента РФ.
Если сравнивать понятие
исполнительной власти, то главным отличием является вопросы подчинения
и руководства данных органов. По сути, структура является продолжение
системы, элементы структуры в совокупности составляют элементы системы органов исполнительной власти.
Система
федеральных органов исполнительной власти
основана на принципе федерализма и административно-
Рисунок №2
Рисунок №3
Территориальные
структурные подразделения
Отличия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти от органов исполнительной власти субъектов РФ заключаются в следующих позициях:
1 – По порядку формирования. Создаются в субъектах Федерации по инициативе соответствующего федерального органа исполнительной власти.
2
– По нормативно правовому
регулированию.
3
– По подчиненности.
4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
В соответствии с Конституцией в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции РФ). Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. Органы исполнительной власти в настоящее время создаются и действуют:
1)
в республиках, имеющих свои
конституции, которые
2)
в краях и областях (т.е. административно-
3) в автономных образованиях (одна область и округа);
4)
в городах федерального
В настоящее время федеральным законодателем установлены рамочные условия и принципы, на которых должно происходить формирование региональной системы органов исполнительной власти. В связи с этим был принят Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ). Субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Установление таких принципов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В частности, каждый из субъектов Федерации имеет собственную систему органов исполнительной власти, которую они формируют самостоятельно (ч.2 ст.11 Конституции РФ) в соответствии с основами конституционного строя государства. Это, означает, что образование, формирование и деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами республик, краев, областей и других субъектов Федерации.
Особенностью единой системы, которую образуют органы исполнительной власти разных уровней, является то, что вне названных пределов и полномочий органы исполнительной власти субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции РФ). При этом самими субъектами, на своей территории, создаются органы, которые практически реализуют основные функции государственного управления.
Органы исполнительной власти субъектов РФ не находятся в организационном подчинении соответствующим федеральным органам. Последние взаимодействуют с соответствующими их профилю министерствами и иными органами исполнительной власти субъектов Федерации.
В настоящее время идет унификация системы органов исполнительной власти во всех субъектах Федерации. Ее юридическую основу составляет Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", один из разделов которого посвящен органам исполнительной власти субъекта Федерации. Уже сложились и действуют единые правовые нормы, которыми определяется административно-правовой статус органов исполнительной власти всех субъектов Федерации. Некоторые нормы, которые складывают принципы организации исполнительной на местах:
1.
принадлежащие этим органам
2.
исполнительная власть в
3.
конституцией (уставом) субъекта
Федерации может
4.
законодательный орган
В
настоящее время можно
Как уже отмечалось выше, структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Так, на примере Амурской области, в соответсвии с Уставом Амурской области от 13 декабря 1995 года №40-ОЗ, высшим должностным лицом Амурской области является губернатор, который возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство области (статья 46 ч.1 Устава). Губернатор также формирует порядок формирования, организация и полномочия исполнительных органов государственной власти, в соответствии с законом области о системе исполнительных органов государственной власти области и структурой исполнительных органов государственной власти области. Так на основании Постановления губернатора Амурской области было упразднено министерство информационной и внутренней политики Амурской области8.
Структура исполнительных органов государственной власти Амурской области строится на основе Закона Амурской области «О системе исполнительных органов государственной власти Амурской области» от 7 июня 2007 года № 344-ОЗ, данный закон устанавливает систему исполнительных органов государственной власти области, а также определяет правовую основу организации и деятельности исполнительных органов государственной власти области. Если объединить положения данного закона и постановление губернатора Амурской области, то система, и структура, в совокупности выглядят следующим образом:
1.
Правительство Амурской
2.
Иные исполнительные органы
представительство Амурской области при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации, 11 министерств, 10 управлений, 3 инспекции.
Компетенция,
а вместе с тем и структура органов
исполнительной власти субъектов РФ строится
на статьях 72 и 73 Конституции РФ, в связи
с этим структурные подразделения
могут быть созданы как для ведения совместных
вопросов в федеральными органами исполнительной
власти, так и для решения вопросов исключительно
относящихся к ведению исполнительной
власти субъектов РФ. В настоящее время
на территории субъектов Федерации их
органы исполнительной власти "ближе"
всех к организациям различных отраслей
и сфер государственного управления. Но
все они, так или иначе, имеют различную
ведомственную принадлежность и подчиненность.
В результате на одной территории функционируют
объекты республиканского, краевого, областного
и т.п., а также федерального подчинения.
При этом многие из них действуют в рамках
предметов совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов. Соответствующие
федеральные органы исполнительной власти,
что логично, в подобной ситуации должны
действовать через одноименные исполнительные
органы субъектов Федерации, чего пока
не происходит. Эта позиция усиливается
в связи с тем, что многие федеральные
органы не имеют прямых управленческих
связей с объектами их профиля.