Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 07:48, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена в первую очередь тем, что в советский период, на протяжении длительного отрезка времени данная проблема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции. С началом демократических реформ 80-90-х годов XX века в России, с провозглашением курса построения правового государства встал вопрос места и роли принципа разделения властей. В частности пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права приобретают федеральные органы исполнительной власти.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти 4
Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации 12
Глава 3. Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 17
Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 24
Глава 5. Исполнительная власть Хабаровского края 31
Заключение 39
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти 4
Глава 2.
Система и структура
органов исполнительной
власти в Российской
Федерации
Глава 3.
Правительство Российской
Федерации в системе
органов исполнительной
власти
17
Глава 4.
Органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации
Глава 5.
Исполнительная власть
Хабаровского края
31
Заключение
Список
использованных источников
Тема курсовой работы – органы исполнительной власти.
Актуальность выбранной темы обусловлена в первую очередь тем, что в советский период, на протяжении длительного отрезка времени данная проблема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции. С началом демократических реформ 80-90-х годов XX века в России, с провозглашением курса построения правового государства встал вопрос места и роли принципа разделения властей. В частности пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права приобретают федеральные органы исполнительной власти.
Непременным условием написания курсовой работы является определение исследователем целей и задач.
Основной целью курсовой работы является: раскрытие понятия федерального органа исполнительной власти; его компетенции; сущности; системы, структур, отрасли и сферы управления. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-
проанализировать диалектику
-
изучить принцип разделения властей и
практику его применения в современном
правовом государстве.
Глава
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.
Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.
1.
Государственно-правовая
2.
Органы исполнительной власти - это
внешняя форма выражения
3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:
а)
государственная и
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е)
разграничение предметов
ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти1.
4.Главная
задача, органа, исполнительной власти
- правоисполнительная
5.
Деятельность органов
6.
Существует организационная
7.
Органы исполнительной власти
наделены государством особыми
государственно-властными
а) исполнительно-распорядительная деятельность;
б) контрольно-надзорные функции;
в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;
г) нормотворческая деятельность;
д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.
8.
Орган исполнительной власти
постоянно и непрерывно
9.
Органы исполнительной власти
наделены правом
10.
Определен нормативно
11.
Каждый орган исполнительной
власти имеет свое
12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
13.
Орган исполнительной власти - юридическое
лицо - имеет гербовую печать, может
вступать в гражданско-
14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.
Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.
Организационная
структура органов
В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.
1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт- Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти.
Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ2.