Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 07:48, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена в первую очередь тем, что в советский период, на протяжении длительного отрезка времени данная проблема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции. С началом демократических реформ 80-90-х годов XX века в России, с провозглашением курса построения правового государства встал вопрос места и роли принципа разделения властей. В частности пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права приобретают федеральные органы исполнительной власти.

Содержание

Введение 3


Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти 4



Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации 12


Глава 3. Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 17


Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 24


Глава 5. Исполнительная власть Хабаровского края 31


Заключение 39


Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Наталья (1).doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                  3 

Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти                      4

  

Глава 2. Система и структура  органов исполнительной власти в Российской Федерации                                                                                  12 

Глава 3. Правительство Российской Федерации в системе  органов исполнительной власти                                                                                  17 

Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации                                                                                                         24 

Глава 5. Исполнительная власть Хабаровского края                             31 

Заключение                                                                                                       39 

Список  использованных источников                                                   41 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Тема  курсовой работы – органы исполнительной власти.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена в первую очередь тем, что в советский период, на протяжении длительного отрезка времени данная проблема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции. С началом демократических реформ 80-90-х годов XX века в России, с провозглашением курса построения правового государства встал вопрос места и роли принципа разделения властей. В частности пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права приобретают федеральные органы исполнительной власти.

     Непременным условием написания курсовой работы является определение исследователем целей и задач.

     Основной  целью курсовой работы является: раскрытие понятия федерального органа исполнительной власти; его компетенции; сущности; системы, структур, отрасли и сферы управления. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

     - проанализировать диалектику понятия государственного органа исполнительной власти и его отражение;

     - изучить принцип разделения властей и практику его применения в современном правовом государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 

     Орган исполнительной власти - это государственная  организация, часть системы органов  государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

     Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

     1. Государственно-правовая природа  органов исполнительной власти  обусловлена конституционным разделением  государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

     2. Органы исполнительной власти - это  внешняя форма выражения исполнительной  власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

        3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

     а) государственная и территориальная  целостность Российской Федерации;

     б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

     в) верховенство Конституции РФ и федеральных  законов на всей территории РФ;

     г) единство системы государственной  власти;

     д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную в целях обеспечения  сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

     е) разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

     ж) самостоятельное осуществление  органами исполнительной власти субъектов  РФ принадлежащих им полномочий;

     з) обеспечение самостоятельного осуществления  своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти1.

     4.Главная  задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность  т.е. исполнение действующих законов  и, иных нормативных правовых  актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

     5. Деятельность органов исполнительной  власти по своему содержанию  имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный  характер; в результате этой деятельности  решаются и реализуются государственные задачи и функции.

     6. Существует организационная структура  органа исполнительной власти, т.е.  наличие в нем государственных  должностей функциональных структурных  подразделений (департаментов, отделов,  управлении, главных управлений  и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

     7. Органы исполнительной власти  наделены государством особыми  государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных  правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

     а) исполнительно-распорядительная деятельность;

     б) контрольно-надзорные функции;

     в) действия юридического характера и  принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

     г) нормотворческая деятельность;

     д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

     8. Орган исполнительной власти  постоянно и непрерывно действует  на определенной территории РФ.

     9. Органы исполнительной власти  наделены правом нормотворческой  деятельности, т. е. правом издания:  актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой - результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

     10. Определен нормативно установленный  порядок образования, формирования  реорганизации и ликвидации органа  исполнительной власти.

     11. Каждый орган исполнительной  власти имеет свое наименование.

     12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

     13. Орган исполнительной власти - юридическое  лицо - имеет гербовую печать, может  вступать в гражданско-правовые  отношения.

     14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

     Правовой  статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти  органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

     Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой  и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

     В Российской Федерации создано множество  органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

     1. По уровню нахождения органа  в системе исполнительной власти Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):

     а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные  министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

     б) органы исполнительной власти субъектов  РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт- Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти.

     Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ2.

Информация о работе Органы исполнительной власти