Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в разработке общего представления об административно-правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и выявить его особенности в российском административном праве;
- проанализировать особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в российском законодательстве………………………………...4
1.1 Понятие и содержание административно-правового статуса физических лиц…………………………………………………………..4
1.2 Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства как субъектов административного права России………………………….9
Глава 2. Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………13
2.1 Основные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………….….13
2.2 Правовой режим иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ………………………………………………………………………..15
2.3 Порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории РФ……………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………….………..29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 47.32 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………...2

Глава 1. Основы правового статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства  в российском законодательстве………………………………...4

    1.1 Понятие  и содержание административно-правового  статуса физических лиц…………………………………………………………..4

    1.2 Понятие  иностранных граждан и лиц  без гражданства как субъектов  административного права России………………………….9

Глава 2. Основы правового положения иностранных  граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………13

    2.1 Основные  права и обязанности иностранных  граждан и лиц без гражданства………………………………………………………….….13

    2.2 Правовой  режим иностранных граждан и  лиц без гражданства в РФ………………………………………………………………………..15

    2.3 Порядок  въезда и выезда иностранных  граждан и лиц без гражданства  по территории РФ……………………………………….23

Заключение…………………………………………………………………….27

Список  использованной литературы……………………………….………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы «Особенности административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства» обусловлена  необходимостью углубленного исследования особенностей административно-правового  положения иностранных граждан  и лиц без гражданства. Административно-правовое положение иностранных граждан  и лиц без гражданства имеет  большое значение, так как в  российском обществе они стали особой социальной группой.

     Данная  тема в курсе административного  права является обширной и включает в себя огромное количество вопросов. В работе мною будет рассмотрено  более детально понятие административно-правого  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства и  его особенности в российском законодательстве. 

     Цель  работы заключается в разработке общего представления об административно-правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

     Для достижения этой цели поставлены следующие  задачи:

     - дать общую характеристику правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и выявить его особенности в российском административном праве;

     -  проанализировать особенности правового  положения иностранных граждан и лиц без гражданства.

     Объектом  исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в результате установления, поддержания и прекращения  правовой связи между иностранным  гражданином и Российской Федерацией, формирования административно-правового  статуса иностранного гражданина и  обеспечения условий и порядка  въезда, выезда и пребывания (проживания) иностранцев на территории Российской Федерации.1

     Предмет исследования - теоретические и нормативно-правовые основы регулирования административно-правовых отношений с участием иностранных  граждан.

     При написании  данной курсовой работе мною были использованы следующие источники: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в РФ», ФЗ «О порядке  выезда из РФ и въезда в РФ», также  работы следующих авторов: Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Дмитриев Ю.А. и другие. 
 
 

 

Глава 1. Основы правового  статуса иностранных  граждан и лиц  без гражданства  в российском законодательстве.

    1.1 Понятие, виды  и содержание административно-правового  статуса физических  лиц.

     В законодательстве Российской Федерации  зачастую происходит подмена понятий  «физическое лицо» и «гражданин». Так, например п.2 ст.1 Гражданского кодекса  РФ:2 понятие "физические лица" используется как синоним понятия "граждане", также глава 3 ГК РФ носит название «Граждане (физические лица)». В международных соглашениях, а также в законодательстве многих стран понятие «граждане» вообще не употребляется, а используется понятие «физические лица», которое имеет более широкое содержание, поскольку охватывает всех людей как участников правоотношений на территории данной страны (или стран). Гражданство является лишь элементом характеристики физического лица.

     Физическое  лицо – термин, употребляемый для  обозначения человека как участника  правоотношений, носителя гражданских  прав и обязанностей. Физические лица обладают соответствующим административно-правовым статусом, т.е вступают в административно-правовые отношения в определенном административно-правовом качестве. Субъектами административного права, так или иначе, являются все физические лица.

     Правовой  статус физического лица определяется его правовым положением по действующему законодательству. Правовой статус физического  лица, по мнению Ю.Я. Великомыслова – это его возможность вступать в различные правоотношения, нести права и обязанности.3

     Административно-правовой статус человека и гражданина – это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у  человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.4

     Можно выделить четыре основных вида административно-правового  статуса граждан:

     1. Статус личности включает административные  права и обязанности, присущие  всем без исключения физическим  лицам в Российской Федерации,  независимо от каких бы то  ни было обстоятельств. Таким примером может служить право на судебную защиту, обязанность сохранять природу и окружающую среду. Административно-правовой статус личности в своей непосредственно вытекает из норм главы 2 Конституции РФ и закреплен во многих федеральных законах.

     2. Административно-правовой статус  гражданина включает административные  права и обязанности, различающиеся по критерию наличия или отсутствия определенного вида гражданства у физического лица:

     - административно-правовой статус гражданства Российской Федерации;

      -  административно-правовой статус иностранного гражданства в Российской Федерации;

     - административно-правовой статус двойного гражданства (бипатризм);

     - административно-правовой статус безгражданства (апатризм).

     Как отмечает О.Е.Кутафин, «обладание гражданством (подданством) соответствующего государства  является для человека естественным состоянием, и потому состояние «безгражданства» - отсутствие гражданства (подданства) - сравнительно редкое исключение».5

     3. Социальный статус включает административные  права и обязанности, дифференцированные  по физическим лицам исходя  из их профессии или рода  занятий. Этот статус возникает на основании закона как комплекс административных прав и обязанностей, связываемых с той или иной профессией или родом занятий. Поскольку же любое физическое лицо в российском обществе занимает определенную социальную нишу, наличие одного или нескольких социальных статусов для физического лица является непременным.6

     4. Особый административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Физические лица приобретают особый статус хотя и на основе законодательства, но исключительно своим добровольным волеизъявлением. Особый статус связан с индивидуальными предпочтениями граждан, и в качестве его примеров можно назвать статус охотника, предпринимателя, водителя, фермера и т.д.

     Жизнедеятельность человека пронизана частым вступлением  в различные правоотношения. Для  участия в правоотношениях люди должны обладать определенными качествами. Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие правосубъектности. Административная правосубъектность состоит из  административной правоспособности, административной дееспособности и административной деликтоспособности.

     Административная  правоспособность представляет собой  установленную законом возможность  субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права  и нести обязанности. Административная правоспособность в сфере государственного управления возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Правоспособностью обладают все граждане независимо от возраста.

     Административная  дееспособность – возможность и  способность субъекта своими самостоятельными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности. Иными словами административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

     Объем административной дееспособности устанавливается  в законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости гражданина. В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ7, административная дееспособность граждан возникает лишь по достижении определенного возраста: 16 лет (неполная дееспособность) и 18 лет (полная дееспособность). Малолетние и лица с ограниченной дееспособностью в силу решения суда не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспособных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами.

     Например, право на обращение в органы государственной  власти (кроме суда) и органы местного самоуправления граждане могут самостоятельно реализовать независимо от возраста. Лица, признанные решением суда недееспособными, не утрачивают административную дееспособность в отношениях по поводу подачи в административном порядке жалоб, заявлений и предложений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны в общеустановленном порядке рассмотреть такие обращения и принять по ним решения.

     Административная  деликтоспособность – способность  субъекта в соответствии с законом  нести ответственность за свои неправомерные  действия, в том числе подвергаться административному наказанию.8

     Административная  деликтоспособность не должна смешиваться  с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет  место не исполнение обязанности  или воздержание от нарушения  запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.

       Административная деликтоспособность  имеет четкие критерии, определенные  в Кодексе Российской Федерации  об административных правонарушениях.  Таких критериев всего два:  возраст и вменяемость. Административной  ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения  административного правонарушения  возраста 16 лет. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействий) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.9

    1.2 Понятие иностранных  граждан и лиц  без гражданства  как субъектов  административного  права России.

     Фундаментом административно-правового статуса  иностранных граждан на территории Российской Федерации является часть 3 статьи 62 Конституции РФ10, предусматривающая, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

     На  данном положении Конституции РФ базируется вся нормативно-правовая основа административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства, состоящая  из ряда федеральных законов. Такими основополагающими законами, в настоящее время являются Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию».

     В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»11, иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. А лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Информация о работе Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства