Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:56, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности бюрократии и бюрократического аппарата в системе государственных органов. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить понятие бюрократии и проследить эволюцию основных теорий бюрократии;
-выявить истоки бюрократии в России;
-рассмотреть систему государственных органов;
-выявить взаимосвязь системы государственных органов и бюрократии;
-исследовать проблемы бюрократизма в современной системе;
-определить пути преодоления бюрократии.
Введение……..………………………………………………………………….3
Глава 1. Методологические аспекты изучения бюрократии………………………………………………………………………5
1.1 Понятие бюрократии и эволюция теории бюрократии……………………………………………………………………...6
1.2 Истоки возникновения бюрократии в России……………………………………………………………….…………12
2. Место бюрократии в системе государственной власти……………………………………………………………………………..14
2.1 Особенности системы государственных органов.………………………………………………………………………….14
2.2 Взаимосвязь бюрократии и государственной власти……………………………………………………………………………21
3. Проблемы бюрократизма в системе государственных органов и пути их решения……………………………………………………………………….…24
3.1 Проблемы бюрократизма в современной системе…………………………………………………………………………....24
3.2 Пути преодоления бюрократизма…………………………………………………………...………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………….……………………………………34
В Федеральном
законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ
содержится ряд новых
В Законе
вводятся и достаточно
В отличие
от военной и
В последнее время намечена тенденция к жесткой борьбе в системе коррупции и взяточничества в России.
С момента прихода к власти В.В. Путина, он не раз в ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ говорил о необходимости проведения административной реформы: «государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим. Нынешняя работа государственного аппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод».
Данное высказывание
нашло свое отражение в Указе
Президента РФ от 19.11.02 года №1336
«О федеральной программе «
Также, в ноябре 2003 года Президентом РФ был издан Указ № 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией». Данный Указ был издан в целях совершенствования государственной политики по противодействию коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, искоренения злоупотреблений и пресечения преступлений с использованием должностного положения, обеспечения соблюдения норм служебной этики государственными служащими, создания благоприятных условий для развития экономики страны. В состав Совета входят Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При Совете создаются Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.
Президент
Российской Федерации в
Построение демократического
правового федеративного
2.2 Взаимосвязь
бюрократии и государственной власти
Аппарат управления
- не только совокупность
1. "Оторванность от народа", - фактически отказ государственных структур от заботы о базовых социальных потребностях людей, опора властей не на широкие социальные слои, а на собственную бюрократию, силовые структуры и политическую демагогию. Именно поэтому аппарат управления теряет контроль над ситуацией. 81% опрошенных видит в этом главные причины своего негативного отношения к современной государственной бюрократии и высшему руководству страны. Подобное мнение складывается из следующих убеждений опрошенных:
- аппарат не
знает подлинных нужд
- чиновники пользуются льготами, привилегиями, хотя в свое время сами выступали против них (67%);
- руководители
заняты не государственными
- никто из "столоначальников" не советуется с народом (61%). Чаще всего высказывают такие суждения рабочие, пенсионеры, крестьяне. Реже - гуманитарная интеллигенция, научные работники; значительно реже -предприниматели, молодые люди в возрасте до 25 лет.
2. "Расхождение между словом и делом", "размывание" в обществе вообще и в управленческих структурах в частности таких норм нравственности, как порядочность, честность, ответственность, исполнительность. Эту причину своей отрицательной оценки руководителей различных уровней назвали 59% опрошенных. Наиболее часто при этом приводились следующие суждения:
- придя к власти, многие поступают прямо противоположно тому, о чем говорили, к чему призывали раньше (38%);
- чиновники нередко скрывают правду или просто лгут (47%);
- власти не выполняют обещаний, которые дают народу (56%).
3. Взяточничество
и коррупция постоянно поражают
"конторы" и "управления",
за громкими заявлениями и
оценками нередко
Бюрократизм
- не просто монополизация осуществления
власти аппаратом, а как бы вторая власть,
разлагающая единую систему власти. Конкретнее
бюрократизм - это чрезмерная формализация
управления, используемая для фактического
(максимально возможного) оттеснения народа
и его представителей от власти, для обеспечения
собственных интересов в ущерб интересам
общества.
3. Проблемы
бюрократизма в системе
3.1 Проблемы
бюрократизма в современной
От теоретико-
Политизация деятельности государственной бюрократии, хотя она и необходима на определенном этапе развития реформ, имеет особенности, не способствующие эффективности ее результатов. Специфика реализации политики бюрократическими структурами определяется анонимностью и скрытым характером, что открывает простор для многих негативных явлений, имеющих в своей основе личные связи и контакты политической, бюрократической и предпринимательской элит. Примечательно, что за годы реформ более всего разрастается исполнительный аппарат власти. Общая численность государственных служащих и иных работников федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее именуются — государственные органы), а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления на начало 2006 года составила 1053,1 тыс. человек, в том числе установленная численность
государственных служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти — 315,1 тыс. человек. С 1998 года отмечается незначительное снижение численности государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. В 2006 году численность государственных служащих федеральных органов исполнительной власти уменьшилась по сравнению с 1998 годом на 4,9 процента. При этом наблюдается рост численности государственных служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления. Структура должностей многих государственных органов допускает сегодня соотношение руководителей и исполнителей на уровне 1.1 – 1.8., т.е. на одного руководителя приходится менее двух исполнителей.
Выше-указанные цифры говорят о бюрократизации управления, о воспроизводстве бюрократическим аппаратом самого себя. Задачи реформирования аппарат решает старыми методами, создавая новые структуры под нерешенные проблемы. Увеличение численности бюрократии свидетельствует о том, что, во-первых, отсутствует продуманная государственная кадровая политика; во-вторых, эффективность организации и функционирования бюрократии оставляет желать лучшего и, в-третьих, о весьма низкой конкурентоспособности государства как работодателя, когда вместо одного «эффективного» работника нанимаются три-пять «неэффективных».Помимо «внутреннего» разрастания бюрократии усиливается вмешательство государственного аппарата в сферу гражданского общества, что подталкивает процесс бюрократизации политики. Результатом бюрократической институционализации стало административное воздействие на становление партийной системы в России, наряду с демократическим инициированием партийного строительства.
Информация о работе Особенности бюрократического управления государством в современной России